«Развитие познавательной деятельности дошкольников»
статья
Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Ребенок нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №278»
«Развитие познавательной деятельности дошкольников»
Составитель(и): Кармышова А.А.
Категория высшая
Буравлева А.А.
Категория высшая
Коннова Е.А.
Категория высшая
Барнаул, 2023
Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Ребенок нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве. Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить. Особенности развития познавательной деятельности в дошкольном возрасте Особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста заключаются в системе работы по развитию самой познавательной деятельности детей. Многие ученые А.Н. Поддьяков [37], О.В. Дыбина [16], И.Э. Куликовская [25], Совгир Н.Н. [26], А.И. Савенков [45], Л.С. Выготский [9,10] занимались изучением особенностей познавательной деятельности и отразили свою точку зрения в научных работах. Выдающийся российский психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что умственное развитие показывает то вновь появившееся, что человек выполняет самостоятельно с помощью приобретенных новообразований вновь появившихся умственных качеств, что позволяет ему перевести психические функции с самого маленького на наиболее большой уровень развития по линии произвольности и осознанности [9]. Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями значимой для ребенка деятельности – игровой. 17 Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников служит познавательный интерес направленность на материал (игровой, математический, экологический и т.д.), которая связанна с позитивными эмоциями и способствующая развитию познавательной активности ребенка. Основной принцип организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста принцип активности и осознанности в процессе получения различных знаний. Познавательная деятельность детей дошкольного возраста может осуществляться как в сотрудничестве со взрослым, так и самостоятельно. Однако познавательная деятельность прежде всего самостоятельное получение результатов в процессе познания. Н.Н. Поддьяков в своих исследованиях показал что, дети дошкольного возраста в познавательной деятельности не только приобретают умение без помощи взрослого решать новые задачи, но и способны самостоятельно ставить новые цели и достигать их без помощи взрослого [37]. Таким образом самостоятельность ребёнка в познавательной деятельности играет важную роль. Старший дошкольный возраст считается важнейшим периодом для изменения и развития психики ребенка, так как в это время на первый план выдвигается его целеустремленная познавательная деятельность, в процессе которой совершаются важнейшие перемены в психической сфере. Л.С. Выготский в своих трудах доказывает, что главная роль среди познавательных процессов отводится мышлению. Мышление это процесс обобщения и непосредственного выражения важных характеристик, причинно-следственных взаимодействий меж проявлениями действительности находящейся вокруг средствами вербализации [9]. Структура мыслительной деятельности у дошкольников содержит следующие компоненты: Мотивационный компонент проявляется в различных видах активности. 18 Регуляционный компонент проявляется в умении программировать, планировать и контролировать психическую деятельность. Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза. В мышлении детей старшего дошкольного возраста выделяется три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления [9]. Понимание это аналитико-синтетическая деятельность, в ходе которой происходит овладение новой информации, дается ребенку воспитателем или черпается им из книги. Воспитатель сообщает ребенку необычные данные, производит анализ полученных результатов опытов, производит мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция, обобщение) и осуществляет приемы умственной деятельности (сравнение, классификация, определение). Дети наблюдают за движением мышления воспитателя, за логикой и согласованностью доказательств. Это вызывает у детей применение некоторых умственных усилий, конкретной аналитикосинтетической деятельности [9]. Под логическим мышлением швейцарский психолог и философ Жан Пиаже понимает процесс, в котором человек способен самостоятельно решать познавательные задачи. Логическое мышление, так же как и понимание, является аналитико-синтетической деятельностью, но они существенно различаются друг от друга по источнику, дидактической функциии и личностным переживаниям. В процессе логического мышления ребенок учится сам делать новые выводы, тогда как сущность понимания содержится в узнавании, осознании и фиксации того, что осознается и приобретается ребенком. Успешному развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста способствует выполнение творческих заданий в результате поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы.[35, с. 237]. 19 Уровень творческого мышления у детей формируется при осуществлении ими разнообразных творческих заданий. Творческими заданиями в ходе обучения считают такие задачи, правила, выполнения которых детям не обозначаются и в готовом виде им неизвестны. Творческое мышление по современным убеждениям происходит в три этапа. Первый этап отличается появлением проблемной ситуации, ее предварительным анализом и определением проблемы. На втором этапе происходит поиск разрешения проблемы. На третьем этапе найденный принцип решения, воплощается и проводится его проверка. Главное направление развития мышления у ребенка заключается в переходе от наглядно-действенного к наглядно-образному, а в конце периода дошкольного возраста – к словесному мышлению. Словеснологические операции выражают общесодержательную характеристику умственной деятельности. Как уже указывалось, у старших дошкольников необходимо развивать мотивы учения, основным из которых значится познавательный интерес к объекту, под которым подразумевают определенную направленность психических процессов на конкретные предметы и явления окружающей действительности. Для того чтобы проанализировать познавательную деятельность ребенка следует принять во внимание особенности его личности. «Мысль рождается, писал Л.