Краткосрочный проект в ДОУ "Мир семьи"
методическая разработка

Попова Татьяна Александровна

Цель проекта:  формирование представлений детей о семье, семейных традициях, воспитания у детей любви и уважения ко всем членам семьи.

Участники проекта: дошкольники старших групп, их родители, воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_v_dou_mir_semi_publikatsiya.docx40.88 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции.

Семья представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми.

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Здесь у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи. В семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине.

Также семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.

С целью формирования представлений детей о семье, семейных традициях, воспитания у детей любви и уважения ко всем членам семьи был разработан проект «Мир семьи».

Участники проекта: дошкольники старших групп, их родители, воспитатели.

Задачи проекта:

Детям:

1. Продолжать расширять знания у детей о семье: понимать роль взрослых и детей в семье, показать ценность семьи для каждого человека.

2. Закреплять у детей умение определять свою позицию в семье (сын, дочь, внук, внучка).

3. Продолжать вызывать у ребёнка гордость, радость за то, что у него есть семья, чувство благодарности к своей семье.

4. Продолжать формировать чувство уважения, доверия, взаимопонимание и желание взаимопомощи.

Родителям:

  1. Показать важную роль семьи в воспитании ребенка.
  2. Научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха.
  3. Способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

Воспитателям:

  1. Формировать потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений.
  2. Повысить психологическую компетентность педагогов.
  3. Обогатить знаниями о способах и приемах взаимодействия педагога с родителями.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, привлечение родителей в активную деятельность ДОУ, организация совместной продуктивной и досуговой деятельности воспитанников с их родителями приведет к гармонизации и укреплению внутрисемейных взаимоотношений.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, диагностика детей, анкетирование родителей, консультирование педагогов и родителей, практический метод, разработка, обобщение и внедрение передового опыта.

Ожидаемые результаты:

  1. Наличие у воспитанников устойчивого интереса к своей семье, родословной, семейным ценностям и традициям.
  2. Проявление у воспитанников чувств любви к членам семьи, стремление к заботе.
  3. Повышение родительской активности и компетентности в вопросах обучения и развития своего ребенка по данной теме.
  4. Установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.

Проект реализуется в рамках Дошкольного образовательного учреждения «Росинка» Ковылкинского района Республики Мордовия.

Срок реализации: 5 месяцев.

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный (констатирующий): включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.

2 этап: практический (формирующий): включение участников проекта в  практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта.

3 этап: аналитический: подведение итогов и анализ результатов проекта.

Содержание проекта

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1 этап – подготовительный

1.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме

Ноябрь

Педагог-психолог

2.

Подбор диагностического материала

Ноябрь

Педагог-психолог

3.

Диагностика межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (детская проек-тивная методика Рене Жиля) (Приложение 1)

Анкетирование родителей

(Приложение 2)

Декабрь

Педагог-психолог

Разработка дидактических пособий по теме

(Приложение 3)

Декабрь

Педагог-психолог

4.

Составление программы коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками

(Приложение 4)

Декабрь

Педагог-психолог

2 этап – практический (формирующий)

1.

Проведение коррекционно-развивающих  занятий

(Приложение 5)

Январь – март

(1 раз в неделю)

Педагог-психолог

2.

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей

((Приложение 6)

Январь – март

Педагог-психолог

3.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

(Приложение 7)

Январь

Педагог-психолог

4.

Проведение семинара-тренинга для педагогов «Особенности современной семьи и стили семейного воспитания»

(Приложение 8)

Февраль

Педагог-психолог

Выставка рисунков «Моя семья»

(Приложение 9)

Февраль

Педагог-психолог, воспитатели

5.

Мастер-классы родителей дошкольников в условиях ДОУ

(Приложение 10)

Февраль – март

Педагог-психолог, воспитатели, родители

8.

«Разговор о важном» с родителями дошкольников «Профессии моих родителей» в условиях ДОУ

(Приложение 11)

Февраль – март

Педагог-психолог

9.

Музыкально-развлекательное мероприятие для пап и дедушек

(Приложение 12)

Февраль

Педагог-психолог, воспитатели

10.

