Рабочая программа воспитания ФГБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №1387» Управления делами Президента Российской Федерации.
рабочая программа
Рабочая программа воспитания ФГБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №1387» Управления делами Президента Российской Федерации (далее– Программа воспитания) предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_na_2022-2023.docx | 150.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка — детский сад №1387»
Управления делами Президента Российской Федерации
Рабочая программа воспитания
ФГБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №1387»
Управления делами Президента Российской Федерации
Москва 2022 год
Оглавление
Пояснительная записка | ||
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Цель и задачи Программы воспитания | |
1.2. | Методологические основы и принципы построения Программы воспитания | |
1.3. | Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания | |
1.3.1. | Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) | |
1.3.2. | Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) | |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания | |
2.1.1. | Патриотическое направление воспитания | |
2.1.2. | Социальное направление воспитания | |
2.1.3. | Познавательное направление воспитания | |
2.1.4. | Физическое и оздоровительное направление воспитания | |
2.1.5. | Трудовое направление воспитания | |
2.1.6. | Этико-эстетическое направление воспитания | |
2.2. | Особенности реализации воспитательного процесса | |
2.3. | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания | |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Общие требования к условиям реализации Программы воспитания | |
3.2. | Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ | |
3.3. | Организация предметно-пространственной среды | |
3.4. | Кадровое обеспечение воспитательного процесса | |
3.5. | Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания | |
3.6. | Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания | |
3.7. | Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей | |
3.8. | Примерный календарный план воспитательной работы | |
Основные понятия, используемые в Программе воспитания |
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ФГБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №1387» Управления делами Президента Российской Федерации (далее
– Программа воспитания) предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОУ) предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru.
ФГБДОУ руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат конституционные и национальные ценности Российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые соответствуют портрету выпускника ДОУ и базовым духовно-нравственным ценностям.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в Программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений.
Основные направления воспитательной работы ФГБДОУ:
Патриотическое направление воспитания: в основе лежат ценности Родины и природы.
Социальное направление воспитания: в основе лежат ценности сотрудничества человека и семьи; дружбы.
Познавательное направление воспитания: в основе лежит ценность знания.
Физическое и оздоровительное направления воспитания: в основе лежит ценность здоровья.
Трудовое направление воспитания: в основе лежит ценность труда.
Этико-эстетическое направление воспитания: в основе лежат ценности культуры и красоты.
ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического развития, физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Цель и задачи Программы воспитания
Общая цель воспитания в ФГБДОУ – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей Российского общества через следующие задачи:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода ( 1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.
Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой Программы воспитания является культурно- исторический подход Л.С. Выготского и системно-деятельностный подход. Примерная программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных определении воспитания, содержащимся в Федеральном законе «Об образовании в РФ»: формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии:
- развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности;
- духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
- идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
- амплификация (обогащение) развития ребѐнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания ФГБДОУ руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
- принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно- этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе ФГБДОУ, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ФГБДОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление воспитания | Ценности | Показатели |
Патриотическое | Родина, природа | Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. |
Познавательное | Знание | Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. |
Трудовое | Труд | Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. |
Этико- эстетическое | Культура и красота | Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. |
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направление воспитания | Ценности | Показатели |
Патриотическое | Родина, природа. | Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Социальное | Человек, семья, дружба, сотрудничество | Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное | Знание | Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Физическое и оздоровительное | Здоровье | Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. |
Трудовое | Труд | Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Этико- эстетическое | Культура и красота | Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно- эстетического вкуса. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты.
Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;
- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач педагоги ФГБДОУ сосредотачивают свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
- Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
- Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
- Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач педагоги ФГБДОУ должен сосредотачивают свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;
- воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
- учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;
- учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
- организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
- создавать доброжелательный психологический климат в группе.
Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания –
формирование ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
- развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
- формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
- приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет- источники, дискуссии и др.).
Направления деятельности педагогов ФГБДОУ:
- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней
среды;
- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных
способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;
- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности педагогов ФГБДОУ :
- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;
- создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
- введение оздоровительных традиций в ФГБДОУ.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ФГБДОУ.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, педагоги ФГБДОУ сосредотачивают свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
- формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте
тела;
- формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.
Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
- Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
- Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
- Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач педагоги ФГБДОУ сосредотачивают свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.
Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
- воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, педагоги ФГБДОУ сосредотачивают свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
- воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОУ; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:
- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОУ;
- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и
др.;
- формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
Особенности реализации воспитательного процесса
В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Воспитание осуществляется на основе интериоризации (способности оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения) ценностей и смыслов, путем их усвоения, а также путем проявления инициативы детей, связанной с реализацией этих ценностей.
Основой организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Результаты достижения по целевым ориентирам программы воспитания не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются основой для самодиагностики педагогической деятельности в ФГБДОУ.
Оригинальной воспитательной находкой педагогического коллектива является работа над инновационным проектом «Организация содержания нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста с использованием технологии проектной деятельности», цель которого – создание организационно-педагогических условий для формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста, начала гражданственности через установление преемственных взаимосвязей между уровнями образования: дошкольное – школьное образование. В данный проект входят подпроекты:
«Богатырь Илья Муромец», «Герои Великой Отечественной войны в моей семье », «По дорогам Победы», «Давным давно была война».
Ведущим видом деятельности в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игрыдраматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном
внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
В реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников:
- установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение дошкольников соблюдать в детском саду общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (дошкольниками), принципы дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания дошкольников к лексической теме, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания детьми своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания обучения через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения с воспитанниками;
- применение на занятии интерактивных форм работы с детьми: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников (развивающие задания на интерактивной доске); дидактического театра, где полученные на занятии знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают дошкольникам возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат дошкольников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в занятия игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время жизнедеятельности в ФГБДОУ;
- организация шефства над другими детьми, дающего дошкольникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов
Особенностью реализации воспитательного процесса в ФГБДОУ является построение воспитательного процесса по этапам:
- погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение,
просмотр, экскурсии и пр.);
- разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
- организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными. Например, одно и то же событие может быть посвящено нескольким ценностям одновременно.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла.
В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
С учетом особенностей социокультурной сферы современного детства в образовательной программе ФГБДОУ отражается сотрудничество учреждения с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Для детского сада важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе.
С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, занятия по дополнительному образованию. Педагоги применяют средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, флаеры, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), используют интерактивные курсы сопровождения образовательной программы, публикуют информацию в групповых блогах и на сайте ФГБДОУ, привлекают родителей к участию в проведении праздников, развлечений, экскурсий, групповых дискуссий, мастер-классов. Экскурсии, целевые прогулки (совместно с родителями) помогают дошкольнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внесадовых ситуациях.
В рамках взаимодействия с семьѐй в ФГБДОУ, одной из эффективных форм поддержки являются консультационные встречи со специалистами. В ходе встреч обсуждаются вопросы, касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч и тематика определяется запросом родителей. Для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения проводятся микроисследования в сообществе детей и родителей (экспресс-методики, анкеты, тесты, опросники).
Основные социальные институты, взаимодействующие с ФГБДОУ: школа, дошкольные образовательные организации УДР РФ, учреждения дополнительного образования, общественные организации.
Разработаны планы взаимодействия ФГБДОУ с различными учреждениями по реализации основных проектов ФГБДОУ с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности. В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОУ. Ценности ценностного единства и готовность к
сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада ФГБДОУ, в котором строится воспитательная работа.
Виды и формы деятельности, которые используются в деятельности ФГБДОУ.
Групповые формы работы:
- родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей;
- родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем воспитания детей дошкольного возраста;
- взаимодействие в социальных сетях (родительские форумы на интернет-сайте ДОУ, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные консультации специалистов ФГБДОУ и т.д.).
Индивидуальные формы работы:
- работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста;
- участие родителей в педагогических консилиумах, организуемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка;
- участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) c целью координации воспитательных усилий педагогического коллектива и семьи.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
- обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно- пространственной среды;
- оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
- создание уклада ДОО, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ФГБДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО;
- современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
- учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ФГБДОУ строится на следующих принципах:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;
- создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников;
- системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
Взаимодействия взрослого с детьми. События ФГБДОУ
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.
Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ФГБДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ФГБДОУ возможно в следующих формах:
- разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
- проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
- создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать:
- оформление помещений;
- оборудование;
- игрушки.
ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания, способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей. Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
При организации воспитательных отношений необходимо использовать потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включать обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям, деятельность, направленную на:
- формирование у детей гражданственности и патриотизма;
- опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- приобщение к системе культурных ценностей;
- готовности к осознанному выбору профессии;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетическое отношение к окружающему миру;
- потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции. Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка.
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагога осуществляется в процессе ее проектирования и организации
Наименование должности | Функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного процесса |
Заведующий детским садом |
|
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе |
|
Старший воспитатель | - формирование мотивации педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов; |
| |
Педагог-психолог |
-осуществление социологических исследований обучающихся;
|
Воспитатель Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Учитель-логопед |
|
Помощник воспитателя |
|
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации программы воспитания в ДОУ включает: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от
17.10.2013г, (ФГОС ДО).
Основные локальные акты:
- Основная образовательная программа дошкольного образования ФГБДОУ«Центр развития ребенка — детский сад №1387» Управления делами Президента Российской Федерации на 2022-2023 учебный год;
- Годовой план воспитательно - образовательной работы на 2022-2023 учебный год;
- Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год;
- Рабочая программа воспитания в ФГБДОУ на 2022-2023 учебный год.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания
Материально-техническое обеспечение и оснащенность ФГБДОУ предназначены для обеспечения эффективного наполнения воспитательного процесса. Сегодня качество дошкольного образования – приоритетное направление образовательной политики государства.
Федеральный образовательный стандарт, вступивший в силу в 2014 году, регламентирует условия реализации образовательной программы и обеспечивает социальное развитие каждого ребенка в различных сферах. В нем также отражены вопросы морального и нравственного благополучия ребенка. С каждым годом в перечень требований к оснащению ДОУ вносятся поправки и изменения, регулярно обновляется и содержание материально-технического оснащения. Однако база этих требований остается постоянной и содержит:
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- требования пожарной безопасности;
- перечень средств воспитания и обучения в зависимости от возраста и особенностей развития детей;
- рекомендации по оснащенности помещений и различных зон детского сада;
- требования к методическому обеспечению, а также к оборудованию дошкольного учреждения.
Цель этих требований– оптимизировать процесс воспитания и обучения. Они направлены на:
- обеспечение безопасных условий для воспитанников;
- стимулирование творческого развития;
- обеспечение индивидуального подхода в воспитании каждого ребенка с целью выявления таланта ребенка.
Воспитательные процессы направлены на подготовку к школе и реализуются с соблюдением прав ребенка и персонала. Виды деятельности (игра, общение, познавательная деятельность), через которые реализуются задачи образовательной программы, зависят от возраста детей и их индивидуальных особенностей.
Наполнение предметно-развивающей среды соответствует стандартам и отвечает всем требованиям безопасности. Материально-техническая база ФГБДОУ – это важное звено в цепи обеспечения высокого качества образования. Каждая из составляющих ее частей оказывает непосредственное влияние на развитие ребенка. Если оснащение детского сада соответствует требованиям ФГОС, процесс воспитания будет максимально продуктивным и эффективным.
Информация о материально-техническом обеспечении реализации программы представлена на сайте: https://ds1387.ru/
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОУ и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: в ДОУ инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОУ.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОУ обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
- активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
- обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
- расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Примерный календарный план воспитательной работы
На основе рабочей программы воспитания ФГБДОУ составляет календарный план воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы ФГБДОУ
«Центр развитие ребенка — детский сад №1387» УДП РФ составлен в развитие рабочей Программы воспитания с целью конкретизации форм и видов воспитательных мероприятий, проводимых работниками ФГБДОУ «Центр развитие ребенка — детский сад №1387» в 2022-2023 учебном году.
Календарный план воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского сада в соответствии с рабочей программой воспитания ФГБДОУ «Центр развитие ребенка — детский сад №1387» УДП РФ.
Календарный план воспитательной работы является открытым для внесения изменений.
