Программа мероприятий с участием родителей
материал
Обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи; способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты); знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье; приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_meropriyatiy_s_uchastiem_roditeley.docx | 44.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Медвежонок»
Программа мероприятий
с участием родителей
на учебный год
в группе старшего дошкольного возраста
(5-6, 6-7 лет)
Срок реализации: 2 учебных года
Автор :
Воспитатель, Салиева Олеся Ульяновна
с.Угут
Содержание программы
1. | Целевой раздел |
1.1. | Пояснительная записка |
1.2. | Принципы реализации программы |
1.3. | Ожидаемые результаты реализации программы |
2. | Содержательный раздел |
2.1. | Общая характеристика программы |
2.2. | Основные формы и направления работы по реализации программы |
2.3. | Этапы реализации программы |
2.4. | Перспективное планирование работы с родителями |
3. | Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы |
4. | Методическое обеспечение программы |
4.1. | Законодательно-нормативное обеспечение программы |
4.2. | Список используемой литературы |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В основе разработанной программы по работе с родителями лежит признание приоритета семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Вышесказанным обусловлена актуальность данной программы.
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи: обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи; способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты); знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье; приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
1.2. Принципы реализации программы
Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие:
1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).
2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).
3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
5. Принцип открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.
7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей психолого-педагогических знаний и навыков).
8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)
9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).
1.3. Ожидаемые результаты реализации программы
Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:
- создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей, установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
- сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
- сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
- улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно - образовательного процесса.
2. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика программы
Реализация программы рассчитана на 2 года: первый год – работа с родителями детей старшего дошкольного возраста, второй год – работа с родителями детей подготовительного к школе возраста. Содержание программы реализуется через перспективное планирование.
Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы ДОУ. Также её участниками являются воспитанники и их родители, администрация ДОУ и специалисты ДОУ.
2.2. Основные формы и направления работы по реализации программы
Формы работы с родителями | Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Информационно-аналитические | Анкетирование Беседа Наблюдение | Социологический опрос «Почта (телефон) доверия» |
Познавательные | Родительское собрание Консультация Тематическая беседа Круглый стол | Проектная деятельность «Вечер вопрос и ответов» Мастер-класс Творческая мастерская |
Наглядно-информационные | Папка-передвижка Информационный стенд Выставка детских работ Фотовыставка Брошюра, памятка, буклет | Сайт детского сада День открытых дверей Открытый просмотр занятий Презентация Видеоролик Выставка семейных плакатов |
Досуговые | Совместный праздник, развлечение, утренник | Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах Совместная прогулка, экскурсия |
2.3. Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Первый этап – подготовительный (организационный), 1 месяц
Целью данного этапа является создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы. На данном этапе: 1) изучается методическая литература по теме; 2) планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования; 3) разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику; 4) подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы; 5) изготавливаются наглядный и раздаточный материалы (памятки, буклеты).
