Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
материал
Доклад на тему:
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sots_kommun.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида "Сказка"
Доклад на тему:
«Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Подготовили: Митрофанова Л.А.
Ханова А.А.
.
Покачи, 2023
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников, являющейся одним из компонентов государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Что же такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Для налаживания диалогического общения в образовательном процессе используются настольно-печатные, дидактические игры. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому развитию, в них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
В младшем возрасте это обычные игры-ситуации, такие как «Кукла заболела», «Оденем куклу на прогулку», «Угостим кукол» и т. д.
В старшем дошкольном возрасте интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы.
Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело.
Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет хвалить и любить своих детей, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
Особое внимание эмоциональному развитию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются.
Необходимым условием для социально-коммуникативного развития детей является организация развивающей предметно-пространственной среды.
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях, мы руководствуемся принципами и предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Это насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
В группах оборудованы игровые центры для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации, пальчиковые и настольные театры, наглядно-дидактические пособия.
При создании условий мы стараемся, чтобы все игрушки, атрибуты, предметы интерьера были понятны детям, интересны, привлекательны и безопасны.
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации программы ДО. Очень важно, чтобы дети владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
Еще педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». И именно игра является верным помощником в процессе социально-коммуникативного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему : "Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребё...
Консультация для воспитателей на тему: Социально - коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности"
Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт ...
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...
Доклад на тему: Социально-коммуникативное развитие в младшей группе.
Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, воспитание способности к общению (коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции (ре...
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»
Доклад на тему: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности»...