Программа дополнительного образования на тему Художественно- эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционного рисования "Цветные ладошки"
план-конспект урока (младшая группа)
Пояснительная записка.
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э.Успенский.
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Современное образование нацелено на введение ребенка в широкое социокультурное пространство, поэтому художественно-эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребенка, начиная с раннего возраста.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества .
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование».В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
Цель программы- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи:
Развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Обучающие:
• Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Методы проведения занятия:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
•наглядные
•практические
•игровые
Ожидаемые результаты:
• Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
• Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
• Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники:
Рисование пальчиками:
ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Рисование ладошкой:
ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью:
ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ватными палочками:
Ребенок опускает в краску ватную палочку и проводи прямые или волнистые линии. Для изображения ягод, звездочек, снежных хлопьев просто прикасается палочкой к листу. Для изображения другим цветом берется чистая ватная палочка.
Рисование метод тычка с помощью поролона:
Во время рисования тычком нужно помнить, что гуашь в баночке должна быть густой. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Организация процесса обучения.
Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Срок реализации: с 1 октября 2021г. по 31 мая 2022г.
Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительность15 минут
Программное содержание занятий
Тема занятия | Техника | Задачи | Оборудование |
Октябрь |
|
|
|
Занятие №1
Давайте Знакомится! |
| Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | - Карты диагностики; - Инструменты для рисования в традиционной и нетрадиционной технике. |
Занятие №2
Дождик кап-кап-кап | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | - Листы бумаги белого цвета с нарисованными тучками разной величины; - синяя гуашь в мисочках, - салфетки, - зонтик для игры; - магнитофон.
|
Занятие №3 Разноцветные листочки осень подарила (Коллективная работа)
| Отпечаток листьями | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой печатание листьями. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | -Нарисованное дерево без листьев на ватмане белого цвета; - гуашь разноцветная в чашечках; -листочки разных деревьев; - салфетки.
|
Занятие №4
Компоты и варенье в баночках | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать | -Вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера; - гуашь красного, синего и желтого цвета в чашечках; - салфетки; - банки с вареньем.
|
Ноябрь |
|
|
|
Занятие №1
Веточка рябины | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь
| -Листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины; - салфетки; -гуашь красного цвета в чашечках; -иллюстрации рябины.
|
Занятие №2
Ах, какие ягодки на тарелочке лежат | Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -рисования ватными палочками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца
| -Листы бумаги белого цвета с нарисованными тарелками; - салфетки; -гуашь красного и желтого цвета в чашечках; -ватные палочки; -картинки с ягодами.
|
Занятие №3
Усатый -полосатый друг | Рисование методом «Тычок жесткой полусухой кистью»
| Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку.
| - Листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка; - игрушка котенок; - гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках; - салфетки; -кисть с жестким ворсом; - стаканы с водой |
Занятие №4
Звездное небо | Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.
| -Листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов; - гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки; - иллюстрации с ночным звездным небом; -ватные палочки.
|
Декабрь |
|
|
|
Занятие №1
Первый снег | Рисование ватной палочкой | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование ватной палочкой Учить рисовать снег ватной палочкой. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство ритма и композиции.
| -Листы бумаги синего цвета; -гуашь белого цвета; -иллюстрация зимы; -салфетки.
|
Занятие №2
Борода Деда Мороза (1-е занятие)
| Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
| - Листы светло-голубого цвета; - белая гуашь в чашечках, - салфетки.
|
Занятие №3
Борода Деда Мороза (2-е занятие)
| Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
| - Заготовки с бородой Деда Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия; - гуашь белого, зеленого и черного цвета в чашечках; - салфетки. - магнитофон.
|
Занятие №4
В лесу родилась елочка | Рисование методом тычка | Продолжать учить рисовать детей методом тычка. Прививать аккуратность при работе с гуашью. Закреплять умение правильно держать кисть. Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования.
| -Листы белого цвета с силуэтом елочки; -Кисть с жестким ворсом; -гуашь зеленого цвета; -стаканы с водой ; -салфетки.
|
Январь |
|
|
|
Занятие №1
Елочка-красавица (коллективная работа) (1-е занятие)
| Рисование ладошками | Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.
| - Лист ватмана; - зеленая гуашь в чашечке; - салфетки; - магнитофон.