Второй этап – основной (практический), 9 месяцев
Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап – заключительный, 2 месяца
Цель – подведение итогов, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
2.4. Перспективное планирование работы с родителями
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
(2023-2024 учебный год)
Месяц | Мероприятия | Цели |
Сентябрь |
| Познакомить родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет. Педагогическое просвещение родителей. Привлечь родителей к воспитательно-образовательной деятельности, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания. Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей, особенности детско-родительских отношений. Познакомить родителей с методиками и приемами развития речи детей. Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования для спортивного уголка в детском саду и дома. Приобщить родителей к созданию предметно – развивающей среды в группе. Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. |
Октябрь |
| Педагогическое просвещение родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. Способствовать реализации в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Распространять педагогических знаний среди родителей. Способствовать сплочению родителей, детей и педагогов; объединить усилия для развития и воспитания детей. |
Ноябрь |
| Демонстрировать уважительное отношение детского сада к семейным ценностям. Воспитывать любовь к матери. Способствовать проведению полезного семейного досуга. Распространять педагогические знания среди родителей. Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей. Педагогическое просвещение родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. |
Декабрь |
| Распространять педагогических знаний среди родителей, способствовать речевому развитию детей. Способствовать формированию ОБЖ дошкольников. Побуждать родителей к активному участию в воспитательно-образовательной деятельности. Научить родителей изготавливать развивающие игры своими руками. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы. |
Январь |
| Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей. Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения. Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей. Содействовать укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. |
Февраль |
| Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам речевого развития дошкольников. Практическая помощь родителям. Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду, вызывать интерес к воспитательно-образовательному процессу. Вооружить родителей практическими инструментами по развитию речи детей. Выявить роль отца в семейном воспитании. Формировать понимание роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада. |
Март |
| Укреплять взаимодействие семьи и детского сада, воспитание любви и уважения детей к маме. Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, побуждать родителей к создания предметно-развивающей среды в группе. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Способствовать обмену положительным опытом семейного воспитания, традициями. Показывать достижения детей в художественно-эстетической деятельности. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. |
Апрель |
| Содействовать созданию единого воспитательного пространства в семье и детском саду. Формировать педагогическую компетентность родителей. Продолжать внедрять в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. Привлечь родителей к изготовлению и развешиванию скворечников. Способствовать взаимодействию педагогов и родителей с целью совершенствования педагогического процесса Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми. |
Май |
| Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей. Просвещать родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей. Продолжать работу по развитию сотрудничества между педагогами и родителями. Развивать чувство патриотизма Способствовать единым воспитательным воздействиям родителей и педагогов, направленных безопасное поведение детей Способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру. Приобщать дошкольников и родителей к коллективному социально-значимому труду. Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями. |
В течение года | Работа «Родительской почты» («Почты доверия») Участие в конкурсах различного уровня |
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе
(2024-2025 учебный год)
Месяц | Мероприятия | Цели |
Сентябрь |
| Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей. Выявить запросов, интересы и пожелания при организации образов. Знакомить родителей с задачами воспитания и обучения детей в новом учебном году, с психологическими и возрастными особенностями детей 6-7 лет. Отчёт о прошедшем летне-оздоровительном периоде. Распространять психолого-педагогические знания среди родителей. Повышать педагогическую компетентность родителей. Побуждать родителей к активному включению в воспитательно-образовательный процесс. |
Октябрь |
| Способствовать развитию педагогической культуры родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. Показывать родителям результаты совместной воспитательно-образовательной деятельности. Вооружить родителей знаниями по интересующим вопросам, оказывать практическую помощь. Приобщить родителей к обновлению предметно – развивающей среды в группе. |
Ноябрь |
| Воспитывать любовь и уважение к матери. Педагогическое просвещение родителей. Получить информацию для качественного и количественного анализа. Распространять педагогические знания среди родителей. Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей. Вооружить родителей информацией с целью сохранения и укрепления здоровья детей. |
Декабрь |
| Побуждать родителей к творческой совместной деятельности с детьми. Активизировать педагогические знания и умения родителей. Создавать условия для организации совместной деятельности родителей и детей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы. |
Январь |
| Поделиться семейными традициями проведения Нового года в кругу семьи. Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников. Формировать практические навыки, направленные на развитие коммуникативных способностей детей и родителей. Повышать педагогическую культуру родителей. Содействовать укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. Показывать родителям результаты совместной воспитательно-образовательной работы с детьми. |
Февраль |
| Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду. Оказывать теоретическую и практическую помощь семье в вопросах развития и обучения детей. Изучить полученные данные для целенаправленной работы с детьми и родителями. Совершенствовать педагогическую компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Повышать значимость роли отца в воспитании ребенка, развивать эмоциональные связи между отцом и ребёнком. Повысить роль и статус отца. Привлечь родителей к совместным творческим мероприятиям. |
Март |
| Повышать педагогическую компетентность родителей. Педагогическое просвещение родителей. Укрепление взаимодействия семьи и детского сада. Создать возможность выразить любовь и нежное отношение детей к своим мамам. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Побуждать детей и родителей к совместному творчеству. Способствовать укреплению семейных уз. |
Апрель |
| Распространять знания по вопросам безопасного поведения дошкольников среди родителей. Дать родителям информацию для анализа знаний и умений своего ребёнка. Повышать педагогическую культуру родителей. Совершенствовать уровень включенности родителей в педагогический процесс. Сплочение родителей и детей. Продолжать работу по взаимодействию с семьями воспитанников. Пропаганда коллективной трудовой деятельности. Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми. |
Май |
| Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей. Демонстрировать достижения детей. Продолжать работу по включению родителей в воспитательно-образовательный процесс. Развивать чувство патриотизма Создать условия для проявления творческого потенциала родителей в оформлении зелёного ландшафта для детей. Создать обстановку радости для детей и гордости для родителей от того, что дети уже совсем самостоятельные, многое знают и готовы пойти учиться в школу Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями. |
В течение года | Работа «Родительской почты» («Почты доверия») Участие в конкурсах различного уровня |
II. Система диагностики достижения планируемых результатов освоения программы
Изучение результатов взаимодействия ДОУ и семьи, выявление
проблем, поиск путей их решения так же совместно силами ДОУ и
родителей - все подчинено одной цели - гармоничного развития ребенка
через развитие семьи в целом.
