Парциальная программа "Школа волшебников" ДОО для реализации проектов РДДМ
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Образовательная программа «Школа волшебников» соответствует принципам и коррелирует с проектами РДДМ «Движение первых!», рекомендуется для реализации проектов РДДМ, предназначена для воспитанников средней и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений, с учетом реализации её воспитателями и педагогами дополнительного образования, занимающихся вопросами социально-культурного, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_volshebnikov_doo_vneurochka_rddm.doc | 389 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Комитет по образованию
Программа принята решением Педагогического совета¸ от «____» __________ 2022 г. |
Парциальная программа
духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет
«Школа волшебников»
Возраст учащихся: от 5 до 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик программы:
Лелло Марина Сергеевна,
Содержание
- Пояснительная записка
1.1. Основная характеристика программы
1.2. Направленность программы
1.3. Актуальность, педагогическая целесообразность программы, принципы ФГОС дошкольного образования
1.4. Отличительные особенности программы
1.5. Адресат, объём и срок реализации программы
1.6. Цель программы
1.7. Задачи программы
1.8. Условия реализации программы
1.9. Планируемые результаты
- Календарный учебный график
- Рабочая программа
3.1. Учебный план
3.2. Содержание программы
3.3. Календарно-тематическое планирование
- Методические и оценочные материалы
4.1. Оценочные материалы
4.2. Приложения
.
- Литература
5.1. Литература для педагога
5.2. Литература для родителей
1 Пояснительная записка
«Не забывайте о том, что все великие волшебники в истории в свое время были такими же, как мы. Если у них получилось, то получится и у нас», – Гарри Поттер. |
- Основная характеристика программы. Введение.
Дети дошкольного возраста необычайно креативны, верят в сказку и волшебство. Разрабатывая социальные проекты (практики) ребята сами станут волшебниками.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством. Программа содержит опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с основными нравственными понятиями. Цель программы – духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным ценностям и к культурному наследию родного края. Содержание программы реализуется в ходе воспитательной и образовательной деятельности, режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей через взаимодействие с родителями воспитанников. Виды деятельности, используемые при реализации программы, открывают широкие возможности использования развивающих ситуаций в процессе воспитания дошкольников. В приложении к программе даны примерные конспекты образовательной деятельности, ссылки на фильмы Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России», онлайн уроки с волонтерами социально-образовательного проекта «Огонёк Добра». Программа адресована педагогам ДОО.
Образовательная программа «Школа волшебников» соответствует принципам и коррелирует с проектами РДДМ «Движение первых!», рекомендуется для реализации проектов РДДМ, предназначена для воспитанников средней и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений, с учетом реализации её воспитателями и педагогами дополнительного образования, занимающихся вопросами социально-культурного, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в возрасте от 5 до 7 лет. Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятиям «благотворительность» и «добровольчество» их первоначальный смысл. Процесс воспитания и подготовки юных волонтеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становятся четкая гражданская позиция и способность к созиданию. В социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках проектной деятельности. Предлагаемые обучающие занятия по программе «Школа волшебников» создадут благоприятные условия для социализации. Обучение по данной образовательной программе поможет обучающимся осознать свой потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности. В данной программе представлен материал для развития базовых основ добровольчества через проектную деятельность.
Материалы программы основываются на принципе преемственности в образовании, подразумевают продолжение деятельности в данном направлении в начальной школе.
Парциальная программа «Школа волшебников» разработана на основании и в соответствии со следующими нормативными документами:
∙ Конституция Российской Федерации;
∙ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
∙ Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
∙ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
∙ Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
∙ Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года; ∙ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; ∙ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
∙ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждѐнная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
∙ Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
1.2. Направленность программы.
Программа носит социально-педагогическую направленность.
- Актуальность, педагогическая целесообразность программы, принципы ФГОС дошкольного образования
Актуальность программы
Целевая аудитория курса – дети от 5 до 7 лет.
Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения всевозможных познаний, время образования всех навыков и привычек, хороших и дурных. Поэтому именно дошкольный возраст — наилучший период для формирования личностных качеств ребёнка. Дети пятого года жизни отличаются повышенной любознательностью. Они начинают активно интересоваться окружающим миром: людьми и их взаимоотношениями, предметами и явлениями природы и т.д. Дети постоянно задают взрослым множество вопросов и нетерпеливо требуют от них ответа. Но такие понятия, как «хорошо» и «плохо», для них ещё представляют трудности в понимании. Дошкольники отождествляют данные понятия лишь с одобрением или осуждением со стороны окружающих их взрослых. В понимании ребёнка «хорошо» — это когда взрослые хвалят и одобряют его поведение, и, наоборот, «плохо» — когда его наказывают.
Программа составлена в соответствии с целями и задачами, обозначенными в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и направлена на реализацию одной из важнейших задач - освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается в поведении, которое контролируется внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Программа обеспечивает реализацию основных направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания, а так же формирование гражданской позиции дошкольника.
Педагогическая целесообразность
Развитие социальных качеств и творческих способностей, формирование и закрепление коммуникативных, организаторских навыков возможно только через интенсивную практическую деятельность. Программа успешно сочетает в себе теоретические знания и отработку соответствующих умений и навыков на практике благодаря современным педагогическим технологиям и методикам, которые интересны учащимся младшей школы. Коллективная деятельность является ведущей формой работы на занятиях и способствует созданию условий для становления личности учащихся, их саморазвития в процессе разработки и реализации социальных проектов.
Принципы ФГОС дошкольного образования
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, предполагает построение равноправных позитивных взаимоотношений, которые заключаются в развитии дружеских связей детей. Под ними мы понимаем их умение действовать совместно, проявлять желание и умение сотрудничать, а значит, трудиться вместе. Развитие активного интереса ко всему происходящему в группе, создание особого микроклимата доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения и доверия, уступчивости и инициативности.
- Сотрудничество организации с семьёй означает, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. ·
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. ·
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данные принципы реализуются через использование методов и форм организации образовательного процесса, позволяющих детям стать активными субъектами познавательной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания.
- Отличительные особенности программы
Новизна образовательной программы в использовании различных инновационных технологий:
- информационно-коммуникативные (презентации, видеофильмы);
- технологии творческого взаимодействия;
- технологии творческих мастерских;
- проектные технологии;
- технология интегрированного обучения.
Особенность программы заключается в акценте на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
Программа «Школа волшебников» составлена с использованием Методического комплекта материалов, разработанных в рамках Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России» - инновационной педагогической технологии, позволяющей организовать воспитательный процесс в увлекательной и интерактивной форме, а так же при содействии Социально-обучающего проекта «Огонёк Добра», осуществляющего деятельность в рамках Президентского гранта.
По окончанию курса, воспитанники сформируют отношение к духовно-нравственным понятиям, принципам и ценностям, получат навыки организации благотворительных, волонтерских, социальных проектов. Основными формами работы являются дискуссия, круглый стол, проектная деятельность, работа в группе, встречи с интересными людьми. Данные методы работы максимально приближены к реальной жизни, предоставляют возможность созидательной совместной деятельности, анализа собственных моделей поведения, равно как и приобретения новых моделей социального взаимодействия.
- Адресат, объём и срок реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет, объём программы 36 часов, срок реализации 1 год
1.6. Цель программы
Формирование нравственной культуры и активной гражданской позиции, развитие навыков социального проектирования.
1.7. Задачи программы:
Обучающие:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- Способствовать формированию активной гражданской позиции;
- Способствовать формированию психологической и коммуникативной культуры;
- Научить разрабатывать и реализовывать социальные проекты.
Развивающие:
- Развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста, этноса, социального статуса и др. на основе взаимопомощи и поддержки;
- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей;
- Способствовать развитию навыков командной работы.