№ | Мероприятия | Возраст воспитанников | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |
Патриотическое направление | |||||
1 | День Бородинского сражения.
| 5-7 лет. | 07.09.2022г. | Воспитатели старших групп. | |
2 | День танкиста.
| 5-7 лет. | 13.09.2022г. | Воспитатели старших групп. | |
3 | Международный день мира.
| 5-7 лет. | 21.09.2022г. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп; Муз. руководитель. | |
4 | Долгосрочный проект «Детям о великих соотечественниках»
| 5-7 лет. | Сентябрь – апрель | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
Выставка рисунков «Мы живем в России. | 5-7 лет. | Ноябрь | Ст. воспитатель. | ||
5 | День белых журавлей.
| 5-7 лет. | 22.10.2022г. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
6 | День народного единства.
| 5-7 лет. | 04.11.2022г. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
7 | День неизвестного Солдата.
| 5-7 лет. | 03.12.2022г. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
8 | День защитника Отечества. Досуги: 1гр. «Мой папа самый лучший» 2гр. «Как Антошку к службе в армии готовили» 3гр. «Один день в армии» 4 - 5гр. «Рыцарский турнир» | 3-7 лет. | 23.02.2023г. | Муз. Руководитель; Инструктор по физо; Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
9 | День Победы 9 мая.
| 5-7 лет. | 07.05.2023г. | Муз. Руководитель; Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
| 5-7 лет. | В течение месяца. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | ||
10 | День голубя Мира
| 3-7 лет. | 08.05.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
11 | День пограничника.
| 5-7 лет. | 28.05.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
12 | Пушкинский день
| 3-7 лет. | 06.06.2023г. | Ст. воспитатель; Муз. Руководитель; Воспитатели групп. | |
13 | День России.
| 5-7 лет. | 10.06.2023г. | Муз. Руководитель; Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
14 |
| 5-7 лет. | 14.06.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
15 |
| 5-7 лет. | 22.06.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
16 | День единения и дружбы славян.
| 5-7 лет. | 25.06.2023г. | Воспитатели старших групп. |
№ | Мероприятия | Возраст воспитанников | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Социальное направление | ||||
1 | «Международный день благотворительности»
| 5-7 лет | 05.09.2022 г. | Воспитатели групп. |
2 | «День семейного общения»
| 3-7 лет | 12.09.2022 г | Воспитатели групп. |
3 | Всемирный день улыбки.
| 3-7 лет. | 01.10.2022г. | Воспитатели групп. |
4 | Международный день девочек.
| 3-7 лет. | 11.10.2022г. | Воспитатели групп. |
5 | День бабушек и дедушек в России.
| 3-7 лет. | 28.10.2022г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
6 | Всемирный день написания бумажных писем.
| 6-7 лет. | 11.11.2022г. | Воспитатели старших групп. |
7 | Всемирный день доброты.
| 3-7 лет. | 13.11.2022г. | Воспитатели групп. |
8 | День мальчиков.
| 3-7 лет. | 19.11.2022г. | Воспитатели групп. |
9 | День рождения Деда Мороза.
| 3-7 лет. | 18.11.2022г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
10 | Всемирный день приветствий.
| 3-7 лет. | 21.11.2022г. | Воспитатели групп. |
11 | День Матери.
| 3-7 лет. | 28.11.2022г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
12 | День заказа подарков и написания писем Деду Морозу.
| 3-7 лет. | 04.12.2022г. | Воспитатели групп. |
13 | Международный день волонтера.
| 5-7 лет. | 05.12.2022г. | Воспитатели групп. |
14 | День прав человека.
| 5-7 лет. | 10.12.2022г. | Воспитатели старших групп. |
15 | Международный день Спасибо.
| 3-7 лет. | 11.01.2023г. | Воспитатели групп. |
16 | Международный день объятий.
| 3-7 лет. | 21.01.2023г. | Воспитатели групп. |
17 | Международный день дарения книг.
| 3-7 лет. | 14.02.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
18 | Всемирный день комплимента.
| 3-7 лет. | 01.03.2023г. | Воспитатели старших групп. |
19 | Международный день счастья
| 3-7 лет. | 20.03.2023 | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
20 | День смеха.