|
Занятие №2
Украсим елочку (коллективная работа) (2-е занятие)
| Рисование пальчиками | Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызывать у детей желание украсить елочку к новому году.
| -Заготовка ёлки зелёного цвета с предыдущего занятия ; -гуашь красного, оранжевого и синего цветов в мисочках; - салфетки.
|
Занятие №3
Снежинки на рукавичке | Рисования ватными палочками | Упражнять в технике рисования ватной палочкой. Закреплять умение украшать предметы не сложной формы, наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.
| -Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и цвета; -белая гуашь в тарелочках; -ватные палочки; -салфетки.
|
Занятие №4
| Оттиск поролоном, ватными палочками | Познакомить детей с новой техникой рисования тампонированием. Учить аккуратно набирать краску. Закреплять умение дополнять изображение деталями. | -Силуэт снеговика на листе голубого цвета ; - гуашь белая, -тампоны из губки; -ватные палочки.
|
Февраль |
|
|
|
Занятие №1
Кораблик для папы | Оттиск поролоном | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой- оттиск поролоном. Учить создавать ритмические композиции, делать оттиск поролоном. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство ритма и композиции.
| -Нарисованный кораблик на голубом листе бумаги; -гуашь белого цвета в чашечке; - салфетки.
|
Занятие №2
Зайка беленький прыг- скок | Рисование методом тычка | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку.
| - Листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика; - гуашь белого цвета в чашечке; - салфетки; - магнитофон.
|
Занятие №3
Веселые осьминожки (коллективная работа) | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Закреплять умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, память. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать коллективную работу. | -Лист ватмана голубого цвета – «море»; - гуашь разноцветная в плошках; - салфетки.
|
Занятие №4
Пятнышки для жирафа | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Учить наносить быстро гуашь и делать отпечатки –пальчиками. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Воспитывать интерес к рисованию. | - Листы бумаги с нарисованным жирафом; - гуашь коричневого цвета в чашечках; - салфетки; - магнитофон.
|
Март |
|
|
|
Занятие №1
Веточка мимозы | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путем использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (желтый), форме (круг), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувства ритма и композиции, мелкую моторику рук, внимание, мышление, память. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | - Листы бумаги белого цвета с зелеными листочками; - гуашь желтого цвета в чашечках; - салфетки.
|
Занятие №2
Платочек для бабушки | Рисование пальчиками, ватными палочками. | Совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками, печатками. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. Воспитывать любовь к близким.
| -Лист белой бумаги 25*25 см; - ватные палочки; - гуашь разных цветов, -влажные салфетки.
|
Занятие №3
Бусы для куклы Кати | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точки- рисовать узор бусины на ниточке. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. | -Листы бумаги с нарисованной линией нитка для бус; -кукла Катя; -гуашь разноцветная; -чашечки для краски; -салфетки.
|
Занятие №4
Солнышко лучистое улыбнулось ласково (кол- лективная работа)
| Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | - лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом; - гуашь жёлтого цвета в чашечке; - салфетки; - магнитофон.
|
Апрель |
|
|
|
Занятие №1
Повисли с крыш сосульки - льдинки
| Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | -белый лист бумаги с силуэтами сосулек на каждого ребенка; -гуашь голубого цвета; -салфетки. |
Занятие №2
Веселый мухомор | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
| -Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы с раскрашенной в красный цвет шляпкой; -белая гуашь в тарелочке; -салфетки; -муляжи мухоморов.
|
Занятие №3
Золотая рыбка | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закреплять умение наносить точки на всю поверхность предмета. Вызвать желание помочь маме- рыбке.
| -Вырезанные из белой бумаги силуэты рыб; -мама-рыбка (образец); -гуашь желтого цвета; - чашечки для краски; - салфетки.
|
Занятие №4
Виноград | Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | -Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда; - гуашь синего цвета; -салфетки. |
Май |
|
|
|
Занятие №1
Салют в небе в честь праздника Победы | Рисование методом «Тычок жесткой полусухой кистью»
| Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования салютом. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | -Иллюстрации с изображением салюта; -листы бумаги синего цвета; -гуашь разных цветов в чашечках; - салфетки.
|
Занятие №2
Божьи коровки на лужайке | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. | -Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках; -гуашь черного цвета; -салфетки. |
Занятие №3
Мой щенок дружок | Рисование методом тычка | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка. Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования. | -Листы белого цвета с силуэтом щенка; -Кисть с жестким ворсом; -гуашь коричневого цвета; -стаканы с водой ; -салфетки.
|
Занятие №4
Носит одуванчик желтый сарафанчик | Оттиск поролоном | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | - Листы бумаги светло-зеленого цвета; -гуашь жёлтого цвета; -салфетки.
|
Список использованной литературы:
1. И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки», Карапуз –дидактика, М. 2007.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
4. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
Картотека пальчиковых, подвижных игр и физминуток.