Воспитательные:
- Воспитание навыков сознательного поведения в обществе;
- Воспитание чувства товарищества, и личной ответственности;
- Создание условий для нравственного становления учащихся;
- Формирование экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
- Условия реализации программы
Условия набора и формирования групп
- Обучение по программе осуществляется для всех желающих детей в возрасте от 5 до 7 лет;
- Зачисление учащихся производится на основании заявления родителей.
Кадровое обеспечение
Программу реализует воспитатель или педагог дополнительного образования.
Материально-техническое оснащение занятий
- Видеофильмы в рамках пособия «Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы»
- Комплект методических материалов к киноурокам, включающий методические рекомендации для проведения занятий;
- Тематические презентации, входящие в комплект УМК к киноурокам;
- Один мобильный телефон педагога под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers;
- Набор карточек с QR-кодами;
- Проектор или интерактивная доска с открытым сайтом Plickers в режиме Live View.
Методическое пособие «Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы» предназначено для всех категорий работников образовательной сферы. Прошло проверку и имеет экспертное заключение зав. кафедрой социально-педагогического образования СПБ АППО, к.п.н., Шавриновой Е.Н.
Видеоматериалы к пособию прошли проверку и имеют экспертное заключение доцента кафедры социально-педагогического образования СПБ АППО, к.п.н., Жуковой Н.А.
Все фильмы имеют положительную оценку экспертов Роскомнадзора о соответствии информационной продукции законодательству о защите детей от негативной информации.
Технические средства обучения:
- Компьютер, интерактивная доска, проектор.
Формы проведения занятий
Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся.
Для диагностики результативности образовательного процесса используются следующие методы: наблюдение, собеседование, деловая и ролевая игра, анкетирование,
тренинги общения, творческая проектная работа, тестирование, дискуссии.
Процесс обучения предусматривает следующие этапы контроля:
- Входная диагностика - проводится перед началом работы по программе: изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, потенциальные способности и достижения в этой области;
- Текущий контроль проводится в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по теме; после завершения изучения каждого раздела, в конце полугодия;
- Итоговый контроль в конце обучения по программе.
Контроль осуществляется в следующих формах:
- Собеседование;
- Педагогическое наблюдение;
- Диагностика;
- Реализация проекта.
1.9. Планируемые результаты
Предметные
- начальные социальные знания (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе);
- первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- владение простейшими навыки работы в малом коллективе или группе;
- владение техникой ведения разговора, дискуссии, умение достигать согласия и находить решения сложных проблем в группе.
Метапредметные
- умение находить и осваивать недостающие знания;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи;
- развитие навыков социального проектирования, основываясь на социальных запросах окружающего общества.
Личностные
- использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- формирование уважительного отношения к окружающим, допускающего возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формирование навыков сотрудничества и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
2. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 01.09 | 25.05 | 36 | 36 | 36 | 1 раза по 1 часу |
3. Рабочая программа
3.1. Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0 | 1 | Собеседование. |
2 | Система духовно-нравственных ценностей: | 5,5 | 17,5 | 23 | Педагогическое наблюдение. |
3 | Экология снаружи – экология внутри | 1 | 3 | 4 | Педагогическое наблюдение. Реализация проекта. |
4 | Я - гражданин | 2 | 6 | 8 | Педагогическое наблюдение. Реализация проектов. |
Всего | 9,5 | 26,5 | 36 |
3.2. Содержание программы
- Вводное занятие
Теория: Знакомство с программой. Обсуждение цели и задач программы. Основные формы работы. Знакомство с понятием «Социальный проект». Техника безопасности в помещении и на улице. Собеседование.
Практика:
Диагностика «Вот я какой!». Самопрезентация.
«Мир, в котором я живу». Игра – диагностика нравственных приоритетов личности учащегося и выявления доминирующего мотива учения.
- Система духовно-нравственных ценностей
Теория: Знакомство с терминами и понятиями «дружба, смелость, честность, дружелюбие, сочувствие, сопереживание, стремление понять ближнего, фантазия, воображение, творчество, справедливость, бескорыстие».
