Сообщение на педагогическом совете «Участие родителей в образовательных отношениях на примере инновационной программы «Миры детства: конструирование возможностей».
статья
Сообщение на педагогическом совете «Участие родителей в образовательных отношениях на примере инновационной программы «Миры детства: конструирование возможностей».
Наше образовательное учреждение является экспериментальной площадкой по опробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов и др.).
Эта программа ставит перед собой цель создания в ДОУ условий для полноценного развития детей в пяти образовательных областях, способствующих эмоциональному благополучию детей и поддержке их естественного положительного отношения к самим себе и окружающим.
Чем же отличается эта программа от многих других? Авторы предлагают нам новые средства осуществления образовательной деятельности, дают их подробное методическое описание. Так, вся образовательная деятельность строится на использовании «Детских календарей» для каждого ребенка, в которых выполняются разнообразные задания – дети лепят, рисуют, раскрашивают, считают, знакомятся с художественной литературой и т.д.
Программа позволяет реализовать продуктивную деятельность, сюжетная игра, игра с правилами, познавательно-исследовательская деятельность.
Каждое занятие – это мини-проект, который оставляет свой «предметный след». Итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, макет, стенгазета, плакат. Образовательная деятельность и сотрудничество с родителями воспитанников взаимосвязаны, так как значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их в домашних условиях, испытывает затруднения на занятиях в группе. Родители, понимая это, стараются обеспечить непрерывность образовательной деятельности и выполняют все задания совместно с детьми вовремя. «Детские календари» продуманы таким образом, что домашние задания дети могут выполнить только с участием родителей. Задания в «Детских календарях», просты, нетрудоемки и являются обязательными для выполнения. Использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов. Кроме того, у родителей появляется дополнительное общение и возможность оценить образовательную деятельность в ОУ.
Обращаем ваше внимание на то, что данные средства ранее широко не использовались, однако они имеют большие перспективы, так как с их помощью «взрослый может направлять инициативу ребенка в различных видах деятельности: игре, лепке, рисовании, коммуникации, исследовании, чтении». Этими средствами являются новые формы взаимодействия взрослого и ребенка
- это отказ от строгой структуры образовательной деятельности;
-продуманная предметно-развивающая среда, которая побуждает детей
развивать игровую, продуктивную и исследовательскую деятельность;
- тесное сотрудничество ОУ с семьями воспитанников, которое
строится на принципах взаимного доверия и уважения.
Все перечисленные средства позволяют педагогу направлять детскую инициативу в педагогическое русло и тем самым эффективно реализовывать Стандарт педагога и ФГОС ДО.
Основную роль в организации образовательного процесса играет педагог группы. Его ответственное отношение к образовательному потенциалу семьи, его личный контакт с родителями воспитанников - определяют взаимодействие семьи и детского сада.
Таким образом реализация программы подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. Содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в разных видах детской деятельности.
К средствам, которые позволяют взрослому направлять инициативу ребенка в педагогическое русло, а не ущемлять ее, которые дают возможность детскому учреждению реализовать Стандарт, мы относим:
–рациональную организацию предметно-пространственной среды;
–изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
–эффективное взаимодействие детского сада с семьей;
–реструктуризацию содержания образовательной деятельности.
Все перечисленные особенности взаимосвязаны и эффективны в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
В наше быстро меняющееся время, взрослому иногда сложно угнаться за новыми методиками, а подрастающее поколение подвижное и интеллектуальное. Порой в домашних условиях трудно подобрать развивающее содержание и определить, чем и как надо заниматься с дошколенком, чтобы он получил своевременное развитие. Чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от трех лет, было разработано оригинальное пособие «Детский календарь», которое обеспечивает единство образовательного пространства семьи и детского сада. Родители наших малышек с удовольствием дома день за днем выполняют интересные задания, осваивают новый материал. Каждое занятие оставляет свой «предметный след» - итогом совместной деятельности родителей с детьми становится конкретный игровой предмет, поделка, книга и т.д. Значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в совместной и самостоятельной деятельности в детском саду. Главной традицией нашей группы стало «Утро радостных встреч». Каждое утро дети с большим удовольствием делятся своими впечатлениями о том, как дружно вместе с мамой или папой мастерили игрушку (поделку), какие средства изобразительной деятельности использовали, в какую игру играли, а также, что понравилось и запомнилось им больше всего. Переносят приобретенный дома опыт игровой деятельности с материалами «Детского календаря» в группу. Итоговым событием стал праздник «Детского календаря», на который приглашались родители воспитанников. Все семьи группы собирали разрезные картинки, инсценировали спектакли, используя атрибуты для театрализованной деятельности, изготовленные своими руками из пособия «Детский календарь». Материалы этого пособия помогают воспитателям и в ежедневной организации образовательной деятельности, а именно решать задачу развития творческой инициативы, которая проявляется в способности детей преобразовывать различные материалы в соответствии с замыслом. Например, дети принесли бумажную игрушку в детский сад, а педагог им предлагает игрушку преобразовать. В совместной деятельности обсуждают гендерную принадлежность игрушки, предлагают нарядить свою игрушку на праздник (для этого у воспитателя приготовлены шаблоны и различные материалы для украшения персонажа: бумага, ткань, бусины, пластилин, клей и т.