Октябрь
Занятие №2
Пальчиковая игра
«Непослушный дождик»
Кап- кап- кап! Закапал дождик, (Стучим указательным пальцем по ладошке.)
Быстро мы раскрыли зонтик. (поднимаем руки над головой.)
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем каждый пальчик.)
Дождику нас не достать! (грозим пальчиком)
Занятие №3
Подвижная игра «Листопад»
Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Материал: осенние листья.
Ход игры
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)
Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»
По желания детей игра продолжается 2-3 раза.
Занятие №4
Пальчиковая гимнастика "Варим компот"
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика)
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять" варят" и "мешают")
После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.
Ноябрь
Занятие №1
Пальчиковая гимнастика "Осенние листья"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (пальчики «шагают» по столу.)
Занятие №2
Пальчиковая гимнастика "За ягодами"
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук "здороваются" начиная с большого)
В лес идем мы погулять. (обе руки "идут" указательными и средними пальцами по столу)
За черникой, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Занятие №3
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
Декабрь
Занятие №1
Подвижная игра: « Снег кружится»
Воспитатель: « Снег, снег кружится, белая вся улица!» (дети кружатся)
« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок» (дети приближаются к воспитателю.)
« Спать легли снежинки, белые пушинки» (дети приседают)
« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись» (дети разбегаются по площадке.)
Занятие №2,3
Подвижная игра Заморожу "Покажите ваши ручки"
(Воспитатель в роли Дед мороза)
Покажите ваши ручки, любят ручки поплясать (Дети показывают ручки, вытягивают их перед собой и выполняют Фонарики)
Я сейчас их заморожу, надо ручки убирать! (прячут руки за спину)
Покажите ваши ножки, любят ножки поплясать
Я сейчас их заморожу, надо ножки убирать!
Покажите ваши ушки, ушки любят поплясать (Дети держат пальчиками мочки ушей и качают головой)
Я сейчас их заморожу, надо ушки убирать! (закрывают ушки руками)
Покажите ваши щечки, любят щечки поплясать.
Я сейчас их заморожу, надо щечки убирать!
Ох, устал я, посижу, на ребяток погляжу.
Январь
Занятие №4
Подвижная игра «Снежки»
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
Февраль
Занятие №1
Пальчиковая гимнастика "Лодочка"
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
Занятие №2
Подвижная игра "Зайка беленький сидит"
Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями
И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,
Вот так, вот так имитируя заячьи уши.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих
Надо зайке поскакать. ногах на месте.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,
кто испугал зайку
Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает
игрушку).
Дети убегают на свои места.
Занятие №3
Пальчиковая гимнастика «Осьминожки»
Плыли, плыли осьминожки
Резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулака
Опустились на дорожку
Поставить пальцы подушечками на колени
Быстро-быстро побежали
Пальцы бегают по коленям
И три ножки потеряли
Но зато осталось пять –
На слово «пять» показать раскрытые ладони
Можно все пересчитать!
Поочерёдно загнуть все пальцы в кулак
Занятие №4
Подвижная игра «У жирафа пятнышки везде»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу рисуем полосочки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
Март
Занятие №1
Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
Занятие №2
Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем,
(Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак)
Крепко-крепко их потрем.
А потом повыжимаем,
(Выполнять движения «выжимаем белье»)
Очень крепко отожмем.
А теперь мы все платочки
(Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз)
Так встряхнем, так встряхнем.
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом.
(Выполнять движение «гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой)
А теперь платком помашем
(Выполнять движение «фонарики»)
И с ним весело попляшем
Занятие №3
Пальчиковая гимнастика «Катины игрушки»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками)
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы)
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы)
Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши)
Мы игрушки сосчитать –(стучат кулаками)
Есть у нас игрушки
Есть у нас игрушки: Хлопки
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».