Просмотр фильмов:
- «Не трус и не предатель» (настоящая дружба);
- «Хорошие песни» (доброжелательность);
- «Новогодний подарок» (доброта);
- «Мой друг Единорог» (воображение);
- «Другой мир» (верность идеалам);
- «За руку с Богом» (бескорыстие).
Знакомство с правилами организации проектной деятельности.
Практика: Выбор темы социального проекта. Составление плана проекта. Распределение ролей. Поиск недостающей информации. Разработка и реализация проектов. Защита и презентация проекта.
- Социальный проект «Мой друг»;
- Социальный проект «Доброе слово»;
- Социальный проект «Новогодний подарок»;
- Социальный проект «День добрых дел»;
- Социальный проект «Просто так» / «Подари улыбку»;
- Социальный проект: совместный праздник Масленица с особыми детками проекта «Огонёк Добра»
- Экология снаружи – экология внутри
Теория: Представление об экологии, как основе жизни современного мира.
Знакомство с понятиями самоотверженность, верность идеалу.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
- Просмотр фильма «Стеша» (верность идеалам)
Эко – волонтёрство и волонтёры: знакомство, особенности деятельности.
Практика: Выбор темы социального проекта. Составление плана проекта. Распределение ролей. Поиск недостающей информации. Разработка и реализация проектов. Защита и презентация проекта.
- Социальный проект «Мир, в котором я живу».
- Я – гражданин
Теория: Знакомство с терминами и понятиями «справедливость», «героизм», «патриотизм»,
«чувство долга», «сострадание» и «сочувствие».
Формирование основ российской гражданской идентичности.
Формирование уважительного отношения к иному мнению.
Умение вести диалог. Понятие социальных ролей.
Просмотр фильмов:
- «Великий» (справедливость);
- «Лошадка для героя» (чувство долга).
Круглый стол «Историческая память».
Практика: Выбор темы социального проекта. Составление плана проекта.
Распределение ролей. Поиск недостающей информации. Разработка и реализация проектов. Защита и презентация проекта.
- Социальный проект «БабушкиНа радость»;
- Социальный проект «Великие люди».
- Контрольные и итоговые занятия
Практика: открытое занятие. Защита созданных и реализованных социальных проектов. Рефлексия.
3.3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела | Тема занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие | Знакомство с программой. Техника безопасности. Самопрезентация. Этикет разговора. Вежливый отказ, несогласие. | 1 | 1 | |
2 | Система духовно-нравственных ценностей | Работа над основными нравственными понятиями: дружба, смелость, честность. | 0.5 | 0.5 | 1 |
3 | Система духовно-нравственных ценностей | Социальный проект «Мой друг» Составление плана проекта. Распределение ролей. Поиск недостающей информации. | 1 | 1 | |
4 | Система духовно-нравственных ценностей | Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта. | 1 | 1 | |
1,5 | 2,5 | 4 | |||
5 | Система духовно-нравственных ценностей | Работа над понятиями дружелюбие, сочувствие, сопереживание, стремление понять ближнего. Умение вести диалог. | 0.5 | 0.5 | 1 |
6 | Система духовно-нравственных ценностей | Просмотр фильма «Хорошие песни». Социальный проект «Доброе слово». | 0.5 | 0.5 | 1 |
7 | Система духовно-нравственных ценностей | Распределение ролей. Поиск недостающей информации. | 1 | 1 | |
8 | Система духовно-нравственных ценностей | Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта. | 1 | 1 | |
1 | 3 | 4 | |||
9 | Экология снаружи – экология внутри | Представление об экологии как основе жизни современного мира. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | 0.5 | 0.5 | 1 |
10 | Экология снаружи – экология внутри | Знакомство с понятиями «героизм», «самоотверженность» и «верность своему идеалу» на примере сюжета фильма «Стеша». | 0.5 | 0.5 | 1 |
11 | Экология снаружи – экология внутри | Социальный проект «Мир, в котором я живу». Распределение ролей. Поиск недостающей информации. | 1 | 1 | |
12 | Экология снаружи – экология внутри | Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта. | 1 | 1 | |
1 | 3 | 4 | |||