д.). Проявление такой инициативы как целеполагание и волевое усилие означает, что дети занимаются продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, конструируют и т.п.). Привлекая детей к работе, воспитатель обращает внимание на подготовленные материалы и убедительно заинтересовывает содержанием предстоящей деятельности. Ребенок сам выбирает самодельную игрушку, для которой он хочет построить дом или слепить угощение. Также материалы «Детского календаря» помогают в решении задач развития познавательной инициативы. Особое место в познавательной активности ребенка выполняет эксперимент. Материалы «Детского календаря» выступают в качестве образно-символического материала, расширяют круг представлений детей, способствуют поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Бумажная игрушка из пособия «Детский календарь» может выступать объектом для исследования - помогает изучить свойства бумаги: легкая, гладкая, легко рвется и т.д., сделать самостоятельный вывод о том, что бумажной игрушкой нужно пользоваться аккуратно. При наблюдении было отмечено, что ребенок с легкостью принимает образовательную задачу, т.к. в руках держит свою собственную игрушку, изготовленную дома вместе с родителями. Таким образом, можем сделать вывод, что перечисленные формы и методы работы помогают педагогу направлять инициативу ребенка в педагогически ценном русле, не ущемлять ее; организовывать эффективное взаимодействие детского сада с семьей, получать обратную связь. Литература: 1. Примерная основная образовательная программа дошкольного обра
«ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» - ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ. Слово «календарь» имеет несколько значений: таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями), распределением по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности. Человечество изобрело великое множество разных календарей, я расскажу о «Детском календаре» - оригинальном дидактическом пособии для заботливых взрослых. Это пособие разработано авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук, профессора кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ Татьяны Николаевны Дороновой. Большая ценность такого пособия для взрослых и детей заключается в идее каждый день делать вместе что-либо доброе и полезное для себя и других. «Детский календарь» - это красочная книга в яркой обложке, содержащая «умные» страницы дел на каждый день. И дела эти могут совершаться только в совместной деятельности ребенка с родителями, что укрепляет и развивает детско-родительские отношения, настраивает ребенка на доверие, уважение к своим родителям, умелым и умным, на бережное отношение к продуктам своего труда, сделанным с любовью, в домашней обстановке. Именно эти, созданные совместно малышом и его заботливыми родителями, незамысловатые поделки, макеты, игрушки приносятся в группу детского сада на некоторое время по желанию их создателей для других - всех детей группы для игры, наблюдений, рассматривания, использования в различных видах детской деятельности. «Детский календарь» разработан на каждую возрастную группу детского сада, начиная с дошкольного возраста (3-7 лет). Ежемесячно в течение учебного года каждому ребенку предоставляется возможность иметь такое пособие, кроме того, «календарь» органично вписывается в образовательный процесс в детском саду. Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи по индивидуализации образования и позитивной социализации детей выстраивается на определённом содержании и материале. Заботливые родители и воспитатели используют материалы «Детского календаря» для формирования у ребенка позитивного отношения к самому себе, к окружающему миру, к людям. Это новая педагогическая технология взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и обучении детей. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовнонравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым. Например, К.Д. Ушинский задачу воспитания видел в формировании духовно-нравственных качеств, считал, что развитие ума и укрепление физических сил человека должны быть подчинены формированию нравственности: «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.». В советском периоде истории также были педагоги, осознающие значение духовно-нравственного воспитания в судьбе человека и судьбах целого народа. Василий Александрович Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Всяработа по воспитанию направлена на формирование у детей высоких нравственных качеств, без которых жизнь человека не удастся». «Самым важным в нравственности является долг. У человека есть нравственный долг перед человечеством, обществом и Отечеством. У отца и матери есть долг перед своими детьми, а у детей - перед родителями. У каждой личности есть долг перед коллективом и перед высшими нравственными принципами». Духовно-нравственные приоритеты отмечаются и в современной государственной политике России, которая в последние годы строится на идеологии социального консерватизма и направлена на сохранение, возврат лучших традиций российской системы образования прежних, доперестроечных, лет и духовно-нравственных основ российского народа, исторической памяти. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одна из основных задач - «...объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». В практической жизни детского сада духовно-нравственное воспитание является основой позитивной социализации детей и «проходит» через все виды детской деятельности - игровую, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора и др. При этом педагогический коллектив нашего образовательного учреждения технологию «Детский календарь» воспринимает как эффективное средство вовлечения родителей в образовательный процесс как значимых его участников, без которых не может состояться воспитание их детей. Общеизвестно, что истоки нравственности находятся в семье. Я.А. Коменский в одном из своих трудов подчеркивал: «Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье». Родители - первые воспитатели ребенка. Именно в семье формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Именно родители закладывают основу духовно-нравственного воспитания маленького человека. Насколько дружелюбны, добры, открыты члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться ребенку мир, в который он вошел. Семья - образец жизни, который усваивает ребенок в детские годы и сохраняет в течение всех последующих лет. Поэтому без вовлечения родителей в воспитательный процесс работа, проводимая в детском саду, была бы неэффективной. Родители являются полноправными участниками образовательных отношений, и все мероприятия, которые планируются и проводятся в детском саду по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств, осуществляются при активном участии родителей. Дидактическое пособие «Детский календарь» создано для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей. Содержание календаря имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом. «Детский календарь» представляет собой 30-ти страничную брошюру, на каждой страничке которой предлагаются задания и рекомендации родителям о том, как выполнить с ребенком задание. Также Татьяна Николаевна, автор пособия «Детский календарь», сформировала для каждой возрастной группы библиотеку, в которую вошли произведения всемирно известных писателей и поэтов: Н.А.Некрасова, М.Горького, Б.Житкова - классиков детской литературы, а также русские народные, авторские сказки и сказки народов мира. Благодаря чтению этих произведений у детей формируются чувства сострадания и сопереживания, понятия о добре и зле, любовь к Родине, они знакомятся с культурой и историей своего народа, у них развивается любознательность, творческое воображение. В ходе выполнения заданий дети вместе с родителями рисуют, клеят, разыгрывают мини-спектакли, создают настольные игры и маленькие библиотеки. Ребята с радостью приносят в группу результаты совместных с родителями трудов: настольно-печатные игры, макеты, персонажей разного вида театров и многие другие материальные творения, ощущая себя при этом созидателями, творцами. Особо ценным результатом в ходе реализации данной технологии, на наш взгляд, является не столько получение новых знаний или каких-то материальных продуктов, а совместное времяпровождение вечернего досуга родителем и ребенком. Дети учатся с уважением, любовью и благодарностью относиться к своим папам и мамам, которые так много знают и умеют. Кроме того, в семьях закладываются добрые традиции вечерних занятий с детьми, разговоров, чтения книг и, стоит надеяться, что наши дети, став взрослыми, принесут в свои семьи эти добрые традиции! Доверительные отношения и доброжелательная атмосфера в детском саду содействуют активности и открытости наших детей добрым начинаниям. Это традиционные ежегодные благотворительные и природоохранные акции: «Покормите птиц зимой», сбор средств для приюта бездомных собак «Джим», «Теплая зима», «Каждому ребенку игрушку в подарок» (сбор мягких игрушек для детей детского дома). Активное участие приняли воспитанники, родители и педагоги детского сада в совместном детскородительском проекте «Бессмертный полк», организованном к 70-летию Великой Победы. Ежегодной доброй традицией стал показ спектаклей и концертов ко Дню пожилого человека, ко дню Победы для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Дети не только встречают гостей в детском саду, но и сами выезжают в Дом престарелых и выходят на дом к ветеранам, чтоб ни один из них не почувствовал себя забытым. Известный русский врач и педагог Николай Иванович Пирогов высказывал мысль, что «конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира» и что «результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли». Этим сегодня и занимается детский сад, направляя свои усилия на создание условий для духовно-нравственного воспитания детей, подбирая наиболее подходящие технологии для организации образовательного процесса, нарабатывая содержание дошкольного образования, придавая значение событиям, национальным традициям, историческим датам, явлениям в культурной жизни страны. Забота о развитии личности ребенка, формировании его характера, о духовнонравственной основе его жизни и будущего в приоритете деятельности современного детского сада, занимающего активную позицию в сфере образования и преобразующегося в социокультурный центр микрорайона (города).
Из того, что я учил и кто учил, осталось в памяти мало хорошего. Только историк и географ Николай Яковлевич Соболев был яркой звездочкой в мертвом пространстве. Он учил шутя и требовал, чтобы ученики не покупали пособий и учебников, а слушали его. И все великолепно знали историю и географию.
-- Ну, так какое же, Ордин, озеро в Индии и какие и сколько рек впадают в него?