Система диагностики результативности программы предполагает изучение психолого-педагогической компетентности родителей, а также активности родителей в мероприятиях ДОУ и группы, в том числе и в пропаганде собственного положительного опыта семейного воспитания.
- Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования и развития дошкольников.
Методы изучения: анкеты, индивидуальные беседы, наблюдения.
1. Анкета для родителей (Цель: изучить отношение родителей к источникам информации для понимания их эффективности.)
2. Анкета для родителей (Цель: изучение детско-родительских отношений и организации общения с ребёнком в семье)
3. Анкета для родителей (Цель: оценка взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.)
Диагностика результативности программы проводится ежегодно в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Низким уровнем результативности программы будет считаться, если рост показателей ниже 10%, средним – от 10 до 20%, высоким уровнем результативности реализации программы будет считаться, если наблюдается рост показателей не менее чем на 20% ежегодно.
4. Методическое обеспечение программы
4.1. Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил»).
- Устав МБДОУ детский сад «Медвежонок» с.Угут.
4.2. Список используемой литературы:
1. Гладких Л.П. Мамина школа: программа для детских садов, семейных гостиных и семейных клубов.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.– М., 2002. - 120 с.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2003. – 128 с.
4. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина И.В. 55 идей для вовлечения
родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. / Л.Е. Осипова.– М.:
«Издательство Скрипторий». 2008. – 72 с.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-игровая программа для дошкольников с участием родителей, посвящённая 23 февраля.
Программное содержание: Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом.Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой, способствовать развит...
Реализация парциальной программы «Социокультурные истоки». Сценарий открытого занятия на тему: «Добрый мир руками детей» с участием родителей.
Цель: Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получить значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире.Зад...
Сценарий шоу - программы «Принцессы» и «Феи» (для детей подготовительной группы с участием родителей)
Создавать благоприятное праздничное настроение, вызвать у детей и гостей радостные эмоции от совместного творчества, обогатить новыми яркими впечатлениями, воспитывать лю...
Ежегодное интеллектуально-спортивное развлечение для детей с участием родителей , посвященное Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. «Конкурсная игровая программа «Всегда готов!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16834943","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"padding: 5px; margin-right: 5px; border-width: 2px; border-style: solid; float: left...
Спортивно-игровая программа для дошкольников с участием родителей "Курс молодого бойца"
Сценарий данного развлечения ставит своей целью доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи....
Сценарий конкурсной программы с участием родителей «Моя семья» (старшая группа 5-6 лет)
Что такое семья? Слово, понятное всем, как "хлеб" и "вода".Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник,...
Сообщение на педагогическом совете «Участие родителей в образовательных отношениях на примере инновационной программы «Миры детства: конструирование возможностей».
Сообщение на педагогическом совете «Участие родителей в образовательных отношениях на примере инновационной программы «Миры детства: конструирование возможностей». Наше образова...