Дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников
методическая разработка (младшая группа)
Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, формируются нравственно – экологические основы. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
- бережное отношение к своему здоровью.
На основе вышесказанного у детей углубляются экологические понятия, формируется новое отношение к природе.
В жизни детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, развлекает и дает отдых. Но одна из первых ее задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства практических ситуаций с целью их освоения. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр : «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому, первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой - нибудь другой игры. Усвоение знаний при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает. Познание природы требует учета специфики живого организма и поэтому накладывает много запретов, ограничивает практическую деятельность ребенка. Для повышения эффективности экологического воспитания используются разнообразные формы и методы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...
« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...
Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
Методические рекомендации для педагогов о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....
Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников
Консультация для воспитателей...
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников через организацию игровой деятельности....
Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....