13 | Система духовно-нравственных ценностей | Знакомство с глубинными смыслами привычных понятий «дар» (подарок), «сопереживание», «умение сочувствовать». Выход из конфликтных, спорных ситуаций и сложных жизненных ситуаций на примере просмотра фильма «Новогодний подарок». | 0.5 | 0.5 | 1 |
14 | Система духовно-нравственных ценностей | «Человек, как солнышко»: добро делать просто. Занятие с волонтером. | 0.5 | 0.5 | 1 |
15 | Система духовно-нравственных ценностей | Социальный проект «Новогодний подарок» Распределение ролей. Поиск недостающей информации. | 1 | 1 | |
16 | Система духовно-нравственных ценностей | Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта. | 1 | 1 | |
1 | 3 | 4 | |||
17 | Я - гражданин | Знакомство с понятиями сопереживание, чувство долга, умение сочувствовать. Насколько я справедлив? | 0.5 | 0.5 | 1 |
18 | Я - гражданин | Знакомство с понятием «справедливость» на примере просмотра фильма «Великий». | 0.5 | 0.5 | 1 |
19 | Я - гражданин | Социальный проект. «Великие люди рядом с нами». В гостях у пара олимпийцев. Распределение ролей. Поиск недостающей информации. | 1 | 1 | |
20 | Я - гражданин | Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта. | 1 | 1 | |
1 | 3 | 4 | |||
21 | Система духовно-нравственных ценностей | Знакомство с понятием «бескорыстие». | 0.5 | 0.5 | 1 |
22 | Система духовно-нравственных ценностей | Формирование чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости на примере просмотра фильма «За руку с Богом». | 0.5 | 0.5 | 1 |
23 | Система духовно-нравственных ценностей | Социальный проект «Просто так» / «Подари улыбку» / «День добрых дел». Распределение ролей. Поиск недостающей информации. | 1 | 1 | |
24 | Система духовно-нравственных ценностей | Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта. | 1 | 1 | |
1 | 3 | 4 | |||
25 | Система духовно-нравственных ценностей | Знакомство с понятиями «фантазия», «воображение», «творчество», «сопереживание», «умение дружить». Формирование навыков совместной творческой деятельности. | 0.5 | 0.5 | 1 |
26 | Система духовно-нравственных ценностей | Формирование личной социальной позиции на примере просмотра фильма «Мой друг – Единорог». | 0.5 | 0.5 | 1 |
27 | Система духовно-нравственных ценностей | Социальный проект: совместный праздник Масленица с особыми детками проекта «Огонёк Добра». Распределение ролей. Поиск недостающей информации. | 1 | 1 | |
28 | Система духовно-нравственных ценностей | Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта. | 1 | 1 | |
1 | 3 | 4 | |||
29 | Я - гражданин | Знакомство с понятиями «героизм», «патриотизм», «чувство долга». | 0.5 | 0.5 | 1 |
30 | Я - гражданин | Понятия «умение сочувствовать» и «сострадание». Просмотр фильма «Лошадка для героя». | 0.5 | 0.5 | 1 |
31 | Я - гражданин | Социальный проект «БабушкиНа радость». Распределение ролей. Поиск недостающей информации. | 1 | 1 | |
32 | Я - гражданин | Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта. | 1 | 1 | |
1 | 3 | 4 | |||
33 | Система духовно-нравственных ценностей | Актуализация знаний по теме «Доброта», «Сострадание». | 0.5 | 0.5 | 1 |
34 | Система духовно-нравственных ценностей | Не забывай свою мечту. Формирование чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости на примере просмотра фильма «Другой мир». | 0.5 | 0.5 | 1 |
35 | Система духовно-нравственных ценностей | Социальный проект «Тактильная книжка слабовидящим детям». | 1 | 1 | |
36 | Система духовно-нравственных ценностей | Разработка и реализация проекта. Защита и презентация проекта. | 1 | 1 | |
1 | 3 | 4 | |||
Итого | 9,5 | 26,5 | 36 |
- Методические и оценочные материалы
Диагностика проводится 5-10 раз в год: первая в начале учебного года, для выявления уровня знаний, затем в конце каждой темы и итоговая, а так же на каждом занятии для проверки результата усвоения знаний педагог предлагает детям:
ряд контрольных вопросов,
анкетирование,
тестовые работы,
викторины,
игры-тренинги,
активизирующий опросник,
творческие задания,
защиту проектов,
составление отчёта в виде рисунков, компьютерной или видео презентации.
