Краткосрочный проект в ДОУ "Мир семьи"
методическая разработка
Цель проекта: формирование представлений детей о семье, семейных традициях, воспитания у детей любви и уважения ко всем членам семьи.
Участники проекта: дошкольники старших групп, их родители, воспитатели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_v_dou_mir_semi_publikatsiya.docx | 40.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции.
Семья представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми.
Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Здесь у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи. В семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине.
Также семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
С целью формирования представлений детей о семье, семейных традициях, воспитания у детей любви и уважения ко всем членам семьи был разработан проект «Мир семьи».
Участники проекта: дошкольники старших групп, их родители, воспитатели.
Задачи проекта:
Детям:
1. Продолжать расширять знания у детей о семье: понимать роль взрослых и детей в семье, показать ценность семьи для каждого человека.
2. Закреплять у детей умение определять свою позицию в семье (сын, дочь, внук, внучка).
3. Продолжать вызывать у ребёнка гордость, радость за то, что у него есть семья, чувство благодарности к своей семье.
4. Продолжать формировать чувство уважения, доверия, взаимопонимание и желание взаимопомощи.
Родителям:
- Показать важную роль семьи в воспитании ребенка.
- Научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха.
- Способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.
Воспитателям:
- Формировать потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений.
- Повысить психологическую компетентность педагогов.
- Обогатить знаниями о способах и приемах взаимодействия педагога с родителями.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, привлечение родителей в активную деятельность ДОУ, организация совместной продуктивной и досуговой деятельности воспитанников с их родителями приведет к гармонизации и укреплению внутрисемейных взаимоотношений.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, диагностика детей, анкетирование родителей, консультирование педагогов и родителей, практический метод, разработка, обобщение и внедрение передового опыта.
Ожидаемые результаты:
- Наличие у воспитанников устойчивого интереса к своей семье, родословной, семейным ценностям и традициям.
- Проявление у воспитанников чувств любви к членам семьи, стремление к заботе.
- Повышение родительской активности и компетентности в вопросах обучения и развития своего ребенка по данной теме.
- Установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.
Проект реализуется в рамках Дошкольного образовательного учреждения «Росинка» Ковылкинского района Республики Мордовия.
Срок реализации: 5 месяцев.
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный (констатирующий): включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.
2 этап: практический (формирующий): включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта.
3 этап: аналитический: подведение итогов и анализ результатов проекта.
Содержание проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 этап – подготовительный | |||
1. | Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме | Ноябрь | Педагог-психолог |
2. | Подбор диагностического материала | Ноябрь | Педагог-психолог |
3. | Диагностика межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (детская проек-тивная методика Рене Жиля) (Приложение 1) Анкетирование родителей (Приложение 2) | Декабрь | Педагог-психолог |
Разработка дидактических пособий по теме (Приложение 3) | Декабрь | Педагог-психолог | |
4. | Составление программы коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками (Приложение 4) | Декабрь | Педагог-психолог |
2 этап – практический (формирующий) | |||
1. | Проведение коррекционно-развивающих занятий (Приложение 5) | Январь – март (1 раз в неделю) | Педагог-психолог |
2. | Разработка рекомендаций для педагогов и родителей ((Приложение 6) | Январь – март | Педагог-психолог |
3. | Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» (Приложение 7) | Январь | Педагог-психолог |
4. | Проведение семинара-тренинга для педагогов «Особенности современной семьи и стили семейного воспитания» (Приложение 8) | Февраль | Педагог-психолог |
Выставка рисунков «Моя семья» (Приложение 9) | Февраль | Педагог-психолог, воспитатели | |
5. | Мастер-классы родителей дошкольников в условиях ДОУ (Приложение 10) | Февраль – март | Педагог-психолог, воспитатели, родители |
8. | «Разговор о важном» с родителями дошкольников «Профессии моих родителей» в условиях ДОУ (Приложение 11) | Февраль – март | Педагог-психолог |
9. | Музыкально-развлекательное мероприятие для пап и дедушек (Приложение 12) | Февраль | Педагог-психолог, воспитатели |
10. | Музыкально-развлекательное мероприятие для мам и бабушек (Приложение 13) | Март | Педагог-психолог, воспитатели |
3 этап – аналитический | |||
1. | Подведение итогов проделанной работы | Март | Педагог-психолог |
2. | Обобщение и распространение опыта проведенной работы | Март | Педагог-психолог, воспитатели |
3. | Определение перспектив дальнейшей работы | Март | Педагог-психолог, воспитатели |
Техническое и программное обеспечение проекта
Во время реализации проекта были использованы информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, коррекционно-развивающая программа и методические разработки по теме.
Использованы информационно-коммуникационные технологии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, в просветительской и профилактической работе с педагогами и родителями.
Анализ и оценка результатов
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды и папки-раскладушки для родителей.
По результатам диагностики дошкольников и анкетирования родителей сделан вывод о необходимости проведения психолого-педагогических мероприятий по укреплению внутрисемейных взаимоотношений.
Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий (из 9 занятий), направленная на формирование у детей представления о семье, её членах, воспитание положительных родственных взаимоотношений, взаимовыручки, любви, уважительного отношения к труду всех членов семьи.
Все участники учебно-воспитательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность.
На втором этапе один раз в неделю проводились коррекционно-развивающие занятия с детьми старших групп.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
В форме бесед, в виде памяток и буклетов даны рекомендации педагогам и родителям в рамках реализуемой тематики.
