Мониторинг познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Пыцкая Ольга Владимировна

Экспресс-диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

 

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).

 

Воспитатель организует беседу с ребенком в виде игры.

Наглядный материал:

1. Изображение волшебника.

2. Изображение мудреца.

3. Изображение ковра-самолета.

4. Изображение необычной машины.

5. Изображение: солнечный день, мальчик, просыпающийся в постели, рядом улыбающаяся мама.

6. Изображение большой, огромной, толстой книги.

 

Вопросы:

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? - 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? - 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) - 4 мин.

 

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Количественная оценка результатов диагностики производится по следующим критериям:

- Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше.

- Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов.

- Низкий уровень познавательной потребности - 2 и меньше ответов.

 

Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации - 2, 3, 4, 5. [38;43].

 

Критерии и уровни сформированности познавательной активности у дошкольника.

 

Критерии:

  1. когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

2. мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

3. эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

4. действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

 

Уровни

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Экспресс-диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).

Воспитатель организует беседу с ребенком в виде игры.

Наглядный материал:

1. Изображение волшебника.

2. Изображение мудреца.

3. Изображение ковра-самолета.

4. Изображение необычной машины.

5. Изображение: солнечный день, мальчик, просыпающийся в постели, рядом улыбающаяся мама.

6. Изображение большой, огромной, толстой книги.

Вопросы:

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? (регистрируются первые 5 ответов) - 6 мин.

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? - 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? - 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) - 4 мин.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Количественная оценка результатов диагностики производится по следующим критериям:

- Высокий уровень познавательной потребности - 9 ответов и выше.

- Средний уровень познавательной потребности - от 3 до 8 ответов.

- Низкий уровень познавательной потребности - 2 и меньше ответов.

Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации - 2, 3, 4, 5. [38;43].

Критерии и уровни сформированности познавательной активности у дошкольника.

Критерии:

  1. когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);

2. мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);

3. эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

4. действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

Уровни

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Сравнительные результаты исследования уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Методика

Автор методики

Оцениваемый показатель

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

2

3

1

2

3

1

2

3

 Методика «Древо желаний»

В.С. Юркевич

Степень выраженности

познавательной активности

2

0

0

7

8

6

4

5

7

Количество / %

   

1

2

3

Сентябрь 2021

Май 2022

Апрель 2023

Низкий 2 / 15 %

Средний 7/ 54 %

Высокий 4/ 31 %

Общее значение 57 %

Низкий 0 / 0 %

Средний 8/ 62%

Высокий 5 / 38%

Общее значение 68 %

Низкий 0 / 0 %

Средний 6/ 46%

Высокий 7 / 54%

Общее значение 76 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования познавательной активности дошкольников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времён. Педагогическая действительность ежедневно д...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»

Понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современн...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...