Цель:
- выявить знания, умения и навыки в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
- определить уровень сформированности учебных навыков;
- определить уровень развития познавательной деятельности у детей.
Экспресс-диагностика осуществляется с помощью приложения Plickers.
Программа доступна для скачивания на любой смартфон ОС IOS или Android.
Дети получают карточки с кодами QR. Педагог выводит на экран опросник и считывает ответы с поднятых обучающимися карточек. На экране
аудитории зафиксированные ответы появятся как карточки с именами (номерами) в списке класса учащихся, ответивших на вопрос, либо как диаграммы ответов.
Отличие от других систем: приложение не требует мобильных устройств для учащихся. С помощью карточек со штрих-кодами можно
- протестировать учащихся;
- провести голосование;
- проверить посещаемость.
В режиме реального времени приложение также показывает статистику
результатов.
База данных результатов сохраняется и на сайте, и в мобильном приложении для последующего анализа.
Данные по каждому ученику и классу в целом можно экспортировать в таблицу Excel.
Пример отчета:
4.1. Оценочные материалы
4.1.1 Диагностическая методика «Мое учение»
Воспитатель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.
1. Заниматься в кружке мне:
а) интересно;
б) не интересно;
в) не знаю.
2. Я хожу в кружок, потому что:
а) мне нужны знания;
б) люблю общаться с друзьями;
в) это требование родителей.
3. Мои любимые темы:
4. Я испытываю затруднения в учении, потому что:
5. Если бы я был руководителем, то помог бы учащимся в следующем:
4.1.2 Выявление доминирующего мотива учения
На занятии учащимся предлагается выполнить самостоятельно по выбору задания, которые различаются по:
- сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная).
- практической или теоретической направленности познавательной деятельности.
- характеру выполнения задания (индивидуальное или групповое).
Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора того или иного задания:
1. Желание себя испытать.
2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3. Интерес к занятиям.
4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.
5. Полезно, пригодится в будущей работе.
6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.
7. Уверенность в успехе по данному предмету.
8. Легко учиться.
9. Желание преодолеть трудности.
10. Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.
11. Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном коллективе.
12. Нравится воспитатель.
13. Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.
14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.
15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
16. чтобы не ругали родители, учителя. Это неприятно.
Все названные мотивы учения классный руководитель распределяет по восьми основным направлениям, что позволяет ему судить о значимости для ученика выбираемых заданий:
Интерпретация | Показатели |
1. Самоопределение | 5, 7, 14 |
2. Познавательные | 3, 4 |
3. Узкопрактические | 5, 6 |
4. Саморазвитие | 1, 2, 9 |
5. Общение с учителем | 12 |
6. Общение со сверстниками | 10, 11 |
7. Самоутверждение | 13 |
8. Избежание неприятностей | 8, 16 |
Анализ избранных мотивов позволит учителю распределить учеников на три группы:
Первая группа включает учащихся, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости.
Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова.
Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограничительную и вынужденную ценность.
4.1.3 Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.
1. Методика неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.
2. Ранжирование понятий.
Расставьте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.
4.1.4 Микро-практикум «Мой класс»
Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком коллектива.
«Ребята! На этом рисунке схематично изображен наш коллектив. За столом сидит воспитатель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».
Учителю важно знать:
- с кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
- какое место в коллективе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
- Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?
На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: воспитатель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым руководителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
- Методические материалы
Успешность учебно-познавательной деятельности в значительной мере обусловлена своевременностью и систематичностью контроля, объективностью оценки количественных и качественных показателей усвоения учебного материала, полнотой учета итогов работы за определенный период времени.