Музыкально-развлекательное мероприятие для мам и бабушек

(Приложение 13)

Март

Педагог-психолог, воспитатели

3 этап – аналитический

1.

Подведение итогов проделанной работы

Март

Педагог-психолог

2.

Обобщение и распространение опыта проведенной работы

Март

Педагог-психолог, воспитатели

3.

Определение перспектив дальнейшей работы

Март

Педагог-психолог, воспитатели

Техническое и программное обеспечение проекта

Во время реализации проекта были использованы информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, коррекционно-развивающая программа и методические разработки по теме.

Использованы информационно-коммуникационные технологии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, в просветительской и профилактической работе с педагогами и родителями.

Анализ и оценка результатов

На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды и папки-раскладушки для родителей.

По результатам диагностики дошкольников и анкетирования родителей сделан вывод о необходимости проведения психолого-педагогических мероприятий по укреплению внутрисемейных взаимоотношений.

Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий (из 9 занятий), направленная на формирование у детей представления о семье, её членах, воспитание положительных родственных взаимоотношений, взаимовыручки, любви, уважительного отношения к труду всех членов семьи.

Все участники учебно-воспитательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность.

На втором этапе один раз в неделю проводились коррекционно-развивающие занятия с детьми старших групп.

Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих  игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.

В форме бесед, в виде памяток и буклетов даны рекомендации педагогам и родителям в рамках реализуемой тематики.

Для родителей была проведена консультация «Роль семьи в воспитании ребенка». Эффективность таких форм работы во многом зависит от умения заинтересовать родителей, грамотно, доступно, творчески подать материал, от желания родителей слушать и слышать, адекватно оценивать свои возможности.

Для педагогов ДОУ проведен семинар-тренинг «Особенности современной семьи и стили семейного воспитания».

В детском саду организована выставка рисунков «Моя семья».

С целью изучения семьи, изучения и пропаганды лучшего семейного опыта воспитания и обучения детей, просвещения родителей в области педагогики и детской психологии, работы по повышению их родительско-педагогической компетентности, мы активно привлекали родителей к участию в работе детского сада. При этом учитывался важный в настоящее время воспитательный аспект – реализация принципа открытости детского сада для родителей.

С целью формирования гармоничных детско-родительских отношений у нас в ДОУ проведены различные мероприятия. Цикл бесед по ранней профориентации «Разговоры о важном», где родители наших воспитанников являлись активными участниками («Профессия «Пожарный», «Профессия «Полицейский», «профессия «Учитель», «Есть такая профессия – Родину защищать!»).

Родителям наших воспитанников удалось почувствовать себя в роли педагога, провести мастер-классы для детей в условиях ДОУ. Итогом совместного времяпрепровождения стало то, что дети и родители получили массу положительных впечатлений, эмоций и хорошее настроение.

С родителями также проведены музыкально-развлекательные мероприятия в канун праздников «Дня защитника Отечества» и «Международного женского дня».

Огромное значение этих мероприятий заключается в том, что в процессе их проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями. Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требует от родителей усилий, но зато они рождают в сердцах детей любовь, гордость, признательность, потребность общаться.

На заключительном, третьем этапе подводились итоги проделанной работы.

Обобщен опыт работы  по реализации проекта, а также определены перспективы дальнейшей деятельности в рамках темы.

Таким образом, в результате планомерной систематической работы значительно улучшились детско-родительские отношения. Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей.  Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях, у детей прослеживается трепетное отношение к своей семье, к членам своей семьи.

Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике

Практическая значимость:

Практическая значимость проекта заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по укреплению межличностных, внутрисемейных взаимоотношений. Это позволит профессионально и системно подойти к данной проблеме. Программа может быть рекомендована педагогам в проведении профилактических мероприятий.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организации работы с детьми старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями, руководителями ДОУ.

Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через публикации, размещение на Интернет-ресурсах.

 Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.

