Тренинг для педагогов "Конфликты с родителями воспитанников: их разрешение и профилактика"
консультация

Пинигина Ирина Владимировна

Тренинг для педагогов "Конфликты с родителями воспитанников: их разрешение и профилактика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_konflikty_s_roditelyami_vospitannikov.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовили и провели: Куприенко Надежда Александровна, педагог-психолог

                        Пинигина Ирина Владимировна, социальный педагог

МДОУ «Детский сад «Родничок» г.Надыма»

Тренинг для педагогов «Конфликты с родителями воспитанников:

их разрешение и профилактика»

Цель: Получение знаний о том, что такое конфликты. Познакомить участников тренинга с классификацией конфликтных типов личности, со способами выхода из конфликтных ситуаций. Отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях.

Участники тренинга: педагоги детского сада.

Ход тренинга

                                                          1 ЧАСТЬ

Приветствие.

Упражнение приветствия «Шушаника Минична»

Содержание: Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например: «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

2 ЧАСТЬ

 Мини-лекция «Что такое конфликт?»

Сказ о богатыре русском

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, я водицы испить хотел…

- Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»

Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим. Речь сегодня пойдет о конфликтах с родителями. Способах их преодоления и предотвращения.

Как думаете, вообще, почему возникают конфликты? (диалог с педагогами)

Верно! Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт – это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Однако в настоящее время ученые все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Главное: уметь грамотно управлять конфликтом. Этим мы сегодня и займемся.

А для начала предлагаю выполнить упражнение.

Упражнение «Необходимы ли конфликты с родителями?»

Предлагаю, группе разделится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Положительные

стороны конфликтов

Отрицательные

стороны конфликтов

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

• Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

•Умышленное и

целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Вывод: Таким образом, конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть весьма полезными. И именно, по критерию функциональности действия, конфликты можно разделить на:

Конструктивные – конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Деструктивные – конфликты, которые препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Не стоит забывать, что конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Такие ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Как думаете, по каким? (диалог с педагогами)

Верно! Причин множество, но в большинстве случаев, конфликты возникают из-за несоответствия воспитательных воздействий к детям со стороны педагогов и родителей. Главная и непростая задача воспитателя в такой ситуации - найти правильный выход.

Упражнение «Праздничный пирог»

Психолог: «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)

Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)

Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)

Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)

Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)

Характеристика различных стратегий поведения в конфликтах

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

     

        В педагогической практике наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

      Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.                                                  

Упражнение «Выбери фразу»

Цель: найти в предложенном списке «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару -«желательную» фразу.

Психолог: "Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.

Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: 

  • утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме;
  • инициатор беседы уверен в себе;
  • исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы;
  • обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».

Инструкция: Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять;

2) «нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним.

Раздаточный материал

Упражнение «Выбери фразу»

Выделите, на ваш взгляд, «неудачные2 фразы красным цветом, а «нежелательные» в паре с «желательными» – синей стрелочкой так, чтобы стрелка шла от «нежелательной» фразы к «желательной».

Извините, если я помешала...

Я бы хотела...

Вероятно, вы об этом еще не слышали...

Вам будет интересно узнать...

Я бы хотела еще раз услышать...

Мне представляется интересным то, что...

Я пришла к такому выводу, что...

Вы хотите...

Думается, Ваша проблема заключается в том, что...

Давайте с вами быстро обсудим...

Как вы знаете...

Хотя вам это и неизвестно...

Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...

Вы, конечно, об этом еще не знаете...

А у меня на этот счет другое мнение...

Конечно, вам уже известно...

Вы, наверное, об этом слышали...

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

«Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…».

2Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:

«Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;

«Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;

«Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;

«Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;

«Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;

«Вы, конечно, об этом еще не знаете...» – «Как вы знаете...».

Упражнение «Иван Иванович»

Цель данного упражнения состоит в том, что полученная нами информация часто искажается и передается неправильно. Также и в ситуации с родителями.

Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры. В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.

Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, так как договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

Упражнение «Конфликтные ситуации»

А теперь, уважаемые педагоги, давайте вместе с Вами рассмотрим некоторые типичные конфликтные ситуации, которые часто возникают в педагогической практике. И попробуем совместно поискать наиболее адекватные выходы из них.

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - он «получает за это деньги».

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.

Ситуация 3

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Ситуация 4

«Мама недовольна, что ребенок не участвовал в утреннике»

Ситуация 5

Зульфия - активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.

Ситуация 6

«Ребенок не хочет идти в детский сад, мама обвиняет воспитателя»

И в конце нашей встречи хотелось бы Вас познакомить с курсом доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно». 

Четыре важных слова: «А как ты считаешь?» 

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста». 

Два важных слова: «Искренне благодарю». 

Важнейшее слово: «Мы». 

3 ЧАСТЬ

 Рефлексия

Каждому участнику предлагается поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт (Была ли эта встреча полезной? Что нового я сегодня узнал? Что хотелось бы узнать ещё?) На столах лежат «Листы ожиданий», мы предлагаем Вам заполнить их.

Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники в кругу.

А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер (трем ладони);

Начинает капать дождь (щелкаем пальцами);

Дождь усиливается (хлопки ладонями);

Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);

А вот и град –настоящая буря (топаем ногами);

Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);

Дождь утихает (хлопки ладонями);

Редкие капли падают на землю (щелкаем пальцами);

Тихий шелест ветра (трем ладони);

Выглянуло солнце! (руки вверх)

Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!

Литература:

Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007.

Справочник педагога-психолога, №11, 2012

https://www.psyoffice.ru/4-0-5633.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации для воспитателей по разрешению и профилактике конфликтов с родителями воспитанников».

Рекомендации для воспитателей для профилактики и предотвращению конфликтов с родителями....

Консультация для воспитателей на тему: "Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике"

Консультация проводилась в рамках педагогического совета. Воспитатели ознакомились с понятием "конфликт", его последствиями и функциями. Выполнили упражнение и определили стратегию, которую они выбира...

"Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике"

Методическая разработка: Консультация для педагогов: "Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике"...

«Конфликты с родителями воспитанников: рекомендации по их разрешению и профилактике»

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы чтобы родители стали нашими активными п...

Консультация для педагогов "Конфликты с родителями воспитанников: их разрешение и профилактика"

Сотрудничество ДОО и семьи должно строиться как целостный процесс, направленный на  духовно-нравственное и социокультурное развитие детей на основе ценностей семьи и общества....

Семинар-практикум для педагогов "Конфликты с родителями воспитанников: их разрешение и профилактика"

Семинар с педагогами дошкольных учреждения о способах взаимодействия с родителями....