Патриотическое воспитание дошкольников в свете новых образовательных стандартов
статья

Налимова Елена Анатольевна

Материал будет полезен педагогам ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_v_svete_novyh.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников в свете новых

образовательных стандартов

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Не верно следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

Гражданское воспитание включает ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.

Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.

Правовая культура – это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений.

Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношения людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным стандартом.

Важность патриотического воспитания в современных условиях построения демократического, правового государства и гражданского общества, подчеркнута в специальной Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.г.». Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

Согласно новым стандартам в Свердловской области принята областная государственная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 годы».

В Федеральном государственном образовательном стандарте отражены принципы патриотического воспитания:  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей.

ФГОС были введены совсем недавно, однако в дошкольных учреждениях происходит процесс самоанализа, поиск новых путей в патриотическом воспитании детей. На данный момент в МБДОУ Детский сад № 6 г. Новая Ляля началась разработка образовательной программы, включающей в себя сложившиеся традиции детского сада по формированию этнокультурной толерантности и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Что отвечает современным ФГОС.

В детском саду созданы условия:

  • В комплексно – тематический план заложена система работы по патриотическому воспитанию;
  • Работа с детьми проводится в непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности с воспитателем, в режимных моментах;
  • Праздники и досуги являются итоговыми тематическими мероприятиями.
  • В детском саду созданы уголки быта русской и татарской культуры.
  • Имеются предметы с государственной символикой. Воспитанников старшего возраста педагоги знакомят с Гербом РФ, гимном. Формирование у воспитанников понимания сущности и значения государственных символов РФ, воспитание уважения к ним осуществляется как НОД, так и в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России.
  • В группах созданы мини библиотеки по патриотической тематике.
  •  В каждой группе имеются центры для различных видов детской деятельности.
  •  Воспитатели знают историю своего города, своей страны. Умеют преподнести детям материал доходчиво, понятно.

Целью воспитания наших детей является: воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других; подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества.

В процессе работы решается комплекс задач:

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Воспитывать бережное отношение к родной природе и всему живому;
  • Воспитывать уважение к труду;
  • Развивать интерес к русской, татарской культуре;
  • Воспитывать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
  • Формировать элементарные знания о правах человека;
  • Расширять представления о городах России;
  • Знакомить детей с символикой государства;
  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в области патриотического воспитания;

Детский сад, это, то место, где ребенок проводит большую часть времени. Для того, чтобы дошкольный период запомнился ярко и на всю жизнь, необходимо формировать представления о детском саде, как общем доме для детей и взрослых.  

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС дошкольного образования: музыкальное воспитание дошкольников в свете требований стандарта.

ФГОС дошкольного образования определяет основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного воз...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Никто не учит маленького человека:  «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».Все дело в одной, в очень важной закономерности...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, санитарно-эпидемиологические требования к...

Консультация для педагогов по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО»

Консультация для педагогов по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО»...