проект для средней группы
проект (средняя группа)

Бобрик Владислава Романовна

Проект «Декоративные матрешки» для детей средней группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проекта

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно – прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Матрешка – символ народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия и мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появлении на Руси, о мастерах – изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, об особенностях росписи русской матрешки.

Продолжительность проекта: сентябрь 2019 г. – ноябрь 2019 г.

Цель: создание условий для повышения интереса к народной культуре, народному творчеству на примере русской национальной игрушки

Задачи:

  • Сформировать у детей знания о матрешке как об одном из главных символов народной культуры России.
  • Познакомить детей с особенностями внешнего вида и декора матрешки, материалом и способом изготовления.
  • Дать представление о многообразии видов матрешек, о наиболее известных промыслах.
  • Знакомить детей с устным народным творчеством: загадки, потешки, песенки.
  • Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы художественно - эстетического воспитания.

Содержание проекта: развитие патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Оформление среды группы.

Основные этапы реализации проекта: подготовительный, основной (практический) и заключительный

Принципы:

  • Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.
  • Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.
  • Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
  • Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.
  • Принцип комплексно–тематического построения образовательного процесса, основанный на интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (как правило, неделю) становится объединяющей.
  • Принцип личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
  • Принцип природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

База реализации проекта – МБДОУ №472

Условия реализации проекта:

Нормативные правовые документы:

  • Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу 15.09.1990 г.);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении Сан.ПиН 2.4.1.3049—13 Санитарно – и эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Устав (утвержден распоряжением Управлением образования № 23 66 / 46 / 36 от 2.12. 2015 г.) и локальные документы ДОУ.

Ресурсное обеспечение:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозайка» авторы-составители: И.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева М – 2014

Информационные ресурсы: ДОУ № 472 имеет сайт, электронную почту, Интернет.

Участники проекта:

  • Дети среднего дошкольного возраста
  • Педагогические работники

Психолого-педагогические особенности детей средней группы

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графические изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложнятся игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становиться более развитым. Они оказываются способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для разрешения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируется такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становиться предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифма.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии с друг другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становиться вне ситуативной.

Изменяется содержание общения с ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но вызывает у него интерес. У детей формируется потребность уважения со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости.

Этапы, сроки и направления реализации проектной деятельности в 2019-2020 году

Этапы реализации проекта

Направления деятельности педагогического коллектива по реализации проекта

Подготовительный

этап

20.09. 2019 – 4.10.2019

 

  1. Анализ предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, наличие необходимого оборудования;
  2. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала;
  3. Изучение материалов, методов и образовательных программ по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;
  4. Погружение всех участников процесса в патриотическое воспитание.

Основной этап

4.10. 2019 - 11.10.2019

 

  1. Анализ календарно-тематического планирования по содержанию РППС в средней группе;
  2. Сбор материалов, обсуждение эскизов.

Практический

этап

18.10. 2019 - 08.11.2019

 

  1. Создание декоративных матрешек;
  2. Реализация патриотического воспитания  в НОД по художественно-эстетическому развитию.

Результативный этап 15.11.2019

  1. Информировать педагогическую общественность об итогах проекта

 

Особенностью реализации данного проекта является то, что продукт сделан из подручных материалов. Декоративные матрешки выполнены в технике папье-маше (воздушный шар, салфетки и клей). Данный продукт будет решать ряд различных задач в области познавательного и художественно-эстетического развития.

Данный продукт «Декоративные матрешки» предназначен не только для развития патриотической направленности, но и служит оборудованием в центре художественно-эстетического развития. В данный продукт можно помещать художественные материалы (цветные карандаши, фломастеры, кисти, восковые мелки)

В группе были созданы условия для использования патриотической матрешки в самостоятельной деятельности детей (например, педагог провел НОД по художественно - эстетическому развитию на тему «Русская матрёшка», в котором образцом и оборудованием выступал данный продукт, а именно три матрешки.

Результаты развития детей в процессе реализации проекта:

  • У детей сформированы знания о матрешке как об одном из главных символов народной культуры России.
  • Дети познакомились с особенностями внешнего вида и декора матрешки, материалом и способом изготовления.
  • Дети имеют представления о многообразии видов матрешек, о наиболее известных промыслах.
  • Дети познакомились с устным народным творчеством: загадки, потешки, песенки.
  • Дети проявляют эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формируются основы эстетического воспитания.

Перспективы деятельности в рамках проекта на 2019-2020 учебный год

1) Продолжать приобщать детей к патриотическому воспитанию, пополнять среду новыми игровыми материалами

2) Разработать сборник НОД по ознакомлению детей с культурой народов России;

4) Разработать рекомендации проведения патриотических бесед для педагогов

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Декоративные матрешки» для детей средней группы

Актуальность проекта

Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.

Матрешка, став образцом русского декоративно – прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Матрешка – символ народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия и мира.

Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появлении на Руси, о мастерах – изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, об особенностях росписи русской матрешки.

Продолжительность проекта: сентябрь 2019 г. – ноябрь 2019 г.