С.Выготский, не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции» [9]. Л.С.Выготский подчеркивает, что понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь тогда, когда будут учтены и выявленя «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С.Выготского). Эти положения также рассматриваются и описываются во множественных теоретических и экспериментальных экспериментах по детской и педагогической психологии. А.В. Запорожец 20 [18], Л.И. Божович [5] утверждали, что окончание дошкольного периода развития ребенка в психологическом плане выражает собой целую систему взаимодействующих качеств познавательной, аналитико-синтетической, мыслительной деятельности, свойств детской личности, включающих познавательные интересы, особую степень развитости механизмов волевой регуляции. Огромное внимание экспериментатороми так же уделяется познавательному интересу. Последовательные стадии развития познавательного интереса были выделены в трудах Г.И. Щукиной: любопытство, любознательность, познавательная активность, теоретический интерес [36]. Познавательная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста напрямую зависит от методов и приемов, используемых воспитателем во время занятий с детьми. Ребенок, стремясь к познанию, осуществляет действия, взаимосвязанные с интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сферами. Учитывая все это, воспитатель должен отбирать для обучения детей те методы и приемы, которые помогут им продвигаться вперед в своем развитии, и понимать, какое воздействие каждый из них оказывает на каждого ребенка. Для успешного развития познавательная деятельность ребенка должна носить спланированный и предсказуемый характер [24]. Кроме того, как уже акцентировалось внимание в первом параграфе настоящей работы, существуют приемы, с помощью которых сами дети управляют своей деятельностью, однако к формированию этих приемов тоже необходимо подвести. В младшем дошкольном возрасте следует вырабатывать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), учить детей осваивать различные способы деятельности (на этапе от 3– 4 лет). Необходимо отметить, что наиважнейшим психическим новообразованием детей 2–3 лет является становление целеполагания [41]. 21 Ребёнок становится способным не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, — бросать, стучать, катать и т. д., но у него появляется желание с помощью различных предметов создавать что то новое — поезд из стульев, забор из кубиков, и т.п. Для того чтобы ребенок мог создать новые вещи, ему следует поставить конечную цель и представить себе результат своих действий. К 3-4 годам дети накапливают огромное количество представлений и знаний об окружающем мире. Однако эти представления остаются еще практически не связанными между собой. Ребёнок еще только пытается установить взаимосвязи между представлениями. На четвертом году жизни у ребенка начинает формироваться способность заранее представлять себе конечный результат, который он стремится получить, и активно действует в направлении этого результата. Но цели, которые ставит ребенок, не являются жизненно важными для него, однако разнообразные усилия, используемые для достижения результата, должны удовлетворять ребенка. В этом возрасте ребенок уже способен оценивать результат, поэтому он начинает стремиться к более совершенному результату. И объектом познания для него становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов, величина, форма, физические качества. Приобретенные знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства – тождества и различия, осуществлять классификацию [41]. В 4 года познавательное развитие ребёнка также переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Важнейшим средством познания для ребенка становится речь. Развивается умение правильно понимать и принимать разнообразную информацию, переданную посредством слова. Таким образом, познавательная деятельность приобретает качественно новую форму; ребёнок начинает активно реагировать на полученную вербальную и образную информацию и способен ее продуктивно усваивать, запоминать и анализировать и 22 использовать ее в своей деятельности. Словарь детей расширяется и дополняется словами–понятиями. После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог учит детей внимательно слушать на занятиях объяснения, выполнять разнообразные задания и не мешать при этом другим детям находящимся рядом; поддерживает интерес к содержанию образовательной деятельности, поощряет и поддерживает старание ребенка и его активность. Достигнутый к четырем годам уровень психического развития дает ребенку возможность сделать еще один важнейший шаг в познавательном развитии – у детей 4-5 лет появляется способность и стремление активно упорядочить накопленные представления об окружающей действительности. Ребенок стремится находить в окружающем мире и строить элементарные связи и зависимости между разнообразными явлениями, событиями, предметами, находящимися в ближайшем окружении, которые