-- Там... мо... мо... Индийский океан...
-- Не океан, а только озеро... Так забыл, Ордин? --. Забыл, Николай Яковлевич. У меня книжки нет.
-- На что книжка? Все равно забудешь... Да и нетрудно забыть -- слова мудреные, дикие... Озеро называется Манасаровар, а реки -- Пенджаб, что значит пятиречье... Слова тебе эти трудны, а вот ты припомни: пиджак и мы на самоваре. Ну, не забудешь?
--. Галахов! Какую ты Новую Гвинею начертил на доске? Это, братец, окорок, а не Новая Гвинея... Помни, Новая Гвинея похожа на скверного, одноногого гуся... А ты окорок.
В третьем классе явился Соболев на первый урок русской истории и спросил:
-- Книжки еще не покупали?
-- Не покупали.
-- И не покупайте, это не история, в ней только и говорится, что такой-то царь побил такого-то, такой-то князь такого-то и больше ничего... Истории развития народа и страны там и нет.
И Соболев нам рассказывает русскую историю, давая записывать имена и хронологические данные, очень ловко играя на цифрах, что весьма легко запоминалось.
-- Что было в 1380 году? Ответишь.
-- А ровно через сто лет?
Все хорошо запоминалось. И самое светлое воспоминание осталось о Соболеве. Учитель русского языка, франтик Билевич, завитой и раздушенный, в полную противоположность всем другим учителям, был предметом насмешек за его щегольство.
-- Они все женятся! -- охарактеризовал его Онисим.
Действительно, это был "жених из ножевой линии" и плохо преподавал русский язык. Мне от него доставалось за стихотворения-шутки, которыми занимались в гимназии двое: я и мой одноклассник и неразлучный Друг Андреев Дмитрий. Первые силачи в классе и первые драчуны, мы вечно ходили в разорванных мундирах, дрались всюду и писали злые шутки на учителей. Все преступления нам прощались, но за эпиграммы нам тайно мстили, придираясь к рваным мундирам.
(Закон Тома Сойера)
Когда обучение – веселая игра, знания усваиваются сами собой
Однажды, в наказание за шалости и обман, тетя Полли заставила Тома красить забор длиной в тридцать ярдов.
Том впал в тоску. Ведь было субботнее утро, время свободы для любого мальчишки. Кроме того, Том опасался насмешек проходящих мимо знакомых. Он попытался было свалить свою работу на негритенка Джима, но был уличен в этом тетей.
Тогда в голову ему пришла гениальная идея. Он решил выдать наказание за привилегию.
Том взял кисть и начал красить забор, изображая из себя человека, занятого важным и интересным делом. Когда к нему подошел мальчик Бен Роджерс и стал над ним издеваться, намекая, что Тому приходится работать, тогда как он идет купаться и играть, Том ответил, что белить забор гораздо интереснее и не каждому мальчику доверят такую ответственную работу.
Ситуация изменилась. Бен, видя с каким упоением Том красит забор, стал постепенно меняться в лице и, наконец, попросил Тома дать попробовать покрасить и ему. Том, ликуя в душе, отказал, указав на ответственность поручения. Тут Бен окончательно попался в ловушку. Он отдал Тому яблоко, лишь бы тот разрешил немного побелить забор.
С остальными мальчишками, подошедшими посмеяться над Томом, произошло тоже самое.
...Когда Бен выдохся, Том продал следующую очередь Билли Фишеру за подержанного бумажного змея, а когда тот устал белить, Джонни Миллер купил очередь за дохлую крысу с веревочкой, чтобы удобней было вертеть, и т.д. и т.д., час за часом. К середине дня из бедного мальчика, близкого к нищете, Том стал богачом и буквально утопал в роскоши...
...Том отлично провел все это время, ничего не делая и веселясь, а забор был покрыт известкой в три слоя! Если б у него не кончилась известка, он разорил бы всех мальчишек в городе...
P.S. Кстати, полученные вещи Том, через некоторое время, обменял на билетики и получил за них приз, который давали самым прилежным ученикам - библию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_pedsoveta.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на педагогическом совете «Участие родителей в образовательных отношениях на примере инновационной программы «Миры детства: конструирование возможностей»».
Наше образовательное учреждение является экспериментальной площадкой по опробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов и др.).
Эта программа ставит перед собой цель создания в ДОУ условий для полноценного развития детей в пяти образовательных областях, способствующих эмоциональному благополучию детей и поддержке их естественного положительного отношения к самим себе и окружающим.