Цель: создание условий для повышения интереса к народной культуре, народному творчеству на примере русской национальной игрушки

Задачи:

  • Сформировать у детей знания о матрешке как об одном из главных символов народной культуры России.
  • Познакомить детей с особенностями внешнего вида и декора матрешки, материалом и способом изготовления.
  • Дать представление о многообразии видов матрешек, о наиболее известных промыслах.
  • Знакомить детей с устным народным творчеством: загадки, потешки, песенки.
  • Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы художественно - эстетического воспитания.

Содержание проекта: развитие патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Оформление среды группы.

Основные этапы реализации проекта: подготовительный, основной (практический) и заключительный

Принципы:

  • Принцип творчества и успеха. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, мотивирует ребенка на дальнейшую работу.
  • Принцип возрастной адекватности. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития дошкольников.
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий, поддержки инициативы детей.
  • Принцип социального партнерства «педагог – воспитанник – семья», предполагает тесное сотрудничество педагога с родителями обучающегося.
  • Принцип систематичности: обучение, однажды начавшись, должно продолжаться в определенном режиме и ритме до достижения заданного результата.
  • Принцип комплексно–тематического построения образовательного процесса, основанный на интеграции содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы, которая на определенное время (как правило, неделю) становится объединяющей.
  • Принцип личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
  • Принцип природосообразности (учитывается возраст воспитанников);

База реализации проекта – МБДОУ №472

Условия реализации проекта:

Нормативные правовые документы:

  • Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу 15.09.1990 г.);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении Сан.ПиН 2.4.1.3049—13 Санитарно – и эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Устав (утвержден распоряжением Управлением образования № 23 66 / 46 / 36 от 2.12. 2015 г.) и локальные документы ДОУ.

Ресурсное обеспечение:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозайка» авторы-составители: И.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева М – 2014

Информационные ресурсы: ДОУ № 472 имеет сайт, электронную почту, Интернет.

Участники проекта:

  • Дети среднего дошкольного возраста
  • Педагогические работники

Психолого-педагогические особенности детей средней группы

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графические изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложнятся игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становиться более развитым. Они оказываются способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для разрешения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируется такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становиться предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифма.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии с друг другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становиться вне ситуативной.

Изменяется содержание общения с ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но вызывает у него интерес. У детей формируется потребность уважения со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости.

Этапы, сроки и направления реализации проектной деятельности в 2019-2020 году

Этапы реализации проекта

Направления деятельности педагогического коллектива по реализации проекта

Подготовительный

этап

20.09. 2019 – 4.10.2019

  1. Анализ предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, наличие необходимого оборудования;
  2. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала;
  3. Изучение материалов, методов и образовательных программ по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;
  4. Погружение всех участников процесса в патриотическое воспитание.

Основной этап

4.10. 2019 - 11.10.2019

  1. Анализ календарно-тематического планирования по содержанию РППС в средней группе;
  2. Сбор материалов, обсуждение эскизов.

Практический

этап

18.10. 2019 - 08.11.2019

  1. Создание декоративных матрешек;
  2. Реализация патриотического воспитания  в НОД по художественно-эстетическому развитию.

Результативный этап 15.11.2019

  1. Информировать педагогическую общественность об итогах проекта

Особенностью реализации данного проекта является то, что продукт сделан из подручных материалов. Декоративные матрешки выполнены в технике папье-маше (воздушный шар, салфетки и клей). Данный продукт будет решать ряд различных задач в области познавательного и художественно-эстетического развития.

Данный продукт «Декоративные матрешки» предназначен не только для развития патриотической направленности, но и служит оборудованием в центре художественно-эстетического развития. В данный продукт можно помещать художественные материалы (цветные карандаши, фломастеры, кисти, восковые мелки)

В группе были созданы условия для использования патриотической матрешки в самостоятельной деятельности детей (например, педагог провел НОД по художественно - эстетическому развитию на тему «Русская матрёшка», в котором образцом и оборудованием выступал данный продукт, а именно три матрешки.

Результаты развития детей в процессе реализации проекта:

  • У детей сформированы знания о матрешке как об одном из главных символов народной культуры России.
  • Дети познакомились с особенностями внешнего вида и декора матрешки, материалом и способом изготовления.
  • Дети имеют представления о многообразии видов матрешек, о наиболее известных промыслах.
  • Дети познакомились с устным народным творчеством: загадки, потешки, песенки.
  • Дети проявляют эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формируются основы эстетического воспитания.

Перспективы деятельности в рамках проекта на 2019-2020 учебный год

1) Продолжать приобщать детей к патриотическому воспитанию, пополнять среду новыми игровыми материалами

2) Разработать сборник НОД по ознакомлению детей с культурой народов России;

4) Разработать рекомендации проведения патриотических бесед для педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный тематический проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту.

Краткосрочный проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту....

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования». Авторы проекта: Бушмакина Е.Н. Юдина А.Г.

Участники  проекта:  воспитатель,  родители  и дети средней  группы.Целевая  группа:  дети  средней  группы.Срок  реализации: с  января  201...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...