Контроль обеспечивает обмен информацией между педагогом и обучающимся о результатах их совместной деятельности. Педагог получает информацию о качественных и количественных результатах усвоения учащимися учебного материала на основе педагогических наблюдений и опроса. Содержание контроля определяется спецификой дополнительной образовательной программы, а также дидактическими задачами отдельных этапов учебно-воспитательного процесса.
Начальная диагностика осуществляется на вводных занятиях в начале учебного года, предназначена для определения готовности обучающихся к выполнению требований дополнительной общеобразовательной программы или усвоению нового материала. Данные такого контроля позволяют педагогам уточнить учебные задачи, средства и методы их решения, индивидуализировать работу с учащимися.
Промежуточный контроль осуществляется в середине учебного года для определения результативности обучения и оперативного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Он позволяет педагогу соблюдать последовательность в решении задач и дает возможность учащимся оценить свои успехи и неудачи.
Итоговый контроль необходим для выявления конкретных результатов учебной работы по освоению дополнительной общеобразовательной программы за весь учебный год, его итоги служат основными показателями качества деятельности педагога и учащихся.
Результаты контроля выражаются в оценке, которая отражает степень решения определенного комплекса учебных задач. Оценка основывается на общепедагогических принципах, но имеет свою специфику, проявляющуюся в том, что она складывается из оценивания уровня усвоения знаний, формирования умений и навыков и развития личностных качеств учащихся в процессе реализации общеобразовательной программы. Данные фиксируются в диагностических картах, в дальнейшем являющихся точкой отсчета для определения сдвигов в усвоении учащихся программного материала.
Критерии и формы оценки качества знаний.
Тестирование, ситуационные задачи, олимпиада, викторины, зачеты.
Диагностическое тестирование проводится 3 раза в год на итоговом занятии. С помощью информационной карты освоения образовательной программы. Для выявления прогресса и освоения программы. Контроль психологической атмосферы в коллективе. Наблюдение за способностями и эмоциональным состоянием учащихся.
- Информационная карта освоения воспитанниками программы
и социально-психологического развития
Название программы | Педагог | № группы | Год обучения | Дата заполнения | ||||||||||
№ | ФИО учащегося | Параметры результативности освоения программы | Параметры социально-психологического развития | |||||||||||
Опыт освоения теории | Опыт освоения практической деятельности | Опыт творческой деятельности | Опыт социально-значимой деятельности | Общая сумма баллов | Воспитанность | Коммуникативность | Эмоциональность | Общая сумма баллов | примечания | |||||
Итого баллов в группе: | ||||||||||||||
Уровень результативности в группе (в%) | ||||||||||||||
Критерии оценки: 0-не усвоил, не участвовал, нет роста; 1 – низкий уровень, незначительный рост; 2 средний уровень, заметный рост; 3-высокий уровень, переход на новый качественный уровень Подпись педагога |
- Параметры результативности освоения программы
Таблица 1
Темы и разделы | ||||||
№ | Фамилия, имя | Знание темы | Умение выполнять | Творческое применение | ||
1. |
Таблица2
Ф.И. | Тема | Критерии овладения знаниями | Критерии применения | ||||
знает | Не знает | понимает | Не понимает | Повторяет за педагогом, выполняет по образцу | Применяет творчески | ||
Параметры социально-психологического развития
Воспитанность:
- Долг и ответственность
- Бережливость
- Дисциплинированность
- Ответственное отношение к учебе
- Ответственное отношение к труду
- Чувство товарищества
- Доброта и отзывчивость
- Честность и справедливость
- Простота и скромность
- Культурный уровень
Коммуникативность, общение в коллективе:
- Восприятие коллектива учащимися
- Психологический климат в коллективе
- Взаимодействие учащихся внутри коллектива
- Взаимодействие учащихся со взрослыми
- Взаимодействие учащихся с родителями
Эмоциональный компонент:
- Общее эмоциональное состояние на занятиях ( положительные, нейтральные, отрицательные эмоциональные проявления).