Чем же отличается эта программа от многих других? Авторы предлагают нам новые средства осуществления образовательной деятельности, дают их подробное методическое описание. Так, вся образовательная деятельность строится на использовании «Детских календарей» для каждого ребенка, в которых выполняются разнообразные задания – дети лепят, рисуют, раскрашивают, считают, знакомятся с художественной литературой и т.д.
Программа позволяет реализовать продуктивную деятельность, сюжетная игра, игра с правилами, познавательно-исследовательская деятельность.
Каждое занятие – это мини-проект, который оставляет свой «предметный след». Итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, макет, стенгазета, плакат. Образовательная деятельность и сотрудничество с родителями воспитанников взаимосвязаны, так как значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их в домашних условиях, испытывает затруднения на занятиях в группе. Родители, понимая это, стараются обеспечить непрерывность образовательной деятельности и выполняют все задания совместно с детьми вовремя. «Детские календари» продуманы таким образом, что домашние задания дети могут выполнить только с участием родителей. Задания в «Детских календарях», просты, нетрудоемки и являются обязательными для выполнения. Использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов. Кроме того, у родителей появляется дополнительное общение и возможность оценить образовательную деятельность в ОУ.
Обращаем ваше внимание на то, что данные средства ранее широко не использовались, однако они имеют большие перспективы, так как с их помощью «взрослый может направлять инициативу ребенка в различных видах деятельности: игре, лепке, рисовании, коммуникации, исследовании, чтении». Этими средствами являются новые формы взаимодействия взрослого и ребенка
- это отказ от строгой структуры образовательной деятельности;
-продуманная предметно-развивающая среда, которая побуждает детей
развивать игровую, продуктивную и исследовательскую деятельность;
- тесное сотрудничество ОУ с семьями воспитанников, которое
строится на принципах взаимного доверия и уважения.
Все перечисленные средства позволяют педагогу направлять детскую инициативу в педагогическое русло и тем самым эффективно реализовывать Стандарт педагога и ФГОС ДО.
Основную роль в организации образовательного процесса играет педагог группы. Его ответственное отношение к образовательному потенциалу семьи, его личный контакт с родителями воспитанников - определяют взаимодействие семьи и детского сада.
Таким образом реализация программы подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. Содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в разных видах детской деятельности.
К средствам, которые позволяют взрослому направлять инициативу ребенка в педагогическое русло, а не ущемлять ее, которые дают возможность детскому учреждению реализовать Стандарт, мы относим:
–рациональную организацию предметно-пространственной среды;
–изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
–эффективное взаимодействие детского сада с семьей;
–реструктуризацию содержания образовательной деятельности.
Все перечисленные особенности взаимосвязаны и эффективны в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
В наше быстро меняющееся время, взрослому иногда сложно угнаться за новыми методиками, а подрастающее поколение подвижное и интеллектуальное. Порой в домашних условиях трудно подобрать развивающее содержание и определить, чем и как надо заниматься с дошколенком, чтобы он получил своевременное развитие. Чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от трех лет, было разработано оригинальное пособие «Детский календарь», которое обеспечивает единство образовательного пространства семьи и детского сада. Родители наших малышек с удовольствием дома день за днем выполняют интересные задания, осваивают новый материал. Каждое занятие оставляет свой «предметный след» - итогом совместной деятельности родителей с детьми становится конкретный игровой предмет, поделка, книга и т.д. Значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в совместной и самостоятельной деятельности в детском саду. Главной традицией нашей группы стало «Утро радостных встреч». Каждое утро дети с большим удовольствием делятся своими впечатлениями о том, как дружно вместе с мамой или папой мастерили игрушку (поделку), какие средства изобразительной деятельности использовали, в какую игру играли, а также, что понравилось и запомнилось им больше всего. Переносят приобретенный дома опыт игровой деятельности с материалами «Детского календаря» в группу. Итоговым событием стал праздник «Детского календаря», на который приглашались родители воспитанников. Все семьи группы собирали разрезные картинки, инсценировали спектакли, используя атрибуты для театрализованной деятельности, изготовленные своими руками из пособия «Детский календарь». Материалы этого пособия помогают воспитателям и в ежедневной организации образовательной деятельности, а именно решать задачу развития творческой инициативы, которая проявляется в способности детей преобразовывать различные материалы в соответствии с замыслом. Например, дети принесли бумажную игрушку в детский сад, а педагог им предлагает игрушку преобразовать. В совместной деятельности обсуждают гендерную принадлежность игрушки, предлагают нарядить свою игрушку на праздник (для этого у воспитателя приготовлены шаблоны и различные материалы для украшения персонажа: бумага, ткань, бусины, пластилин, клей и т.д.). Проявление такой инициативы как целеполагание и волевое усилие означает, что дети занимаются продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, конструируют и т.