Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
методическая разработка (средняя группа) на тему
Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия и формирование нравственно-оценочного опыта поведения в природе. Игры желательно проводить в естественной природной среде (за исключением игр с комнатными растениями, животными из уголка природы) с небольшой подгруппой детей (5-7 человек).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
008._didakticheskie_igry_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН
Консультация для педагогов и родителей
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
Подготовила: воспитатель Храмова Наталья Викторовна
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия и формирование нравственно-оценочного опыта поведения в природе. Игры желательно проводить в естественной природной среде (за исключением игр с комнатными растениями, животными из уголка природы) с небольшой подгруппой детей (5-7 человек).
Дидактические игры для развития эстетического восприятия природы
В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом (наблюдении, прикосновении к растению, животному и т. д.) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.
«Беседа с деревьями»
Цель. Учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме. Ход игры
Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберите дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам "расскажет". По моему сигналу возвращайтесь. Вернувшись, дети (по желанию) рассказывают о "своем " дереве. Можно провести "Беседу с цветами" (с использованием растений из цветника или уголка природы); "Беседу с животными" (с использованием животных из уголка природы).
«Встреча с растением» Цель. Формировать эмоциональное отношение к природе.
Материал. Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов - на каждого ребенка. Ход игры Воспитатель раздает детям картинки.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? (Ответы детей.) Подумайте, что вы можете рассказать о нем.
Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать (как бы дает образец рассказа).
Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта
В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.
«Радости и огорчения» Цель. Формировать собственное отношение к природе. Материал. Старичок-лесовичок (кукла); фишки(яркие - желтого, зеленого, красного цвета; темные - серого, коричневого цвета). Предварительная работа. Экскурсия в парк, на берег реки и т.п. Ход игры
Iвариант. Игра проводится по типу "закончи предложение". Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например: Самое красивое место в парке (сквере)...
Мне было радостно, когда...
Я очень огорчился(ась), когда...
Мне стало грустно, когда... и т. п. За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую - за продолжение первых двух предложений и темную - за продолжение двух последних. После игры подводится итог - каких фишек оказалось больше: если темных (например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т.п.), обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию. II вариант. Игра проводится по типу "вопрос-ответ". Дедушка - Природовед задает детям вопросы. Например: Что тебя порадовало во время прогулки? Что тебя огорчило?
За каждый ответ дети получают фишку определенного цвета. После игры подводятся итоги (как в первом варианте).
"Что такое хорошо и что такое плохо"
Цель. Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.
Материал. Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки темного и яркого цвета - на каждого ребенка.
Ход игры Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей - поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или темного цвета.
"Путешествие" Цель. Воспитывать бережное отношение к природе. Материал. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки. Ход игры. В разных местах групповой комнаты оборудованы остановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов, воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображенном на картинке.
остановка – «Дед Мазай и зайцы»
Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Мазай поехал на лодке за дровами, и вот он рассказывает:
"Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось.
Меньше аршина земли в ширину меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами, сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами- прыгнули зайцы мои, - ничего!"
Воспитатель задает детям вопросы пример:
Что мы узнали о деде Мазае?
Как люди могут помогать животным, попавшим в беду?
Дети отвечают.
остановка - "Кошка".
На улице мяукала кошка. Мальчик ( попросил маму дать для нее еды. Он вь на улицу, дал кошке молока и смотрел, она ест. Кошка была рада, и Саша рад...
Что можно сказать о Саше?
остановка - "Цветы".
Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: "Пусть лучше цветы растут здесь, дома все равно скоро завянут, и их придется выбросить".
Что можно сказать о Лене?
Как бы поступили вы?
Примечание. Игра разработана А. И. Сорокиной и адаптирована в целях воспитания у детей нравственного отношения к природе.
"Экологический светофор"
Цель. Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении. Материал. Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета. Ход игры Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга (зеленый и красный).
Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, "зажигайте" зеленый свет, а если неправильно, - красный.
1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. "Слезайте и уходите!" - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторили свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.
Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2. Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже
не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро.
Как вы оцените действия девочки?
3. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. "Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо", - сказал папа.
"Давай поищем ее гнездо", - попросила Юля. "Птичке это не понравится, - сказал папа. - Когда придем домой, я тебе покажу книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд". Как вы считаете, папа правильно поступил?
4. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: "Где остановимся?" Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пеш
ком.
Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?
Затем проводится игра "Фанты". Воспитатель подчеркивает, что задания, предлагаемые для выполнения, должны иметь отношение к теме игры: загадать загадку, спеть песенку, рассказать стихотворение о природе и т. п
"Необычное путешествие"
Цель. Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.
Материал. Картинки (20-30 штук) с изображением бережного отношения к природе (люди сажают деревья, подкармливают животных и т. п.) и жестокого (сломанные ветки деревьев, разоренные гнезда и т. п.); полоса обоев.
Ход игры
I вариант. Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки.
Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.
II вариант. Все картинки выложены в ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут навстречу друг другу и быстро собирают картинки с изображением, например, бережного отношения к природе. Выигрывает та пара, которая соберет больше картинок.
III вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы участвовать.
Цель. Учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к пририроде.
Материал. Фишки (яркие и темные) Дедушка - Природовед (кукла).
Ход игры
Игра проводится во время прогулки в лес, парк, сквер. Дедушка - Природовед просит детей ответить на два вопроса:
За что природа могла бы сказать "спасибо"?
За что природа могла бы рассердить вас?
Дошкольники получают фишки: за ответ на первой вопрос - яркие (красного, зеленого, желтого цвета) и темные (серого, коричневого цвета) - за ответы на второй вопрос.
В конце игры можно предложить темные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно. "Природа благодарит и сердится
Литература:
С.Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. «Экология. Конспекты занятий».
О. А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию».
В. В. Маркевич. «Игры на свежем воздухе».
Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года» изд. ТЦ «Сфера».
С.И.Карпова, В.В.мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет», изд. ТЦ «Сфера»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...
Методические рекомендации для педагогов " Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
Методические рекомендации для педагогов о роли дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников....
Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников
Консультация для воспитателей...
Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников через организацию игровой деятельности....
Семинар - практикум для родителей "Роль дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников"
Изучение и использование дидактических игр экологического назначения. Обучение родителей игровым приемам при использовании дидактических игр по экологии....
«Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников» Из опыта работы Бондаренко Т.А.
В данной статье представлен опыт работы педагога по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Обозначена актуальность и необходимость данной работы в современном ДОУ....