Выступление "Развитие диалогической речи детей с ТНР"
презентация

Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Основной целью развития диалогической речи у дошкольников является необходимость научить их пользоваться диалогом как формой общения.
Обучению диалогической речи в детском саду протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogicheskoy_rechi.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР

Слайд 2

Овладение связной диалогической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Слайд 3

Что же такое диалог? Термин «диалог» пришел из греческого языка, где слово « dialogos » обозначало беседу. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Диалогическую речь можно определить по краткости высказываний, большому количеству простых предложений, сопровождаемых мимикой и жестами, интонацией. Особенность диалоговой речи – чередование говорения одного с прослушиванием и дальнейшим говорением другого. Высказывание каждого из участников диалога называется – репликой.

Слайд 4

Диалог – для ребенка - это первая ступень овладения речью, ступень, обучающая общаться. Цель общения - поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все дети проходят одинаковые этапы развития, детям с ОВЗ эти этапы пройти гораздо труднее, и для каждого из этапов потребуется более длительный срок.

Слайд 5

Основной целью развития диалогической речи у дошкольников является необходимость научить их пользоваться диалогом как формой общения. Обучению диалогической речи в детском саду протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

Слайд 6

В свободном речевом общении выражающимся в неподготовленной беседе которая может проводится во время режимных моментов Простейшие формы диалога не требуют построения программы высказывания. Что очень важно для детей с ограниченными возможностями, т.к. приходиться многократно повторятся, чтобы некоторые формы ответов вошли в активную речь. Например: Вика, что ты делаешь? Умываюсь. Дима, что ты моешь? Лицо (руки) . Н а специальных занятиях, где чаще всего используются приемы подготовленной беседы и театрализации.

Слайд 7

Участие в диалоге требует от ребёнка следующих умений: -внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником; -формулировать в ответ собственное суждение; -правильно выражать его средствами языка; -менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; -поддерживать определенный эмоциональный тон; -слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.

Слайд 8

Можно выделить несколько групп диалогических умений: 1. Собственно речевые умения: — вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); -поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; — говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. 2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. 3. Умение общаться в паре , группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

Слайд 9

4. Умение общаться для планирования совместных действий , достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы. 5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов . Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям . Отсюда для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы.

Слайд 10

Методы обучения диалогической речи: 1. Беседа (бытовые, трудовые, о природе и др.) 2. Чтение литературных произведений 3. Речевые ситуации направленные на формирование навыков составления диалогов: - на трансформацию содержания беседы в диалог: - на составление диалога по речевой ситуации. 4. Разнообразные игры: - подвижные игры -сюжетно – ролевые игры -игры – инсценировки - театрализованные игры - игры драматизации - словесные дидактические игры

Слайд 11

Проведение игр включает в себя 1. Ознакомление детей с содержанием игры. 2. Объяснение хода и правил игры. 3. Показ игровых действий. 4. Определение роли педагога в игре

Слайд 12

Игровые упражнения в диалоге Итак к игровым упражнениям в диалоге можно отнести : - любую игру ( дидактическую , сюжетно-ролевую, подвижную, игру-драматизацию, передачу литературных текстов по ролям игру правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;

Слайд 13

Игра «Сказочный зверь». Взрослый рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Он сам придумал этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить этого зверя и даже нарисовать его. Дети задают примерно такие вопросы: на кого он похож? Сколько у него лап? Какой формы у него морда? Есть ли у него шерсть, хвост? Маленький он или большой? В случае затруднений взрослый подсказывает детям: «Спросите про глаза и шею, лапы и хвост, шерсть и пр.»

Слайд 14

Игра «Так бывает или нет?» («Небылицы») Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает. — Вначале несколько небылиц разыгрывает логопед. Например : «Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься. Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно. У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение : сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье». Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

Слайд 15

Игра «Снежный ком». Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего. На этапе обобщения на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления. Игра «Почему? А потому!» Игру начинает логопед, потом ее продолжают дети. Логопед задает «каверзные» вопросы. Например : «Почему собака лает?», «Почему кошка часто умывается?». За самый правдоподобный и доказательный ответ ребенок получает фишку.

Слайд 16

Вывод: Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...

Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...

Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Развитие диалогической речи детей с нарушением речи.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе р...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ (для детей старшего дошкольного возраста)

laquo;Отвечай быстро»Цель: Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.Ход игры:Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:&mdash...