п.). Привлекая детей к работе, воспитатель обращает внимание на подготовленные материалы и убедительно заинтересовывает содержанием предстоящей деятельности. Ребенок сам выбирает самодельную игрушку, для которой он хочет построить дом или слепить угощение. Также материалы «Детского календаря» помогают в решении задач развития познавательной инициативы. Особое место в познавательной активности ребенка выполняет эксперимент. Материалы «Детского календаря» выступают в качестве образно-символического материала, расширяют круг представлений детей, способствуют поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Бумажная игрушка из пособия «Детский календарь» может выступать объектом для исследования - помогает изучить свойства бумаги: легкая, гладкая, легко рвется и т.д., сделать самостоятельный вывод о том, что бумажной игрушкой нужно пользоваться аккуратно. При наблюдении было отмечено, что ребенок с легкостью принимает образовательную задачу, т.к. в руках держит свою собственную игрушку, изготовленную дома вместе с родителями. Таким образом, можем сделать вывод, что перечисленные формы и методы работы помогают педагогу направлять инициативу ребенка в педагогически ценном русле, не ущемлять ее; организовывать эффективное взаимодействие детского сада с семьей, получать обратную связь. Литература: 1. Примерная основная образовательная программа дошкольного обра
«ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» - ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ. Слово «календарь» имеет несколько значений: таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями), распределением по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности. Человечество изобрело великое множество разных календарей, я расскажу о «Детском календаре» - оригинальном дидактическом пособии для заботливых взрослых. Это пособие разработано авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук, профессора кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ Татьяны Николаевны Дороновой. Большая ценность такого пособия для взрослых и детей заключается в идее каждый день делать вместе что-либо доброе и полезное для себя и других. «Детский календарь» - это красочная книга в яркой обложке, содержащая «умные» страницы дел на каждый день. И дела эти могут совершаться только в совместной деятельности ребенка с родителями, что укрепляет и развивает детско-родительские отношения, настраивает ребенка на доверие, уважение к своим родителям, умелым и умным, на бережное отношение к продуктам своего труда, сделанным с любовью, в домашней обстановке. Именно эти, созданные совместно малышом и его заботливыми родителями, незамысловатые поделки, макеты, игрушки приносятся в группу детского сада на некоторое время по желанию их создателей для других - всех детей группы для игры, наблюдений, рассматривания, использования в различных видах детской деятельности. «Детский календарь» разработан на каждую возрастную группу детского сада, начиная с дошкольного возраста (3-7 лет). Ежемесячно в течение учебного года каждому ребенку предоставляется возможность иметь такое пособие, кроме того, «календарь» органично вписывается в образовательный процесс в детском саду. Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи по индивидуализации образования и позитивной социализации детей выстраивается на определённом содержании и материале. Заботливые родители и воспитатели используют материалы «Детского календаря» для формирования у ребенка позитивного отношения к самому себе, к окружающему миру, к людям. Это новая педагогическая технология взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и обучении детей. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовнонравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым. Например, К.Д. Ушинский задачу воспитания видел в формировании духовно-нравственных качеств, считал, что развитие ума и укрепление физических сил человека должны быть подчинены формированию нравственности: «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.». В советском периоде истории также были педагоги, осознающие значение духовно-нравственного воспитания в судьбе человека и судьбах целого народа. Василий Александрович Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Всяработа по воспитанию направлена на формирование у детей высоких нравственных качеств, без которых жизнь человека не удастся». «Самым важным в нравственности является долг. У человека есть нравственный долг перед человечеством, обществом и Отечеством. У отца и матери есть долг перед своими детьми, а у детей - перед родителями. У каждой личности есть долг перед коллективом и перед высшими нравственными принципами». Духовно-нравственные приоритеты отмечаются и в современной государственной политике России, которая в последние годы строится на идеологии социального консерватизма и направлена на сохранение, возврат лучших традиций российской системы образования прежних, доперестроечных, лет и духовно-нравственных основ российского народа, исторической памяти. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одна из основных задач - «...объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». В практической жизни детского сада духовно-нравственное воспитание является основой позитивной социализации детей и «проходит» через все виды детской деятельности - игровую, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора и др. При этом педагогический коллектив нашего образовательного учреждения технологию «Детский календарь» воспринимает как эффективное средство вовлечения родителей в образовательный процесс как значимых его участников, без которых не может состояться воспитание их детей. Общеизвестно, что истоки нравственности находятся в семье. Я.