1 гр. «День смеха в гостях у ребят». 2 гр. «Карлсон живёт со смехом» 3,4,5 гр. «Как пираты стали добрее». | 3-7 лет. | 01.04.2023г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
21 | День брата и сестры.
| 3-7 лет. | 10.04.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
22 | Международный день буккросинга.
| 3-7 лет. | 21.04.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
23 | День вежливости и этикета
| 3-7 лет. | 10.05.2023г. | Воспитатели групп. |
24 | Всемирный день семьи.
| 3-7 лет. | 15.05.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
25 | Международный день защиты детей.
| 3-7 лет. | 01.06.2023г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
26 | Международный день друзей.
| 3-7 лет. | 09.06.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
27 | День отца.
| 3-7 лет. | 20.06.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
№ | Мероприятия | Возраст воспитанников | Ориентировочное время проведения | Ответственные | |
Познавательное направление | |||||
1 | День знаний.
| 3-7 лет. | 01.09.2022г. | Муз. Руководитель; Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп; Специалисты. | |
2 | День города.
| 5-7 лет. | 12.09.2022г. | Муз. Руководитель; Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
| 3-7лет. | 06-13.09.2022г. | Воспитатели групп. | ||
3 | «Всемирный день защиты пчёл» - Беседа о пчёлах. Творческие занятия с детьми. | 3-7лет. | 14.09.2022 | Воспитатели групп. | |
4 | День рассказывания историй о летних путешествиях.
| 3-7 лет. | 07.09.2022г. | Воспитатели групп. | |
5 | «Всемирный день хлеба» Досуг «Не сразу зёрна стали хлебом». | 5-7 лет | 17.10.2022 г. | Муз. Руководитель; Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
6 | Всемирный день науки.
| 5-7 лет. | 10.11.2022г. | Воспитатели старших групп. | |
7 | Долгосрочный экологический проект «Напиши письмо Сове».
| 5-7 лет. | октябрь-май | Воспитатели старших групп. | |
8 | Синичкин день.
| 3-7 лет. | 12.11.2022г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
9 | Международный день чая.
| 3-7 лет. | 15.12.2022г. | Воспитатели групп. | |
10 | Международный день кино.
| 5-7 лет. | 28.12.2022г. | Воспитатели старших групп. | |
11 | День заповедников и национальных парков России.
| 3-7 лет. | 11.01.2023г. | Воспитатели старших групп. | |
12 | Всемирный день логики.
| 5-7 лет. | 14.01.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
13 | Акция «Спасём Арктику». Вторая жизнь ненужных вещей. | 3-7 лет. | 15.01.2023 г. | Воспитатели групп. | |
14 | Масленица.
| 3-7 лет. | 07.02.2023-13.02.2023 | Муз. руководитель. Ст. воспитатель. Воспитатели групп. | |
15 | День российской науки.
| 5-7 лет. | 08.02.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
16 | Всемирный день чтения вслух.
| 3-7 лет. | 03.03.2023г. | Воспитатели групп. | |
17 | День рождения телефона.
| 5-7 лет. | 07.03.2023г. | Воспитатели старших групп. | |
18 | Всемирный день математики.
| 3-7 лет. | 14.03.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
19 | Всемирный день воды.
| 3-7 лет. | 22.03.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
20 |
«Огород на окошке» | 3-7 лет. | март | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
21 | Международный день птиц.
| 3-7 лет. | 01.04.2023г. | Воспитатели старших групп. | |
22 | Международный день детской книги. «Здравствуй, книжкина неделя!»
| 3-7 лет. | 02.04.2023г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель. Воспитатели групп. | |
23 | День Космонавтики.
| 3-7 лет. | 12.04.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
24 | Всемирный день цирка.
| 3-7 лет. | 17.04.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
25 | Международный день памятников и исторических мест.
| 5-7 лет. | 18.04.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
26 | Международный день подснежника.
«Оставь первоцветы весне» | 3-7 лет. | 19.04.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
27 | Международный день земли.
| 5-7 лет. | 22.04.2023г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель. Воспитатели старших групп. | |
28 | День славянской письменности.
| 5-7 лет. | 24.05.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
29 | Интеллектуальный марафон «Тайна сокровищ Кащеюшки» | 5-7 лет | 29.05.2023 | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
30 | Всемирный день океанов.
| 5-7 лет. | 08.06.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. | |
31 | День Солнышка.
| 3-7 лет. | 14.06.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
32 | Международный день цветка.
| 3-7 лет. | 21.06.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
№ | Мероприятия | Возраст воспитанников | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Физическое и оздоровительное направление | ||||
1 | День йоги в России.