Занятие №4
Подвижная игра "Солнышко и дождик"
Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.
Описание игры: вначале при ознакомлении с игрой даётся упрощённый вариант. Дети сидят на стульях или гимнастической скамейке. По сигналу воспитателя «солнышко» все идут гулять, бегают, играют и т. д. По сигналу «дождик» быстро возвращаются на свои места.
В игре можно использовать зонт, воспитатель раскрывает его на втором сигнале – «дождик». Дети бегут к воспитателю прятаться под зонт.
После неоднократного повторения игру можно усложнить: на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты расставляют стулья, дети присаживаются на корточки сзади и смотрят в окошко (в отверстие спинки, воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Малыши бегают по всей площадке. На сигнал «дождик, скорей домой» бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Игра повторяется.
Апрель
Занятие №1
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Стучим правым указательным пальцем по левой ладошке)
Словно с нами говорит. (Стучим левым указательным пальцем по правой ладошке)
Плачут от тепла сосульки (Руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями )
И на крышах талый снег. (Соединяем руки над головой углом)
А у всех людей весною (Разводим руки в стороны)
Это вызывает смех! (Хлопаем в ладоши и улыбаемся)
Занятие №2
Пальчиковая гимнастика «Веселый мухомор»
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Занятие №3
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка
Рыбка, рыбка, озорница,
Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать
Медленно сжимают ладони
Рыбка спину изогнула
Снова изображают, как плывёт рыбка
Крошку хлебную взяла
Делают хватательное движение обеими руками
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Снова «плывут».
Занятие №4
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках
«убегают» как можно дальше.)
Май
Занятие №1
Пальчиковая гимнастика «Праздничный салют»
Пышные букеты (Пальцы сжаты в кулачок)
В небе расцветают (Разгибают пальцы)
Словно искры света Лепестки сверкают
( Шевелят пальчиками)
Вспыхивают астрами. Голубыми, красными
Синими, лиловыми – Каждый раз все новыми!
(Сжимают и разжимают пальцами)
А потом рекою (Поднимают руки вверх)
Золотой текут. Что это такое? ( Шевелят пальчиками)
Праздничный салют! (Пальчики веером)
Занятие №2
Пальчиковая гимнастика "Божья коровка"
По цветку ползет букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки») -
На ней красная рубашка. (Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью)
Маленькая крошка (правой рукой погладить «божью коровку») -
На спине горошки. (указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки
Занятие №3
Подвижная игра «Лохматый пёс»
Один из детей изображает пса. Он ложится на скамеечку, положив голову на протянутые вперёд руки. Остальные малыши гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стихов:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой, уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим.
И посмотрим, что-то будет.
Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами!»
Собачка «лает», дети разбегаются. Пёс гонится за ними, старается схватить кого-нибудь. Когда все разбегутся и спрячутся, пёс опять ложится на землю, и игра возобновляется.
Игра повторяется 2-3 раза.
Занятие №4
Пальчиковая гимнастика "Одуванчики"
Загибаем пальчики - считаем цветы.
Жёлтая полянка -
Всюду одуванчики.
Радуются девочки,
Радуются мальчики.
По поляне мы гуляем,
Одуванчики считаем.
Раз - цветочек для мамочки,
Два - цветочек для папочки,
Три - цветочек для бабушки,
А четыре - для дедушки.
Пять - для Маши,
Шесть - для Саши,
Семь - Наташе,
Восемь - Даше,
Девять, десять -
Это Ваши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Сообщение из опыта работы Сообщение из опыта работына тему: «Художественно-эстетическое развитиедетей младшего дошкольного возраста»....
Сообщение из опыта работы на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста».
Эстетическое воспитание детей....
Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольног возраста...
Программа дополнительного образования «Радуга» по художественно-эстетическому развитию детей
Программа дополнительного образования«Радуга» По художественно-эстетическому развитию детей ...
Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста группы «Ягодка» нетрадиционным приемам рисования «Веселые капельки».
Практическая значимость программыНетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возника...
Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста"
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка.На первых порах главную роль в театрализованной де...
Мастер-класс для родителей«Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Существует много техник нетрадиционного рисования – восковыми мелками и акварелью, шаблонография, пальчиковое рисование, рисование на мокром листе, печать растений, рисование штрихом, граттаж, р...