уже находятся в имеющемся у ребенка опыте. У детей 4-5 лет появляется то, что называется продуктивным целеполаганием, обогащение и дальнейшее развертывание уже реализованных целей [41]. Старший дошкольник познает уже «большой мир». В этом возрасте дети в основе своего отношения к миру проявляют заботливость, доброту, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную ранее информацию об окружающем мире, способны при помощи разнообразных логических операций устанавливать зависимости и связи, расположение в пространстве и во времени. У них развивается знаково-символическая функция сознания, дети уже способны применять знаки для обозначения различных действий, признаков, а также построения модели логических отношений между понятиями. Для того чтобы пятилетний ребенок мог удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в его арсенале имеются различные 23 приемы познания: действия и собственный практический опыт (владеет достаточно хорошо); слово, т.е. рассказы взрослых (продолжается процесс его совершенствования); книги, телевизор как новые источники знаний. Такие приемы как сравнение, анализ, классификация, обобщение, а также установление различных закономерностей оказывают огромную помощь ребенку 5-6 лет в том, чтобы более глубоко и осознанно воспринимать, разбираться и постигать имеющиеся и поступающие разнообразные, интересные сведениях о нашем мире. Сведения об окружающем мире, накопленные ребенком к шести годам, требуют от него определенных умений связанных с упорядочиванием поступающих и накопленных сведений. В данном случае взрослые способствуют тому, чтобы процесс познания детей 6-7 лет был направлен на содержательное упорядочивание информации и установление причинноследственных взаимосвязей нашего мира. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие приемы познавательной деятельности: постановка цели предстоящей деятельности и определение способов её достижения; самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; осуществление произвольного контроля за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; планирование деятельности, ориентируясь на её результат. Деятельность воспитателя должна быть направленной на организацию процесса активного усвоения детьми знаний, навыков, умений. Здесь важное значение имеет предварительная подготовка образовательной деятельности (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки). 24 Первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников который они осваивают до того, как научатся слушать и выполнять инструкцию является способность выполнять действия по образцу. В этот период воспитателю важно наглядно показывать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные детские работы. Для этого процесс обучения необходимо дополнять анализом выполненных детьми работ, который проводится воспитателем или, что еще лучше и действеннее для детей, это наглядное сравнение выполненной каждым ребенком своей работы с образцом. С этой целью детям предлагается сравнить свои работы с образцом помещенном на отдельном столе и рядом с ним поместить те работы, на которых сделано «также». Умение оценивать свою работу и работу других детей тесно связано с развитием у детей способности действовать по образцу. А.П. Усова отмечает, что дети не только очень вдумчиво и с огромным интересом сравнивают свою работу с образцом, но и никогда не ошибаются в её оценке, подмечая даже малозначительные, не существенные расхождения. В дошкольном возрасте очень важное значение имеет формирование у ребенка умения слушать, а также выполнять инструкции воспитателя. Познавательная деятельность формируется именно путем активной разнообразной работы, а не путем механического запоминания и дальнейшего воспроизведения. Этому помогает непосредственная постановка воспитателем перед детьми интересных умственных задач, решая которые дети овладевают знаниями, умениями. Важным этапом в развитии познавательной деятельности является возникновение самоконтроля, т.к. у ребенка появляется способность сравнивать свои слова и действия с тем, чему его обучают на занятиях. Таким образом, структура познавательной сферы складывается к пятишести годам. В активной поисковой деятельности детей формируются новые мотивы деятельности. Познавательный интерес ребёнка отображается в его играх, рисунках, рассказах, различных видах творческой деятельности. После 25 овладения детьми речью их познавательная деятельность возрастает. С ее помощью обобщаются знания детей, формируется способность к аналитической деятельности не только на основе восприятия предметов, но и на фоне представлений. Каждый уровень познавательной деятельности человека не только является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной деятельности, он составляет их основу и включается в состав. Необходимые для развития познавательной деятельности условия, на каждом этапе, включаются в состав тех условий, которые необходимы для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но при этом занимают все более и более подчиненное положение. Подробно условия формирования приемов познавательной деятельности рассмотрим в следующем параграфе. Активизация приемов познавательной деятельности детей необходима для получения положительной динамики развития детей дошкольного возраста. Она будет проходить более успешно, если ребенок станет осознавать самого себя как полноправного участника процесса обучения. При этом педагог должен таким образом построить занятие с ребенком, чтобы ему было понятно, куда он двигается в своем развитии, что дает ему тот или иной прием формирования познавательной деятельности.