Список использованной литературы

  1. Бахтиярова, Н. Н. Сотрудничество семьи и ДОУ как фактор повышения качества образования / Н. Н. Бахтиярова, Н. А. Дубенцова, О. А. Бурнашева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 27 (369). – С. 246–248.
  2. Возрастная и педагогическая психология / ред. Г. Ушамирская. – Москва : Студенческая наука, 2012. – Часть 1. Сборник студенческих работ. – 1654 с. – (Вузовская наука в помощь студенту). – ISBN 978-5-00046-055-9. – Текст : электронный.
  3. аничева, И. А. Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ / И. А. Ганичева, Е. В. Нестерова. – Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). – Казань : Молодой ученый, 2019. – С. 38–42.
  4. Прокопова, А. В. Формирование заботливого отношения детей к семье / А. В. Прокопова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2009. – № 5 (5). – С. 204–206.
  5. Семейная психология / ред. Г. Ушамирская. – Москва : Студенческая наука, 2012. – Часть 2. Сборник студенческих работ. – 903 с. – (Вузовская наука в помощь студенту). – ISBN 978-5-00046-214-0. – Текст : электронный.


ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих занятий для дошкольников старшей группы

Цель: формировать у детей представления о семье, её членах.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «родословная», «Семейное дерево».
  2. Закрепить и расширить представление детей о своих родственниках.
  3. Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

п/п

Тема

Задачи

Моя семья

1)        Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью.

2)        Расширять представления детей о составе семьи, семейных традициях.

Волшебные слова пони-мания

  1. Знакомить с интонированием речи, мимикой и пантомимикой.
  2. Развивать внимание к эмоциональным состояниям других.
  3. Развивать умения принимать настроения других людей.

Дружная страна

  1. Развивать доброжелательное отношение между детьми; воспитание доброты, уважения к сверстникам.
  2. Развивать эмоциональную сферу детей, способности адекватно выражать свои чувства и настроение.
  3. Формировать умения самостоятельно принимать верные решения, самосознания, уверенности, адекватной самооценки.

Мир увлечений моей семьи

  1. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
  2. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.
  3. Продолжать развивать связную, диалогическую речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление.

Мамины помощники

  1. Формировать уважительное отношение, осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка.
  2. Расширять представление о труде мамы дома. Побуждать детей оказывать посильную помощь маме в работе по дому.
  3. Воспитывать у детей чувство любви к маме, сопереживания.

Папы – наши защитники

  1. Формировать уважительное отношение, осознанное понимание значимости папы в жизни ребенка.
  2. Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.
  3. Воспитывать у детей гуманное чувство по отношению к своим близким.

Я и мое имя

  1. Формировать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей.
  2. Обучить детей правильно и полно называть свои имена и имена своих родственников.
  3. Воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей.

Ласковое имя

  1. Развивать умение  слушать друг друга, называть ласковыми именами.
  2. Формировать речевую  активность детей через рассказывание о своем имени, исполнение потешек, песен, общение друг с другом и взрослым.
  3. Формировать у детей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей.

9.

Такие разные семьи

  1. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
  2. Воспитывать доброжелательность, заботу, уважение взрослых.  
  3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, развивать связную речь, познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Древо моей семьи" в старшей группе "Пчёлки" ГБОУ СОШ №91 Петроградского района ; г. Санкт - Петербурга.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действии в интересах детей на 2012-2017 годы» приоритетом объявлена семья и семейные ценности. Дети должны ст...

Презентация краткосрочного проекта "Лук от семи недуг"

Проект, проводимый с детьми второй младшей группы, в ходе которого производилась посадка лука, а также уход и наблюдение за ним....

Информационно – творческий, краткосрочный проект - МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

Данный проект  был направлен на  формирование  у детей представлений  о семье, семейных традициях....

Краткосрочный проект «Лук от семи недуг».

Эта работа способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Основная задача - привить навыки самостоятельности мышления....

Краткосрочный проект «Неделя здоровой семьи» Старшая (логопедическая группа)

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего зд...

Краткосрочный проект, на тему «Семья» в старшей группе"

Краткосрочный проект, на тему «Семья» в старшей группе"...

Краткосрочный проект младшей группе «Семья-это здорово!»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 50 Р.П.СЕННОЙ ВОЛЬСКОГО РАЙОННА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»       Краткосрочный проектмладшей ...