Методическая разработка.
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Методическое пособие «Иллюстрированный альбом к сказам П. Бажова глазами художницы Г. Назаренко».
Введение.
«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»,- фраза, сказанная Оскаром Уайльдом, остается современной и в наши дни, так как каждая семья хочет видеть своего ребенка только счастливым. Для этого надо приложить немало усилий. Но несмотря, ни на что, воспитание - было, есть и будет одним из самых важных систем человеческой деятельности.
Мы забыли, что воспитание дошкольников не ограничивается только лишь «нравоучительными» беседами в стенах детского сада. Воспитание, прежде всего, происходит в ближайшем окружении ребенка и за пределами ДОУ. Тот социум, в котором находится малыш, имеет большую воспитывающую силу. Наше собственное поведение – самая решающая вещь. В настоящее время дети развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики, новинки кинематографа.
Какой же он, современный ребёнок? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощённый и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.
Сегодняшние дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию информации. Дошкольники иногда могут делать неожиданные выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о преждевременном взрослении современных детей. Современные дети говорят много, но плохо. Дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и гиперактивность. Задача воспитания дошкольника должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития концентрации внимания, а также двигательного опыта и физического здоровья.
Развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребёнком, когда ребёнок выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности). При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах.
Сравнивая современного дошкольника со сверстником конца 20 века, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, владение инновационными технологиями.
Цель: всесторонне развитие и воспитание ребенка на основе исторических и национально-культурных традиций и духовно-нравственных ценностей.
Задачи: 1. Усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей;
2. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству;
3.Формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к региону проживания и стране в целом.
Основная часть.
Что дает детский сад ребенку? Благодаря наличию детского сообщества создается пространство социального опыта ребенка. Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям. Зная особенности развития дошкольника, мы ориентируемся на зону ближайшего развития исходя из преобладающего психологического процесса наглядно-образная память, используя исторические, мифологические образы, воспоминания тем самым мы будем активировать его эмоции и ощущения, раскрывать культурно-исторические коды для зарождения культурно-исторической идентичности, которую мы должны воспитывать у наших маленьких Россиян. В Федеральной образовательной программе воспитания обозначены позиции связанные с произведениями искусства, русской литературой и живописью. Данные позиции предполагают:
- Как мы перед детьми раскроем смысловые ценностные аспекты; как ребенок начнет их понимать?
- Как мы раскроем особенности произведений?
- Как мы будем использовать потенциал русской литературы и иллюстраций к ним в нравственно-эстетическом воспитании детей?
- Как мы раскроем средства, которые раскрывают идею воспитания детей?
Рассмотрим данные позиции на известном Уральском писателе П. П. Бажова и иллюстраций к его сказам художницы Г. Назаренко.
Для начала разберем что такое ценность? Ценность — это важность, значимость, польза. Ценность хранится в культуре, в истории, цивилизации. Ценность – это то, что прошло через века, исторические события, которые определяют менталитет.
Павлов сказал, что у детей природа дала механизм освоения ценностей через подражание. Что близко ребенку с детства как не сказки, а с нашего далекого детства мы знаем «Сказка ложь, да в ней намек..» она выполняет роль не наставника, а партнера в совместном поиске смысла. Смысла не в том, что человек делал и куда пошел и об этом говорил В. Франкл «Смыслы не даются человеку произвольно, они должным им ответственно находится».
В начале 1939 года в городе Свердловске, который теперь называется Екатеринбург, вышла книга Павла Петровича Бажова с красивым и загадочным названием - Малахитовая шкатулка». Книга очень быстро завоевала любовь взрослых и маленьких читателей и вошла в число ста самых любимых книг, которые читают дети во всем мире. Особый интерес уральские сказы Бажова сразу же вызвали у мастеров живописи и книжной графики, и это не удивительно. Мир сказов Бажова, где быль причудливо переплетается с элементами волшебного и фантастического, богат такими яркими и самобытными образами, которые мало кого из художников могут оставить равнодушными. Сотни картин, росписей, книжных иллюстраций создано художниками на темы творчества Бажова. Герои сказов запечатлены мастерами - умельцами в изделиях из камня, чугуна, фарфора, стекла. Какой педагогический потенциал имеет произведение искусства и что нужно знать, понимать и видеть педагогу, чтобы использовать его. Для обеспечения зоны ближайшего развития мы будем использовать картины, через которые будем раскрывать культурно-исторические коды, что рождает культурную идентичность, которую мы должны воспитывать у наших маленьких россиян, как исследователя этих сенсорных эталонов. Картины стимулируют ребенка к говорению, а слово это показатель культуры развития ребенка. Открывать тайны мира — это потребность ребенка, а тайна мира — это ценность. С помощью живописи мы осмысляем образы ключевых событий.
