статья Экологическое воспитание детей уважения к природе старшего дошкольного возраста .
статья (старшая группа)

Токарева   Людмила  Ивановна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey_uvazheniya_k_prirode.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей уважения к природе

старшего дошкольного  возраста .

В период дошкольного детства у ребенка формируется понимание взаимосвязи человека и природы, закладывается личная модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возник интерес к миру животных и растений, закрепилось чувство сострадания к живой природе необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание  можно рассматривать и как нравственное воспитание (воспитание стремления защищать и беречь природу). Формирование гуманного отношения к окружающему миру подразумевает под собой воспитание в ребенке уважения к природе, ребенок должен понимать неразрывную связь человека и природы. Тесная связь и непрерывное взаимодействие человека и природы показывается на примере сделанных своими руками кормушек и скворечников для птиц, разрушенных муравейников. Перед воспитателем стоит очень важная задача — показать и объяснить детям, что в отношении природа-человек, они занимают более сильную позицию и именно на их плечи ложится ответственность за окружающий мир, поэтому они должны не только покровительствовать, но и беречь, сохранять и заботиться о природе. Для развития у детей дошкольного возраста этического и гуманного отношения к окружающему миру — необходимо включать их в практическую деятельность — создать условия для постоянного и полноценного общения с живой природой. Воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания дошкольников, поэтому активное гуманное отношение к природе должно поддерживаться и укрепляться, а создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей — радость от выполненной работы (например, выращенный самостоятельно овощ, расцветший цветок, вылеченный птенец) способствует дальнейшему развитию у дошкольников чувств сострадания и сопереживания. Во время прогулок по экологической тропе необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить их наблюдать за состоянием растений и поведением птиц, животных и насекомых, способствовать тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного ими. Цель экологического воспитания в ДОО–это формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Задачи  экологического образования в детском саду: ‒ формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания, суть которого состоит в развитии экологических знаний об устройстве окружающего  мира, роли в нем человека, пониманием основных взаимосвязей в отношениях человек-природа; ‒ развитие навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, уважения к объектам природы и грамотное взаимодействие с ними ‒ развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы; ‒ формирование сознательного отношения к окружающему миру на основе создания и присвоения личностно-значимых экологических ценностей. Содержание современного воспитательного и образовательного процесса предполагает   гуманизации всего педагогического процесса. В особенности это касается работы с детьми дошкольного возраста. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей — это огромный процесс их всестороннего развития [1, 10–16]. Знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у детей мышление: наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов. Сравнивают, находят сходство и различие разных природных объектов. Устанавливают взаимосвязь растений и животных к сезонным явлениям и к среде обитания. Знакомство с природой проявляет любознательность ребёнка, получают эмоциональные впечатления о природе. Огромную роль играет акцент на художественном, эстетическом воспитательном процессе (сказка, рассказы, музыка, рисунки). Основная задача дошкольной организации поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия. В экологическом воспитании используются разнообразные формы и методы: экологические экскурсии, целевые прогулки/ наблюдения, природоведческие игры, занятия, конкурсы, практическая деятельность. В дошкольном возрасте в ребёнке заложено первоначальные понимания взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждается в определённых условиях жизненно необходимых; человек пользуется природными ресурсами Земли, охраняет природу и по мере возможности восстанавливает её богатство [2, 32]. Кроме того, у детей необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способом охраны природы и животных. В процессе экологического воспитания нужно показать детям взаимосвязь жизни человека с миром природы; укреплять их здоровье (гулять чаще на свежем воздухе, купаться, трудиться и т. д.); подвести их к тому, что для жизни необходимо создать вокруг себя благоприятную обстановку. В доступной для детей форме рассказать и продемонстрировать им, что в природе всё взаимосвязано и, нарушая одну из этих связей, ведёт за собой изменения. В настоящее время проблемы окружающей среды приобрели огромное значение. Общей задачей для нас стало защита окружающей среды от загрязнения и разрушения. Совместно с родителями проводить праздники и развлечения, организовывать фотовыставки. Во время прогулок с детьми приучать к наблюдению за природой, они способствуют развитию вниманию и наблюдательности, памяти и мышления. Эти простые наблюдения воспитывают положительные качества детей. Семья как средство формирования у ребёнка личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Родители могут получить информацию: ‒ на родительских собраниях; ‒ в процессе посещения территории детского сада; ‒ из консультаций для родителей; ‒ в совместной деятельности с детьми. Таким образом, взаимодействия дошкольников с природой в процессе экологического образования в ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей, поскольку именно деятельность развивает психику ребёнка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДОУ.

Экологическое образование — непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития и саморазвития личности, который ориентирован на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений и норм поведения, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение  природной среды [3, 11–15].

 Литература:

1.Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. -2005. — № 3. — с. 10–16. Серебрякова Т. А. 2.Экологическое образование дошкольников — М., 2006. — с. 32–35.

3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. -2005. — № 17. — с.11–15.

4. Основные  термины (генерируются автоматически ) природа, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическое воспитание, экологическое образование, мир природы, окружающая среда, гуманное отношение, детский сад.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Бутова, Н. А. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС / Н. А. Бутова, А. А. Токарев. —).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Эстетическое воспитание детей средствами окружающей природы

Красоту природы ребёнок способен воспринимать с самого раннего возраста, так как эта красота проста и доступна для его восприятия....

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию детей "Ребёнок и природа" для средней группы

План кружковой работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природа – мой чистый дом»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...

Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста в области познания и художественно эстетического воспитания ( музыка ) «Путешествие к озеру» в рамках педагогического совета на тему «Экологического воспитания детей в условиях природы родного кр

Цель занятия: создать условия для обобщения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:1. Образовател...