проект "Путешествие в прошлое"
проект (средняя группа)

Калинина Оксана Анатольевна

Цель: создать условия для приобщения детей к русской народной культуре и традициям через знакомство с историей народа,  прикладным творчеством,  устным народным творчеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_narodnoy_kulture.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект

«Путешествие в прошлое»

с детьми разновозрастной группы (2 – 5 лет)

Сроки проекта: с 27.03.2023 по 31.03.2023

Актуальность

В современном высокотехнологическом мире общество все реже вспоминает культуру наших предков. В семье детей почти не знакомят с традициями и обычаями, жизнью и бытом, отдыхом и развлечениями русского народа в прошлом. Поэтому на детский сад и педагогов ложится огромная ответственность по приобщению дошкольников к народным традициям и культуре.

Дошкольный возраст -  важный этап становления личности человека, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. В этом возрасте необходимо закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, уважение к культуре и обычаям предков, народным традициям. Формирование у дошкольников представлений об истории русской народной культуры помогает воспитать чувства патриотизма, любви к своей Родине, чувства гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье.

Цель проекта: создать условия для приобщения детей к русской народной культуре и традициям через знакомство с историей народа,  прикладным творчеством,  устным народным творчеством.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с историей русского народа
  • Познакомить детей с разными видами народного творчества.
  • Знакомить с народными игрушками: дымковской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими.
  • Продолжать знакомить с  разными формами устного народного творчества.
  • Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
  • Развивать художественно — творческие способности детей.    
  • Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Методы и формы работы:

Социально-коммуникативное развитие:

- сюжетно-ролевые игры;

- коммуникативные игры;

- ситуации;

- беседы.

«Познавательное развитие»:

- беседы;

 -НОД;

 «Развитие речи»:

- чтение художественной литературы

- составление описательных рассказов;

-  речевые упражнения.

«Игровая деятельность»:

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- сюжетно-ролевые игры;

 - строительные игры.

 «Художественно-эстетическое развитие»:

- конструирование;

 - рисование;  

– лепка;

- аппликация;

 «Физическая культура»:

-физминутки;

- народные игры;

- подвижные игры

Ожидаемые результаты:

- развитие интереса к истории и традициям русского народа;

- знакомство с устным народным творчеством (сказки, загадки, пословицы, потешки и др.);

- знакомство с народными игрушками;

- освоение техники рисования элементов узоров дымковской, богородской росписи.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный:

  • Подбор и анализ литературы по теме проекта.
  • Подбор иллюстративного материала, материала для игровой деятельности по теме проекта.
  • Ориентировать детей и родителей на совместную деятельность по реализации проекта.
  • Подбор различных средств и материалов для продуктивной и творческой деятельности.
  • Составление плана мероприятий по реализации проекта.
  • Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта.

II этап – практический

План мероприятий по реализации проекта

в разновозрастной группе  (2 – 5 лет)

№ п/п

Дата проведения

Тема мероприятия

Цель

27.03.2023

Беседа «Дымковские чудеса»

Знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций с изображением узоров дымковской росписи

Рисование «Дымковская игрушка»

Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, учить выполнять элементы дымковской росписи

п/и «Гуси», «Салки»

Познакомить с народной подвижной игрой, развивать двигательную активность

НОД Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб.М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки

Сюжетно-ролевая игра «Напоим матрешек чаем»

Учить детей усложнять игру путем расширения содержания ролей действующих лиц, подготавливать необходимые условия.

28.03.2023

Презентация «Традиции русского быта»

Обсуждение с детьми жизни наших предков

п/и «Жмурки», «У медведя во бору..»

Познакомить с народной подвижной игрой, развивать двигательную активность

Чтение потешки «Солнышко-ведрышко…»

Продолжать знакомить с  разными формами устного народного творчества (потешка).

д\и «Угадай сказку»

Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок.

Театрализованная игра «Теремок»

Прививать интерес к драматизации знакомой сказки, развивать память, мышление, речь, воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки

Прослушивание русских народных песен

Продолжать знакомить с историей русского народа и его творчеством

29.03.2023

Беседа «Русская народная игрушка - матрешка»

Познакомить с историей возникновения матрешки.

Заучивание заклички «Радуга, дуга, дуга…»

Прививать интерес к народному творчеству. Познакомить с закличками.

Аппликация «Русская матрешка»

Формировать навыки изобразительной деятельности

д/и «Раз матрешка, два матрешка..»

Закреплять счет в пределах 5

п\и «Гуси-лебеди»

Познакомить с народной подвижной игрой, развивать двигательную активность

Конструирование «Терем -теремочек»

Продолжать формировать умения создавать постройку, использовать ее в обыгрывании

30.03.2023

Беседа «Игрушка - неваляшка»

Формировать представления детей о народной игрушке -неваляшка

Знакомство со считалкой «Катилось яблоко..»

Познакомить с еще одной формой устного народного творчества (считалка), разучить ее.

п/и «Прятки»

Познакомить с народной подвижной игрой, развивать двигательную активность

НОД  «Расскажи о неваляшке»

Учить составлять описательные рассказы, развивать речь.

д\и «Быль или небылица»

Формировать представления детей о небылицах

с\р игра «Ждем гостей»

Учить детей действовать согласно выбранной роли

31.03.2023

Рассматривание иллюстраций «Как на Руси шили одежду»

Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям

д\и «Собери Матрешку»

Развивать внимание, усидчивость, память

Лепка «Наша Маша маленька…» (по мотивам народной потешки)

Учить детей лепить маленькую куколку: шубка – толстый столбик, головка – шар, руки – палочки

Хороводая игра «Ходит Васька серенький»

Познакомить с хороводными играми, учить выполнять движения вместе с текстом

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Прививать интерес к драматизации знакомой сказки, развивать память, мышление, речь, воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки

Работа с родителями

  1. Консультации «Фольклор в развитии ребёнка», «Народные игрушки в жизни дошкольника»
  2. Совместное с детьми творчество «Мой любимый сказочный герой»

III этап – заключительный:

  • Выставка творческих работ детей
  • Выставка совместных творческих работ детей и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое

Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....

Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""

Информационно-практико-ориентированный  проект  "Путешествие в прошлое" - развивающая игра  Цель проекта:  Формирование у детей умения применять полученные в различных в...

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю

16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...