«Развитие словаря детей через организацию игровой деятельности»
консультация (подготовительная группа)
Приемы знакомства с новыми словами в сюжетно- ролевой игре .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие словаря детей
через организацию игровой деятельности»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Словарь– это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный.
Пассивный словарь - слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет.
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.
Поэтому главной задачей является
1.Обогащение словаря детей новыми словами.
У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием.
2.Активизация словаря.
Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Из практики работы для обогащения словаря использую в своей работе сюжетно-ролевые игры. В ней ребенок активно развивается, учится общаться, выражать свою мысль, обозначать свои действия, усваивать новые слова.
Детей знакомлю с новым словом в беседе, подбираю игровой материал или иллюстрации с изображением предмета. В первую очередь, обращаю внимание на функции предметов, многократно его употребляем и закрепляем в разных речевых ситуациях.
Можно использовать специальные приемы привлечения внимания детей к слову:
- «Интонационное выделение слова;
- Несколько усиленное артикулирование слова;
- Повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми»
- «Буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»);
- Совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь);
- Игровое повторение «Кто лучше скажет»;
- Ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»)»
Сюжетно – ролевая игра является отражением действительности, поэтому с течением времени претерпевает изменения, как в её содержании, так и в накоплении словаря. Так, например, игра в «Магазин».
Что такое магазин? Применяются презентация, показ видов магазин (эконом- маркет, универмаг, супермаркет, гипермаркет, торговый центр), беседа в их отличиях, разъяснения, подбор похожих слов (лавка, супермаркет, гастроном, булочная), дидактические игры.
Знакомство с новыми словами в СРИ «Библиотека».
Здесь добавим экскурсию. Она должна быть интересной. Во время наблюдения не следует перегружать мелкими деталями, это отвлекает детей и утомляет. Дети спрашивают- отвечайте, разрешите потрогать, подержать заинтересовавшуюся вещь, зайти в отдел и все осмотреть.
Затем знакомимся с сотрудниками библиотеки, дети, если знают, проговаривают, чем занимаются. Обратить внимание, что название профессии образовалась от ее функции (заведующий– заведует, библиотекарь от библиотеки, гардеробщица- отвечает за гардероб). Для введения новых слов (формуляр, закладка, лист возврата) можно с детьми изготовить их самостоятельно. И тогда эти предметы и их назначения запомнится у них надолго.
Во время игры новые слова не вводятся. Только при знакомстве на первом этапе нужно вводить новые слова. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры с пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.
В играх также формируется глагольный словарь.
Сюжетно-ролевая игра «Строитель». Новые глаголы дети узнают в процессе ознакомления со строительной техникой, при обучении сооружению построек несложной конструкции. В беседе осваивают такие глаголы как «пилить», «забивать-прибивать», «строить», «поднимать-опускать».
Мы сделали вывод, что игровые действия способствуют активизации имеющегося запаса слов; данными играми создаются такие ситуации, в которых ребенок вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности.
Цель:Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности. Задачи: Закрепить понятие формы,велечины,цвета.Материал: Большая и маленькая кукла,маленькая и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-67179-1394533728.jpg)
Организация игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития
В выборе содержания коррекционной работы необходимо учитывать специфику коррекционно-развивающего воздействия в работе с детьми сЗПР, а именно как организовать игровую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/20/picture-93283.jpg)
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/20/picture-93283.jpg)
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
Конспект Организованной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров» По социально-нравственному развитию личности ребенка через организацию игровой деятельности
Программное содержание: - помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные темы;-продолжать учить согласовывать творческие возможности;-учить владению, бо...
Развитие словаря детей через организацию игровой деятельности
Методические рекомендации как развивать словарь детейчерез организацию игровой деятельности....
«Особенности игровой деятельности детей с ОВЗ (РАС). Организация игровой деятельности детей с РАС. Практики с доказанной эффективностью»
Использование практик с доказанной эффективностью для развития игровой деятельности у детей с РАС в работе воспитателя детского сада...