Познавательная деятельность дошкольников.
Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.
По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского: «индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях — по сравнению с другими детьми».
Совершенствование познавательной деятельности дошкольников — одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития. Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.
Познавательная деятельность направлена на получение новых знаний, их усвоение, овладение необходимыми умениями и навыками, появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.
У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их. Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность.
Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра. Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается. Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать.
Мышление — это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач. Для того чтобы научиться мыслить, нужно приобрести некоторый чувственный и практический опыт, который закреплён с помощью памяти. Основное условие для развития мышления — это воспитание и обучение детей в этом направлении. Развитое мышление ребёнка выражается в овладении предметными действиями, развитии речи, умении решать задачи (простые, а потом и сложные), умении понимать взрослых и детей, в последовательном изложении мыслей, разнообразии и последовательности форм, способов мышления.
Основные виды мышления: логическое — с помощью логических связей, наглядно-образное (или просто образное) — с помощью зрительного представления, творческое — интуитивный способ решения ранее неизвестных задач, наглядно-действенное — с помощью практических проб.
Рекомендации по развитию мышления.
Занимайтесь творчеством. Рисование, лепка, игры с конструктором положительно влияют на развитие образного мышления ребёнка. А образное мышление — базис для логического вида мышления. Учите ребёнка рассуждать. Стройте с ребёнком логические цепочки — так он увидит, как связаны между собой предметы, явления и действия. Занимайтесь математикой. Арифметические задачи отлично развивает способности логически мыслить. Обогащайте словарный запас ребёнка. И бытовая лексика, и научные (учебные) понятия помогут ребёнку совершенствовать мыслительный процесс.
Развитие речи детей раннего возраста
Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.
Что следует делать родителям малыша? Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику.
Кроме пения, почаще надо говорить с малышом, реагировать на плач. Плач малыша — не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним — во всех ситуациях рассказывать ему, что в этот момент происходит.
Мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.
Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста:
- подражание звукам: гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений;
- тренируем губы и язык: учить ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать;
- тренировать речевое дыхание: пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох — носом.
- учить сосредотачиваться на звуке: например, завязать ребёнку глазки и позвонить колокольчиком, глазки откроть и спросить, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами;
- узнавать по слуху: знакомство малыша со звучанием отдельных предметов (барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, погремушка); с названиями предметов и демонстрацией их звуков. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.
Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуем правилам: говорить с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы; ежедневно читать малышу и описывать иллюстрации; развивать речь малыша в игровой форме, не сюсюкать, так как речь взрослых — ориентир для подражания.
Развитие понимания речи. Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка слов, в полтора года — не менее 30, начать говорить предложениями — к 2-м годам.
Важным условием для начала речи малыша является её понимание. Что этому может поспособствовать? Разговоры с ребёнком с первых дней жизни; чтение и рассматривание детских книжек, особенно со стихами; игры с пальчиками.
Стимулирование кончиков пальцев подаёт импульс в участки мозга, ответственные за речевое развитие, поэтому нужно массировать пальчики полугодовалому малышу, а также играть с ним в специальные игры, а деткам 1,5-3 лет предлагать лепить из пластилина.