- Эмоциональное отношение к сверстникам, педагогам, родителям, деятельности.
Уровни освоения материала( баллы):
Высокий ( 5 баллов). Учащийся излагает материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию; показывает умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; демонстрирует усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
Преобретен опыт взаимодействия и сотрудничества в системах «педагог- учащийся» и «учащийся-учащийся». Доминируют субъект – субъектные отношения. Актуальные достижения обучающегося осознаны и сформулированы. Учащийся стремится к дальнейшему совершенствованию знаний и умений в области применения социальных практик , у обучающегося активизированы познавательные интересы и потребности.
Хороший (4 балла) Теоритическими знаниями владеет, в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа; допускаются один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию педагога; допускаются ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов. Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества в системе «педагог-учащийся» и «учащийся-учащийся». Мотивация и осознание перспективы присутствуют. Актуальные достижения ребёнком осознаны.
Удовлетворительный (3 балла).. Знает теоритические аспекты курса, но в процессе работы может не применять. Неполно или непоследовательно раскрывает содержание материала, но показывает общее понимание вопроса и умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются затруднения или допущены ошибки в определении понятий. Приобретён опыт взаимодействия и сотрудничества, в системе «педагог-учащийся». У ребенка проявляются познавательные интересы, но отсутствует стремление к дальнейшему совершенствованию. Актуальные достижения ребенком осознаны, но не сформулированы.
Низкий (2 балла). Знает теоритическую составляющую, но в процессе работы может не применять. Не раскрывает основное содержание учебного материала; показывает незнание или непонимание большей или наибольшей части теоретического материала. Мотивация и осознание перспективы отсутствуют. Рефлексия отсутствует. Общение присутствует, но учащийся зачастую не прислушиваются к советам педагога.
Неудовлетворительный (1 балл). С базовыми теоритическими понятиями курса ознакомлен, но не применяет в процессе работы. Обучающийся показывает полное незнание и непонимание изучаемого материала или не может ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Мотивация и осознание перспективы, отсутствуют. Рефлексия отсутствует. Общение отсутствует (ребёнок закрыт для общения).
- Литература
- Литература для педагога
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е. С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В. Н. Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И. А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В. Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина А. И. Этическая грамматика [Текст] /А. И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.:Прогресс, 1974. 392 с.
- Баранов О.А. Экран становится прутом: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
- Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. М: Олма-пресс гранд, 2003. 265 с.
- Зримое слово: Кино и литература: диалектика взаимодействия /Отв. ред. Н. С. Горняцкая. Л.: Искусство, 1985. 168 с.
- Кино-юным / Сост. В.А. Антонова. М.: Искусство, 1985. 336 с.
- Левшина И.С. Любите ли вы кино? М.: Искусство, 1978. 254 с.
- Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1989. 288 с.
- Информационная грамотность и медиаобразование для всех http://www.mediagram.ru/ Журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru
- Литература для учащихся
- Дополнительный материал с сайта «Киноуроки в школах России» https://kinouroki.ru/
- Дополнительный материал с сайта «Доброволец»
https://xn--90acesaqsbbbreoa5e3dp.xn--p1ai/ - Дополнительный материал с сайта http://ogonekdobra.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Дети в музее». Способы реализации проекта.
Взаимодействие с родителями...
Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»
В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».
Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....
Реализация проекта "Здоровые привычки" в рамках реализации программы дополнительного образования "Секреты здоровых привычек"
В данной статье раскрываются мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта «Здоровые привычки»с детьми младшего дошкольного возраста. Рассматриваются задачи по формированию представ...
Реализация проекта «Красмаш» в рамках реализации федерального проекта «ТехноМир: развитие без границ».
Вид проекта:Информационно- практико-ориентированный проект Участники проекта: воспитатели (специалисты), дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители).Цель проекта: Создан...
проект "Круг добра" Отчет по реализации проекта. Приказ о реализации проекта
Цельсоздание условий для социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возрастаЗадачиРасширить представления детей об эмоциях (злость, страх, грусть, радость);развить умения выражать и ...