А. Коменский в одном из своих трудов подчеркивал: «Школа, воспитатели, проповедники могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло. Основное умонастроение личности рождается в семье». Родители - первые воспитатели ребенка. Именно в семье формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Именно родители закладывают основу духовно-нравственного воспитания маленького человека. Насколько дружелюбны, добры, открыты члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться ребенку мир, в который он вошел. Семья - образец жизни, который усваивает ребенок в детские годы и сохраняет в течение всех последующих лет. Поэтому без вовлечения родителей в воспитательный процесс работа, проводимая в детском саду, была бы неэффективной. Родители являются полноправными участниками образовательных отношений, и все мероприятия, которые планируются и проводятся в детском саду по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств, осуществляются при активном участии родителей. Дидактическое пособие «Детский календарь» создано для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей. Содержание календаря имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом. «Детский календарь» представляет собой 30-ти страничную брошюру, на каждой страничке которой предлагаются задания и рекомендации родителям о том, как выполнить с ребенком задание. Также Татьяна Николаевна, автор пособия «Детский календарь», сформировала для каждой возрастной группы библиотеку, в которую вошли произведения всемирно известных писателей и поэтов: Н.А.Некрасова, М.Горького, Б.Житкова - классиков детской литературы, а также русские народные, авторские сказки и сказки народов мира. Благодаря чтению этих произведений у детей формируются чувства сострадания и сопереживания, понятия о добре и зле, любовь к Родине, они знакомятся с культурой и историей своего народа, у них развивается любознательность, творческое воображение. В ходе выполнения заданий дети вместе с родителями рисуют, клеят, разыгрывают мини-спектакли, создают настольные игры и маленькие библиотеки. Ребята с радостью приносят в группу результаты совместных с родителями трудов: настольно-печатные игры, макеты, персонажей разного вида театров и многие другие материальные творения, ощущая себя при этом созидателями, творцами. Особо ценным результатом в ходе реализации данной технологии, на наш взгляд, является не столько получение новых знаний или каких-то материальных продуктов, а совместное времяпровождение вечернего досуга родителем и ребенком. Дети учатся с уважением, любовью и благодарностью относиться к своим папам и мамам, которые так много знают и умеют. Кроме того, в семьях закладываются добрые традиции вечерних занятий с детьми, разговоров, чтения книг и, стоит надеяться, что наши дети, став взрослыми, принесут в свои семьи эти добрые традиции! Доверительные отношения и доброжелательная атмосфера в детском саду содействуют активности и открытости наших детей добрым начинаниям. Это традиционные ежегодные благотворительные и природоохранные акции: «Покормите птиц зимой», сбор средств для приюта бездомных собак «Джим», «Теплая зима», «Каждому ребенку игрушку в подарок» (сбор мягких игрушек для детей детского дома). Активное участие приняли воспитанники, родители и педагоги детского сада в совместном детскородительском проекте «Бессмертный полк», организованном к 70-летию Великой Победы. Ежегодной доброй традицией стал показ спектаклей и концертов ко Дню пожилого человека, ко дню Победы для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Дети не только встречают гостей в детском саду, но и сами выезжают в Дом престарелых и выходят на дом к ветеранам, чтоб ни один из них не почувствовал себя забытым. Известный русский врач и педагог Николай Иванович Пирогов высказывал мысль, что «конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира» и что «результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли». Этим сегодня и занимается детский сад, направляя свои усилия на создание условий для духовно-нравственного воспитания детей, подбирая наиболее подходящие технологии для организации образовательного процесса, нарабатывая содержание дошкольного образования, придавая значение событиям, национальным традициям, историческим датам, явлениям в культурной жизни страны. Забота о развитии личности ребенка, формировании его характера, о духовнонравственной основе его жизни и будущего в приоритете деятельности современного детского сада, занимающего активную позицию в сфере образования и преобразующегося в социокультурный центр микрорайона (города).
Из того, что я учил и кто учил, осталось в памяти мало хорошего. Только историк и географ Николай Яковлевич Соболев был яркой звездочкой в мертвом пространстве. Он учил шутя и требовал, чтобы ученики не покупали пособий и учебников, а слушали его. И все великолепно знали историю и географию.
-- Ну, так какое же, Ордин, озеро в Индии и какие и сколько рек впадают в него?
-- Там... мо... мо... Индийский океан...
-- Не океан, а только озеро... Так забыл, Ордин? --. Забыл, Николай Яковлевич. У меня книжки нет.
-- На что книжка? Все равно забудешь... Да и нетрудно забыть -- слова мудреные, дикие... Озеро называется Манасаровар, а реки -- Пенджаб, что значит пятиречье... Слова тебе эти трудны, а вот ты припомни: пиджак и мы на самоваре. Ну, не забудешь?
--. Галахов! Какую ты Новую Гвинею начертил на доске? Это, братец, окорок, а не Новая Гвинея... Помни, Новая Гвинея похожа на скверного, одноногого гуся... А ты окорок.