Для родителей была проведена консультация «Роль семьи в воспитании ребенка». Эффективность таких форм работы во многом зависит от умения заинтересовать родителей, грамотно, доступно, творчески подать материал, от желания родителей слушать и слышать, адекватно оценивать свои возможности.
Для педагогов ДОУ проведен семинар-тренинг «Особенности современной семьи и стили семейного воспитания».
В детском саду организована выставка рисунков «Моя семья».
С целью изучения семьи, изучения и пропаганды лучшего семейного опыта воспитания и обучения детей, просвещения родителей в области педагогики и детской психологии, работы по повышению их родительско-педагогической компетентности, мы активно привлекали родителей к участию в работе детского сада. При этом учитывался важный в настоящее время воспитательный аспект – реализация принципа открытости детского сада для родителей.
С целью формирования гармоничных детско-родительских отношений у нас в ДОУ проведены различные мероприятия. Цикл бесед по ранней профориентации «Разговоры о важном», где родители наших воспитанников являлись активными участниками («Профессия «Пожарный», «Профессия «Полицейский», «профессия «Учитель», «Есть такая профессия – Родину защищать!»).
Родителям наших воспитанников удалось почувствовать себя в роли педагога, провести мастер-классы для детей в условиях ДОУ. Итогом совместного времяпрепровождения стало то, что дети и родители получили массу положительных впечатлений, эмоций и хорошее настроение.
С родителями также проведены музыкально-развлекательные мероприятия в канун праздников «Дня защитника Отечества» и «Международного женского дня».
Огромное значение этих мероприятий заключается в том, что в процессе их проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями. Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требует от родителей усилий, но зато они рождают в сердцах детей любовь, гордость, признательность, потребность общаться.
На заключительном, третьем этапе подводились итоги проделанной работы.
Обобщен опыт работы по реализации проекта, а также определены перспективы дальнейшей деятельности в рамках темы.
Таким образом, в результате планомерной систематической работы значительно улучшились детско-родительские отношения. Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей. Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях, у детей прослеживается трепетное отношение к своей семье, к членам своей семьи.
Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по укреплению межличностных, внутрисемейных взаимоотношений. Это позволит профессионально и системно подойти к данной проблеме. Программа может быть рекомендована педагогам в проведении профилактических мероприятий.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организации работы с детьми старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями, руководителями ДОУ.
Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через публикации, размещение на Интернет-ресурсах.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
Список использованной литературы
- Бахтиярова, Н. Н. Сотрудничество семьи и ДОУ как фактор повышения качества образования / Н. Н. Бахтиярова, Н. А. Дубенцова, О. А. Бурнашева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 27 (369). – С. 246–248.
- Возрастная и педагогическая психология / ред. Г. Ушамирская. – Москва : Студенческая наука, 2012. – Часть 1. Сборник студенческих работ. – 1654 с. – (Вузовская наука в помощь студенту). – ISBN 978-5-00046-055-9. – Текст : электронный.
- аничева, И. А. Изучение особенностей психолого-педагогического взаимодействия родителей и педагогов ДОУ / И. А. Ганичева, Е. В. Нестерова. – Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). – Казань : Молодой ученый, 2019. – С. 38–42.
- Прокопова, А. В. Формирование заботливого отношения детей к семье / А. В. Прокопова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2009. – № 5 (5). – С. 204–206.
- Семейная психология / ред. Г. Ушамирская. – Москва : Студенческая наука, 2012. – Часть 2. Сборник студенческих работ. – 903 с. – (Вузовская наука в помощь студенту). – ISBN 978-5-00046-214-0. – Текст : электронный.
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий для дошкольников старшей группы
Цель: формировать у детей представления о семье, её членах.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «родословная», «Семейное дерево».
- Закрепить и расширить представление детей о своих родственниках.
- Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.
№ п/п | Тема | Задачи |
Моя семья | 1) Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью. 2) Расширять представления детей о составе семьи, семейных традициях. | |
Волшебные слова пони-мания |
| |
Дружная страна |
| |
Мир увлечений моей семьи |
| |
Мамины помощники |
| |
Папы – наши защитники |
| |
Я и мое имя |
| |
Ласковое имя |
| |
9. | Такие разные семьи |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Древо моей семьи" в старшей группе "Пчёлки" ГБОУ СОШ №91 Петроградского района ; г. Санкт - Петербурга.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действии в интересах детей на 2012-2017 годы» приоритетом объявлена семья и семейные ценности. Дети должны ст...
Презентация краткосрочного проекта "Лук от семи недуг"
Проект, проводимый с детьми второй младшей группы, в ходе которого производилась посадка лука, а также уход и наблюдение за ним....
Информационно – творческий, краткосрочный проект - МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
Данный проект был направлен на формирование у детей представлений о семье, семейных традициях....
Краткосрочный проект «Лук от семи недуг».
Эта работа способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Основная задача - привить навыки самостоятельности мышления....
Краткосрочный проект «Неделя здоровой семьи» Старшая (логопедическая группа)
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления своего зд...
Краткосрочный проект, на тему «Семья» в старшей группе"
Краткосрочный проект, на тему «Семья» в старшей группе"...
Краткосрочный проект младшей группе «Семья-это здорово!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 50 Р.П.СЕННОЙ ВОЛЬСКОГО РАЙОННА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Краткосрочный проектмладшей ...