| 3-7 лет. | 13.09.2022 г. | Воспитатели групп. Инструктор по ФИЗО. |
2 | Всемирный день чистоты.
| 3-7 лет. | 18.09.2022г. | Воспитатели групп. |
3 | Всероссийский день бега..
| 5-7 лет. | 18.09.2022г. | Инструктор по ФИЗО. |
4 | Всемирный день сердца
| 3-7 лет. | 29.09.2022г. | Мед. Сестра. Воспитатели групп. |
5 | Всемирный день зрения.
| 3-7 лет. | 08.10.2022г. | Мед. Сестра. Воспитатели групп. |
6 | Всемирный день мытья рук.
| 3-7 лет. | 15.10.2022г. | Мед. Сестра. Воспитатели групп. |
7 | Всероссийский день гимнастики.
| 3-7 лет. | 31.10.2022г. | Инструктор по ФИЗО. Воспитатели групп. |
8 | Всероссийский день хоккея.
| 5-7 лет. | 01.12.2022г. | Инструктор по ФИЗО. Воспитатели групп. |
9 | Всемирный день футбола.
| 5-7 лет. | 10.12.2022г. | Инструктор по ФИЗО. Воспитатели групп. |
10 | День защитников Отечества
| 5-7 лет. | 23.02.2023г. | Инструктор по ФИЗО. Воспитатели старших групп. |
11 | Всемирный день сна.
| 3-7 лет. | 12.03.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
12 | День витамина С.
| 5-7 лет. | 04.04.2023г. | Мед. Сестра. Воспитатели старших групп. |
13 | Всемирный день здоровья.
| 3-7 лет. | 07.04.2023г. | Мед. Сестра. Инструктор по ФИЗО. Воспитатели групп. |
14 | День космонавтики.
| 5-7 лет. | 12.04.2023г. | Инструктор по ФИЗО. Муз. руководитель. Воспитатели старших групп. |
15 | Всемирный день обоняния.
| 3-7 лет. | 27.04.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
16 | Неделя здоровья «Привет, Олимпиада!»
| 3-7 лет. | май | Инструктор по ФИЗО. Муз. руководитель. Воспитатели групп. |
17 | Всемирный день детского футбола.
| 5-7 лет. | 19.06.2023г. | Инструктор по ФИЗО. Воспитатели групп. |
18 | Международный олимпийский день.
| 3-7 лет. | 23.06.2023г. | Инструктор по ФИЗО. Воспитатели групп. |
№ | Мероприятия | Возраст воспитанников | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Трудовое направление | ||||
1 | День нефтяника.
| 5-7 лет | 05.09.2022 | Воспитатели групп. |
2 | День парикмахера.
| 3-7 лет. | 13.09.2022г. | Воспитатели групп. |
3 | День работников леса.
| 3-7 лет. | 20.09.2022г. | Воспитатели групп. |
4 | День дошкольного работника.
| 3-7 лет. | 27.09.2022г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
5 | Всемирный день почты.
| 3-7 лет. | 09.10.2022г. | Воспитатели групп. |
6 | День работников сельского хозяйства.
| 5-7 лет. | 11.10.2022г. | Воспитатели групп. |
7 | Международный день повара.
| 3-7 лет. | 20.10.2022г. | Воспитатели групп. |
8 | День полиции.
| 3-7 лет. | 10.11.2022г. | Воспитатели групп. |
9 | Международный день детских врачей.
| 3-7 лет. | 20.11.2022г. | Воспитатели групп. |
10 | Международный день сапожника.
| 3-7 лет. | 26.11.2022г. | Воспитатели групп. |
11 | День орнитолога в России.
| 5-7 лет. | 19.02.2023г. | Воспитатели старших групп. |
12 | Всемирный день экскурсовода.
| 5-7 лет. | 21.02.2023г. | Воспитатели старших групп. |
13 | Международный день зубного врача.
| 3-7 лет. | 06.03.2023г. | Воспитатели групп. |
14 | День модельера
| 5-7 лет. | 17.03.2023г. | Воспитатели старших групп. |
15 | Международный день ветеринарного врача.
| 3-7 лет. | 24.04.2023г. | Воспитатели групп. |
16 | День пожарной охраны России.