Галина Борисовна Назаренко родилась в 1957 года в Свердловске. С раннего детства любила рисовать, состояла в школьной редколлегии. Однако желания поступать в художественное училище тогда не возникало: «Рисовать по чьей-то указке было не интересно и скучно, хотелось творить по собственному желанию». После восьмого класса была учеба в вечерней школе и служба на почте, затем – появление собственной семьи, с 1980 года – работа в СМУ-З. Детская увлеченность рисованием напомнила о себе случайно. Однажды прогуливаясь по скверу, где продавались картины, Галине Борисовне захотелось купить одну из них, на что муж предложил нарисовать свою и даже вырезал картонку для будущей работы. С этого все и началось. «Мне интересно придумывать отрицательные типажи, где порок, как печать на лице: будь то глупость, жадность, гордость или злость», – рассказывает автор карандашных рисунков, посвященных 140-летию Павла Петровича Бажова. Однако большую радость, все-таки вызывает работа над положительными, светлыми героями. Иллюстрации уральских сказов – ведущая тема в творчестве Галины Борисовны. Предельно точная в описании своих персонажей, автор признается: «Я всегда внимательно читаю и четко следую авторскому тексту, чтобы герои выходили точно такими, как в сказах». И образы в трактовке уральской художницы-самоучки действительно получаются настолько емкими и целостными, что верить им начинаешь незамедлительно – с того самого мгновения, как встретился с ними взглядом. Любимыми материалами художницы на протяжении многих лет остаются бумага и цветные карандаши, с помощью которых автор творит чудеса. Тщательность прорисовки деталей и всей плоскости изображения, скрупулезность в передаче характеров и техническая виртуозность на грани с гиперреализмом являются отличительными чертами произведений Галины Борисовны Назаренко – художницы, которой удается оживить даже малахит!
Перед вами картина Галины Назаренко «Дедо, про козла – то расскажи».
Картина уникальна и интересная потому что когда мы прикасаемся к прошлому через исторические факты мы начинаем ценить сегодняшний день и смотреть в будущее. Много разных мыслей приходит, когда мы находимся у данного полотна, но связь семьи, отца, деда на столько глубока. Что же описывал и запечатлевал художник?
На первый взгляд дед, который сидит на лавочке со своей внучкой. Картина выполнена в светлых тонах. Это бытовой жанр изображения картины. В нем отображена история жизни семьи, их быт, их отношения, одежда. Именно этот жанр близок ребенку, потому что он включен в эти отношения. Для него понятны эти отношения он соприкасается с ними и мы должны использовать эти запечатлённые стены, в которых художник отразил отношения и эмоции для того чтобы активизировать опыт ребенка, а с другой стороны рефлексировать глядя на произведение живописи. Используя в работе с детьми художественное произведение и элемент живописи мы создаем среду сопричастности, чтобы ребенок почувствовал себя частью этого мира.
Попробуем поработать со смыслами как самым значимым и важным. Какой смысл несет данная картина для ребенка? Данная картина наполнена теплотой, любовью, заботой. Как девочка смотрит на деда? Она внимательна, смотрит на дедушку и наверно не шевелится. Очень сосредоточена. А как она держит кота? Бережно, заботливо. А какие ценности несет эта картина? Ценности доброты, внимания. Предложите детям разыграть данный сюжет. Предложите ребенку построить диалог с автором от лица девочки, деда, кошки. При рассматривании данной картины можно спросить детей: а я какой перед этой девочкой, дедушкой, кошкой? Внимательный, заботливый, а также я внимательно слушаю маму, папу, друга и т. д. А какой я отзывчивый на просьбу кого-то? А если ты занят, а тебя просят рассказать что-то готов ли ты отложить свои дела и выполнить просьбу. Обязательно обращается внимание детей на козла. который стоит за окном, на быт. Деревья, стоящие на улице: какие они? Заснеженные, им тяжело. Вечки хрупкие, но держат снег. Ценность красоты и хрупкости.
Картину можно разместить в групповом помещении на мольберте на уровне глаз ребенка. Напротив поставить стульчик, кресло и т.п для того чтобы после беседы, рассматривания картины ребенок мог еще ее созерцать. Может кто то захочет поделиться эмоциями, впечатлениями с мамой, папой, бабушкой и т.д и у него будет возможность показать и посмотреть вместе это произведение искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....