В третьем классе явился Соболев на первый урок русской истории и спросил:
-- Книжки еще не покупали?
-- Не покупали.
-- И не покупайте, это не история, в ней только и говорится, что такой-то царь побил такого-то, такой-то князь такого-то и больше ничего... Истории развития народа и страны там и нет.
И Соболев нам рассказывает русскую историю, давая записывать имена и хронологические данные, очень ловко играя на цифрах, что весьма легко запоминалось.
-- Что было в 1380 году? Ответишь.
-- А ровно через сто лет?
Все хорошо запоминалось. И самое светлое воспоминание осталось о Соболеве. Учитель русского языка, франтик Билевич, завитой и раздушенный, в полную противоположность всем другим учителям, был предметом насмешек за его щегольство.
-- Они все женятся! -- охарактеризовал его Онисим.
Действительно, это был "жених из ножевой линии" и плохо преподавал русский язык. Мне от него доставалось за стихотворения-шутки, которыми занимались в гимназии двое: я и мой одноклассник и неразлучный Друг Андреев Дмитрий. Первые силачи в классе и первые драчуны, мы вечно ходили в разорванных мундирах, дрались всюду и писали злые шутки на учителей. Все преступления нам прощались, но за эпиграммы нам тайно мстили, придираясь к рваным мундирам.
(Закон Тома Сойера)
Когда обучение – веселая игра, знания усваиваются сами собой
Однажды, в наказание за шалости и обман, тетя Полли заставила Тома красить забор длиной в тридцать ярдов.
Том впал в тоску. Ведь было субботнее утро, время свободы для любого мальчишки. Кроме того, Том опасался насмешек проходящих мимо знакомых. Он попытался было свалить свою работу на негритенка Джима, но был уличен в этом тетей.
Тогда в голову ему пришла гениальная идея. Он решил выдать наказание за привилегию.
Том взял кисть и начал красить забор, изображая из себя человека, занятого важным и интересным делом. Когда к нему подошел мальчик Бен Роджерс и стал над ним издеваться, намекая, что Тому приходится работать, тогда как он идет купаться и играть, Том ответил, что белить забор гораздо интереснее и не каждому мальчику доверят такую ответственную работу.
Ситуация изменилась. Бен, видя с каким упоением Том красит забор, стал постепенно меняться в лице и, наконец, попросил Тома дать попробовать покрасить и ему. Том, ликуя в душе, отказал, указав на ответственность поручения. Тут Бен окончательно попался в ловушку. Он отдал Тому яблоко, лишь бы тот разрешил немного побелить забор.
С остальными мальчишками, подошедшими посмеяться над Томом, произошло тоже самое.
...Когда Бен выдохся, Том продал следующую очередь Билли Фишеру за подержанного бумажного змея, а когда тот устал белить, Джонни Миллер купил очередь за дохлую крысу с веревочкой, чтобы удобней было вертеть, и т.д. и т.д., час за часом. К середине дня из бедного мальчика, близкого к нищете, Том стал богачом и буквально утопал в роскоши...
...Том отлично провел все это время, ничего не делая и веселясь, а забор был покрыт известкой в три слоя! Если б у него не кончилась известка, он разорил бы всех мальчишек в городе...
P.S. Кстати, полученные вещи Том, через некоторое время, обменял на билетики и получил за них приз, который давали самым прилежным ученикам - библию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное занятие по примерной образовательной программе "Миры детства: конструирование возможностей" в экспериментальной младшей группе
Занятие рекомендованно для детей младшего дошкольного возраста...
Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».
Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....
Ярмарка педагогических идей. Мастер – класс по оригами «В гостях у сказки»: «Волшебный квадратик». Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".
Мастер- класс по оригами РМО....
Методики организации воспитательных ситуаций для детей 5–7 лет, используемые в программе «Миры детства: конструирование возможностей» на примере использования технологии «Подарки малышам».
Формирование положтельных эмоций у детей разных возрастных групп и создание отношения к подобному общению как к интересному и приятному событию....
Отчёт об участии в экспериментальной площадке по программе «Миры детства: конструирование возможностей»
Группа №7 «Солнечные зайчики» январь 2015г – май 2019 гЭкспериментальная площадка по теме: Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет...
Перспективное планирование образовательной деятельности по программе "Миры детства: конструирование возможностей" с использованием платформы Мобильное электронное образование"
Тематическое планирование образовательной деятельности в средней группе....
«Участие родителей в образовательном процессе ДОО в рамках программы «Миры детства: конструирование возможностей»
По программе дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» Т.Н.Дороновой я, со своими детьми, работаю 4-й год. (Слайд 2). Основное ее отличие от других программ это сотрудничест...