Мониторинг познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Экспресс-диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
Воспитатель организует беседу с ребенком в виде игры.
Наглядный материал:
1. Изображение волшебника.
2. Изображение мудреца.
3. Изображение ковра-самолета.
4. Изображение необычной машины.
5. Изображение: солнечный день, мальчик, просыпающийся в постели, рядом улыбающаяся мама.
6. Изображение большой, огромной, толстой книги.
Вопросы:
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? - 5 мин.
5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? - 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) - 4 мин.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Количественная оценка результатов диагностики производится по следующим критериям:
- Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше.
- Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов.
- Низкий уровень познавательной потребности - 2 и меньше ответов.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации - 2, 3, 4, 5. [38;43].
Критерии и уровни сформированности познавательной активности у дошкольника.
Критерии:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
2. мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
3. эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
4. действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
Уровни
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
Воспитатель организует беседу с ребенком в виде игры.
Наглядный материал:
1. Изображение волшебника.
2. Изображение мудреца.
3. Изображение ковра-самолета.
4. Изображение необычной машины.
5. Изображение: солнечный день, мальчик, просыпающийся в постели, рядом улыбающаяся мама.
6. Изображение большой, огромной, толстой книги.
Вопросы:
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? - 5 мин.
5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? - 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) - 4 мин.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.
Количественная оценка результатов диагностики производится по следующим критериям:
- Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше.
- Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов.
- Низкий уровень познавательной потребности - 2 и меньше ответов.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации - 2, 3, 4, 5. [38;43].
Критерии и уровни сформированности познавательной активности у дошкольника.
Критерии:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
2. мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
3. эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
4. действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
Уровни
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Сравнительные результаты исследования уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Методика | Автор методики | Оцениваемый показатель | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||||
Методика «Древо желаний» | В.С. Юркевич | Степень выраженности познавательной активности | 2 | 0 | 0 | 7 | 8 | 6 | 4 | 5 | 7 | ||
Количество / %
| 1 | 2 | 3 | ||||||||||
Сентябрь 2021 | Май 2022 | Апрель 2023 | |||||||||||
Низкий 2 / 15 % Средний 7/ 54 % Высокий 4/ 31 % Общее значение 57 % | Низкий 0 / 0 % Средний 8/ 62% Высокий 5 / 38% Общее значение 68 % | Низкий 0 / 0 % Средний 6/ 46% Высокий 7 / 54% Общее значение 76 % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...
Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования познавательной активности дошкольников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времён. Педагогическая действительность ежедневно д...
Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....
Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»
Понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современн...
Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.
Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...
Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...