«Развитие словаря детей через организацию игровой деятельности»
консультация (подготовительная группа)

Приемы знакомства с новыми словами в сюжетно- ролевой игре .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие словаря детей

через организацию игровой деятельности»

     Дошкольный  возраст  –  это  период  активного   усвоения   ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,  грамматической.  

    Словарь– это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят  на  активный и пассивный.

   Пассивный словарь - слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет.

   Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

    Поэтому главной задачей является

1.Обогащение словаря детей новыми словами.

          У детей слово не всегда связано с представлением о предмете.   Необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием.

 2.Активизация словаря.

       Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.            

     Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Из практики работы для обогащения словаря использую  в своей работе сюжетно-ролевые игры. В ней ребенок активно развивается, учится общаться, выражать свою мысль, обозначать свои действия, усваивать новые слова.

     Детей знакомлю с новым словом в беседе, подбираю игровой материал или иллюстрации с изображением предмета. В первую очередь, обращаю внимание на функции предметов, многократно его употребляем и закрепляем в разных речевых ситуациях.

      Можно  использовать специальные приемы привлечения внимания детей к слову:

  • «Интонационное выделение слова;
  •  Несколько усиленное артикулирование слова;
  • Повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми»
  • «Буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»);  
  •  Совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь);
  •  Игровое повторение «Кто лучше скажет»;
  •  Ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»)»

       Сюжетно – ролевая игра  является отражением действительности, поэтому с течением времени претерпевает  изменения, как в её содержании, так  и  в накоплении  словаря.  Так,  например, игра в «Магазин».

    Что такое магазин? Применяются презентация, показ видов магазин    (эконом- маркет, универмаг, супермаркет, гипермаркет, торговый центр), беседа в их отличиях, разъяснения, подбор похожих слов (лавка, супермаркет, гастроном, булочная), дидактические игры.

     Знакомство с новыми словами в СРИ «Библиотека».

    Здесь добавим экскурсию. Она должна быть интересной. Во время наблюдения не следует перегружать мелкими деталями, это отвлекает детей и утомляет. Дети спрашивают- отвечайте, разрешите потрогать, подержать заинтересовавшуюся вещь, зайти в отдел и все осмотреть.

          Затем  знакомимся с сотрудниками библиотеки,  дети, если знают, проговаривают, чем занимаются. Обратить внимание, что название профессии образовалась от ее функции (заведующий– заведует, библиотекарь от библиотеки, гардеробщица- отвечает за гардероб). Для введения новых слов (формуляр, закладка, лист возврата) можно с детьми изготовить их самостоятельно. И тогда эти предметы и их назначения  запомнится у них надолго.  

     Во время игры новые слова не вводятся. Только при знакомстве на первом этапе нужно вводить новые слова. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры с пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.

       В играх также формируется глагольный словарь.

    Сюжетно-ролевая игра «Строитель».  Новые глаголы дети узнают в процессе ознакомления со строительной техникой, при обучении сооружению построек несложной конструкции. В беседе осваивают такие глаголы как «пилить», «забивать-прибивать», «строить», «поднимать-опускать».

    Мы сделали вывод, что игровые действия способствуют активизации имеющегося запаса слов; данными играми создаются такие ситуации, в которых ребенок вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности.

Цель:Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности. Задачи: Закрепить понятие формы,велечины,цвета.Материал: Большая и маленькая кукла,маленькая и...

Организация игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития

В выборе содержания коррекционной работы необходимо учитывать специфику коррекционно-развивающего воздействия в работе с детьми сЗПР, а именно как организовать игровую деятельность....

Педагогический совет "Развитие связной речи дошкольников в процессе организации игровой деятельности"

Планирование, организация и проведение педагогического совета в ДОУ....

Конспект Организованной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров» По социально-нравственному развитию личности ребенка через организацию игровой деятельности

Программное содержание: - помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные темы;-продолжать учить согласовывать творческие возможности;-учить владению, бо...

Развитие словаря детей через организацию игровой деятельности

Методические рекомендации как развивать словарь детейчерез организацию игровой деятельности....