| 3-7 лет. | 30.04.2023г. | Воспитатели групп. |
17 | День медицинского работника.
| 3-7 лет. | 20.06.2023г. | Воспитатели групп. |
№ | Мероприятия | Возраст воспитанников | Ориентировочное время проведения | Ответственные |
Этико - эстетическое направление | ||||
1 | Всемирный день скульптора.
| 5-7 лет. | 04.09.2022г. | Воспитатели групп. |
2 | Международный день красоты.
| 3-7 лет. | 09.09.2022г. | Воспитатели групп. |
3 | День Лэнд-Арта
| 3-7 лет. | 16.09.2022 | Воспитатели групп. |
4 | Международный день Музыки.
3гр. «Приключения кота Музика» 4-5 гр. «Музыкальный ринг» | 3-7 лет. | 01.10.2022г. | Муз. руководитель. Воспитатели групп. |
5 | Осенние утренники. 1гр. «Волшебные клубочки» 2гр. «Весёлый огород» 3гр. «Капустные посиделки» 4 гр. «Стрекоза и все-все-все» 5 гр. «Осенняя ярмарка» | 3-7 лет. | 26-28.10.2022г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
| 3-7 лет. | 25-28.10.2022г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. | |
6 | Международный день анимации.
| 3-7 лет. | 28.10.2022г. | Воспитатели групп. |
7 | Международный день акварели.
| 5-7 лет. | 23.11.2022г. | Воспитатели старших групп. |
8 | Досуги ко Дню Матери. 1гр. «Как козлята для мамы подарки делали» 2гр. «Волшебные подарки Бабы Яги» 3гр. «Как Гадкий утёнок искал маму» 4гр. «Марфушечка и Ерёма» 5гр. «Марфушечка и Ерёма» | 3-7 лет. | 25-28.11.2022г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
9 | Международный день художника.
| 3-7 лет. | 08.12.2022г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
10 | Новогодние утренники. 1гр. «Как ежик Дорофей попал в Новогоднюю сказку» 2гр. «Девочка Ёлочка» 3-4 гр. «По следам Снежной королевы» 5гр. «Новогоднее желание Ариэль» | 3-7 лет. | 27-28.12.2022г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
11 | «Прощание с елочкой» (музыкальные досуги по группам) 1гр. «Маскарад игрушек» 2-3гр. «Ах, карнавал, карнавал!» 4-5гр. «Святочные посиделки» | 3-7 лет. | 14.01.2023г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
12 | Всемирный день снеговика
| 3-7 лет. | 18.02.2023г. | Воспитатели групп. |
13 | Праздники, посвященные 8 марта. 1гр. «Праздничный пирог для мамы» 2гр. «Волк и семеро козлят» 3гр. «Муха Цокотуха» 4 гр. «Дюймовочка» 5 гр. «Царевна Лягушка»
«В каждом подарке частичка души» | 3-7 лет. | 03.05.2023г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
14 | Всемирный день поэзии.
| 3-7 лет. | 21.03.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
15 | Международный день кукольника.
| 3-7 лет. | 21.03.2023г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
16 | Всемирный день театра.
| 3-7 лет. | 27.03.2023г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
17 | Всемирный день искусства.
Познавательная беседа: «Что такое искусство» | 3-7 лет. | 15.04.2023г. | Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
18 | Международный день танца.
| 3-7 лет. | 29.04.2023г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
19 | Международный день музеев.
| 3-7 лет. | 18.05.2023г. | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели групп. |
20 | Проводы в школу.
4гр. «Пеппи — длинный чулок» 5гр. «Цирк» | 6-7 лет. | май | Муз. руководитель. Ст. воспитатель; Воспитатели старших групп. |
Основные понятия, используемые в Программе воспитания
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции.
Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств.
Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально- родительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результативность использования современных образовательных программ воспитателем МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6»
Результативность использования современных образовательных программ воспитателем МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6»...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Рабочая программа воспитателя по реализации основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской обл. средняя группа на 2020 -2021г
Рабочая программа средней группы МДОУ «ЦРР – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области (далее Программа) составлена на основании ОО...
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1387» на 2019-2020 учебный год.
Календарное планирование воспитательно-образовательной работы ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1387» на 2019-2020 учебный год согласно годовому плану ФГБДОУ....