Основные особенности и правила взаимодействия педагога с воспитанниками ДОУ
статья

Александрова Татьяна Серафимовна

Образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности ребенка в соответствии с ФГОС.

Эффективность образовательного процесса находится в прямой зависимости от эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Основным видом деятельности в дошкольных организациях, согласно ФГОС, становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов

«Основные особенности и правила взаимодействия педагога с воспитанниками в ДОУ»

                                                            Составила воспитатель Александрова Т.С.

                                                           

                                                    Санкт-Петербург

Образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности ребенка в соответствии с ФГОС.

Эффективность образовательного процесса находится в прямой зависимости от эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Основным видом деятельности в дошкольных организациях, согласно ФГОС, становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером детей.

Таким образом совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка – это

оптимальная форма организации сотрудничества педагога с детьми в дошкольном учреждении.

Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Понятие «партнерская деятельность» раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В ходе совместной деятельности происходит обмен информацией, действиями, планирование и осуществление общей деятельности.

Что значит быть партнером детей: (по Н.А. Коротковой):

  • Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
  •  Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)
  • Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответственной организации рабочего пространства.)
  • Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Основные компоненты совместной деятельности - сотрудничества:

  • Общая цель.
  • Общий мотив.
  • Совместные действия направлены на достижение общей цели.
  • Общий результат.

Значимым является утверждение В. А. Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.

Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.

К сожалению, современные дошкольники имеют ряд особенностей, которые еще больше доказывают необходимость в совместной деятельности детей и воспитателя.

Особенности деятельности современных детей:

  • У многих современных детей низкий уровень когнитивного (познавательного) развития
  • Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.
  • Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребности сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
  • Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков.
  • Недостаточная социальная компетентность детей дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
  • Большое количество детей с нарушениями речевого развития
  • Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних дошкольников познавать окружающий мир
  • Низкий уровень коммуникативной компетентности.
  • Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей.

Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что это равноправный участник деятельности и как таковой связан с другими взаимным уважением. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей.

Позиция педагога при совместной партнерской деятельности с детьми:

  • Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
  • Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
  • Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
  • Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
  • Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Позиции воспитателя в разные моменты совместной деятельности.

Воспитатель приглашает детей к деятельности непринужденно:

      • Давайте сегодня.

• Кто хочет, устраивайтесь удобнее.

• Кто хочет — присоединяйтесь.

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает» развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.). Предлагает свою идею или свой результат для детской критики. Проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение. Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.

Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал. Партнер- взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. Дети реализуют свои интересы в различных видах деятельности в основном самостоятельно, а взрослый не только обязан создать условия для стимулирования ребенка в различных видах деятельности, ему необходимо ориентироваться на интересы, потребности и способности детей. Взрослый включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление. Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

  • стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);
  • рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
  • отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.

При организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы просто не возникают.

Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.

Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на существенных принципах работы с детьми в форме совместной партнерской деятельности:

Принципы совместной партнерской деятельности

  • Уход от жесткого регламентированного обучения школьного типа; использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности;
  • Обеспечение взаимосвязи совместной деятельности с повседневной жизнью детей, их   самостоятельной деятельностью;
  • Создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности;
  • Широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей.      
  • Введение в обучение проблемных задач, имеющих разные варианты решений; широкое использование игровых приемов, игрушек;
  • Создание эмоционально значимых для детей ситуаций; выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому.

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми, как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

Правильно организованная совместная деятельность детей с педагогом способствует достижению целевых ориентиров: всестороннего развития дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками в вопросах формирования у детей нравственности.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия....

Особенности и правила взаимодействия педагогов с воспитаниками в ДОО-основа успешного решения целей воспитания

Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования л...

Проектная деятельность: особенности и правила взаимодействия педагогов с воспитанниками в ДОО

Роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей В настоящее время основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к ...

Особенности и правила взаимодействия педагогов с воспитанниками в ДОО

Взаимодействие педагогов и воспитанников – основа успешного решения целей воспитания....