Надо радоваться, когда малыш произносит новые слова. Не беда, если они ещё не точно произнесены. Необходимо поддержать ребёнка, не перебивать его, а пригласить к диалогу.
Случается, что малыш всё понимает, но не говорит до 2-3 лет. С такими детьми следует заниматься, используя специальные упражнения. К примеру, используя готовые пособия по развитию речи для малышей. 10-15 минут ежедневно будет достаточно, чтобы запустить процесс речевого развития крохи.
Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет, ввиду этого, надо следить за настроением малыша.
Функция обобщения. Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит — для успешного обучения.
Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.
Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, кукла большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.
Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.
Развитие восприятия. Восприятие — ведущий психический процесс развития познавательной деятельности ребёнка раннего возраста, система отражения человеком проявлений окружающего мира с помощью влияния их на органы чувств. Сознание и поведение детей определяет именно восприятие. Память, мышление и внимание целиком связаны с восприятием: ребёнок узнаёт предметы, которые воспринимает, устанавливает между ними связи, воспринимает те предметы, которые попадают в область его внимания.
Переживания малыша также зависимы от восприятия действий и явлений. «Для того чтобы верно ориентироваться в окружающей среде, важно научиться правильно воспринимать как отдельные предметы, так и в комплексе». Самые простые формы восприятия формируются в младенчестве: у крохи появляются условные рефлексы как реакция на раздражители. Ребёнок младшего дошкольного возраста выделяет привлекательные и яркие предметы, нечто необычное, движущееся, на что эмоционально откликается.
Формирование восприятия — непростой и требующий особого внимания процесс, который направлен на то, чтобы малыш легче ориентировался в мире, умел различать тончайшие аспекты окружающей действительности, быстрее адаптировался. С помощью игр и упражнений можно направить формирование восприятия в правильное русло:
«На ощупь». Поместите в небольшой непрозрачный мешочек несколько простых предметов: пуговицы, кубики, конфету, карандаш и т. п. Предложите ребёнку отгадать на ощупь, что это за предметы.
«Повтори». Постойте из кубиков башню. Попросите малыша в точности повторить постройку. Это упражнение можно провести в виде рисования: нарисовать узор, попросить срисовать такой же.
«Подбери такой же предмет». Заготовьте несколько разных рисунков настольной лампы (или другого предмета, пусть ребёнок найдёт два одинаковых рисунка.
Формы развития познавательной деятельности. Главное условие поддержания познавательного интереса детей — это педагогически грамотный подбор элементов для всестороннего развития ребёнка. Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:
- сюжетные и ролевые игры — отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей; наблюдение за предметами и их рассматривание — обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы;
- диалог и беседа — способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности;
- экскурсии — предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы;
- занятия с конструкторами — стимулируют познавательное начало в ребёнке;
- экспериментирование и опыты — учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности;
- коллекционирование — направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей;
- конкурсы, викторины и прочие развлечения — прекрасный способ использовать свои знания, проявить изобретательность и находчивость, а успех поддержит познавательный интерес ребёнка.
Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.
Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности дошкольников. Работа с родителями.
Многие современные родители на сегодняшний день, к сожалению, считают, что детский сад - это то место, куда ребенка можно привести утром и в него, как в копилочку, будут складывать необходимые знания ...
Развитие познавательной деятельности дошкольников в повседневной жизни детей
Возрастной период от пяти до шести лет – значимый этап в развитии познавательной деятельности дошкольника. В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в ...
Особенности развития познавательной деятельности дошкольников.
Статья об особенностях познвательной деятельности дошкольников....
Развитие познавательной деятельности дошкольников
p { margin-bottom: 0.21cm; } Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил...
Опыт работы по теме "Развитие познавательной деятельности дошкольников в повседневной жизни детей"
" В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность" Старший дошкольник - маленький фантезер, неу...
Развитие познавательной деятельности дошкольников
В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. В данном материале имеются рекомендации и советы родителям ...
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс » (Образовательная область «Познавательное развитие»)
Вед.: Все педагоги детских садов должны детально изучить Стандарт дошкольного образования. Сейчас мы немного пройдёмся по нему с помощью практических заданий. Вам необходимо будет прочесть утверж...