Картотека коммуникативных игр для детей раннего возраста
методическая разработка
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей и взрослых, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Детский сад № 31"
Картотека коммуникативных игр
Ранний возраст
Составила: Сидоренко М.П.
«Гости»
Цель: научиться согласовывать свои действия с действиями другого.
Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий.
Все дети поют песенку:
Стала Маша детей приглашать.
Иван приди и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди,
А Никитушка, ну пожалуйста.
На эти слова «Маша» каждого выбранного берёт за руку и по очереди ведёт в центр круга.
Стала Маша детей угощать:
Ивану блин, и Степану блин,
И Сергею блин, и Матвею блин,
А Никитушке- мятный пряничек.
На эти слова Маша, широко разведя правую руку в сторону, ударяет ладошкой на ладошку каждому ребёнку по очереди, имитируя раздачу блинов.
Стала Маша гостей провожать:
Иван прощай и Степан прощай,
И Сергей прощай, и Матвей прощай,
А с Никитушкой мы пойдём вдвоём.
На эти слова Маша делает прощальный жест рукой, а Никитушку берёт под руку и идёт с ним по кругу и ставит на то место, где он стоял прежде.
«Платочки».
Цель: научиться согласовывать свои действия с действиями другого.
Дети стоят врассыпную, у каждого в руках платочек. Под лёгкую музыку дети двигаются и поют песенку:
Я иду, иду, иду. Друга я себе ищу.
Останавливаются перед выбранным ребёнком и поют:
Здравствуй, здравствуй дорогой,
Рад я встретиться с тобой.
Каждый берётся за кончик платочка своего друга, сгибает руки в локте и под музыку делают движение, имитируя «пиление дров», поют песенку:
Здравствуй моя радость, потанцуем в сладость,
Мы танцуем хорошо,
Попрощаемся легко.
Идут, ищут новую пару.
«Мы на карусели сели».
Цель: научиться согласовывать свои действия с действиями другого.
Дети выбирают себе пару и берутся за руки. Все движения выполняются по тексту.
Мы на карусели сели, закрутились карусели.
Вверх летели, вниз летели,
Вверх летели, вниз летели.
По очереди приседают и встают.
А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём.
Дети садятся на пол, держатся за руки и упираются друг другу ступнями ног.
Ветер по морю гуляет, ветер лодку наклоняет,
Вправо, влево нас качает.
Покачиваются из стороны в сторону.
А теперь с тобой вдвоём быстро к берегу гребём.
К берегу пристала лодка, мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке словно зайки, словно зайки.
Дети имитируют «зайцев» и прыгают врассыпную по залу.
«Птичка».
Цель: установление доброжелательных отношений между детьми.
Дети встают в круг. Выбирается «птичка», встаёт в центр круга.
Дети поют песенку, а птичка «летает» по кругу:
Маленькая птичка прилетела к нам,
Маленькой птичке зёрнышки я дам.
Дети складывают ладошки вместе, имитируя кормушку, а «птичка» подходит к каждому ребёнку и пальчиком - «клювиком» по очереди у каждого «клюёт» корм.
Дети продолжают петь:
Маленькая птичка зёрнышки клюёт,
Маленькая птичка песенки поёт.
Затем «птичка» выбирает себе замену.
«Дождик»
Цель: снятие эмоционального напряжения при помощи телесных контактов.
Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга и говорят слова:
- Дождик бегает по крыше.
- Бом! Бом! Бом!
- По весёлой звонкой крыше.
- Бом! Бом! Бом!
Постукивают подушечками пальцев по спине.
-Дома, дома посидите.
- Бом! Бом! Бом!
- Никуда не выходите.
- Бом! Бом! Бом!
Поколачивают спину кулачками.
- Почитайте, поиграйте.
- Бом! Бом! Бом!
А уйду - тогда гуляйте…
Бом… Бом…Бом…
Поглаживание спины ладонями.
«Найди пару»
Цель: сплочение, установление доброжелательных отношений между детьми.
Для этой игры понадобятся картинки из серии «Животные и их детеныши».
Половине игроков раздаются картинки со взрослыми животными, а второй –детеныши. При раздаче картинок, надо
обязательно сказать, что смотреть можно только тогда, когда все получат картинки.
Воспитатель говорит:
- Раз, два, три свою семью найди!
Дети по картинками ищут своё семейство, затем встают рядом, кладут руки друг другу на плечи и по очереди говорят:
-Я мама-овца.
-Я папа-баран.
-Я маленький ягнёнок.
Каждое семейство называет себя. Для детей младшего возраста можно использовать звукоподражание.
«Подойди ко мне дружок»
Цель: действовать в соответствии с текстом, воспитывать положительное отношение друг к другу.
Подойди ко мне дружок, (дети подходят к воспитателю)
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся
И друг другу улыбнемся (дети берутся за руки и улыбаются)
Здравствуй друг, здравствуй друг! (дети поворачиваются налево и направо и здороваются друг с другом)
Здравствуй весь наш дружный круг.
«Найди свой дом»
Цель: сплочение, установление доброжелательных отношений между детьми.
Дети сидят на стульчиках, у них в руках разные игрушки. На слова ведущего: «Пойдем гулять» все оставляют «дома» (на стульчиках) игрушки и идут за ним. На полянке дети прыгают, ходят, встречаются друг с другом, а в это время ведущий меняет игрушки местами. Потом он говорит: «Дождь пошел» и все убегают в свои «домики» (дети должны найти свои игрушки и «переехать» к ней на стульчик).
«Передай мяч»
Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.
Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
«Кто пришел к нам в гости?»
Цель: привлекать внимание детей к сверстникам.
Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.
Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.». Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли.
«Здравствуй, солнце золотое!»
Цель: создание положительного эмоционального фона в группе
Утром дети встают в круг здороваться. Под песню выполняют движения, улыбаясь друг другу.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
(руками движение по верхнему полукругу в одну и другую сторону)
Здравствуй, легкий ветерок,
(помахали на себя кистями рук)
Здравствуй, маленький цветок!
(кисти рук соединили, изображая цветок)
Здравствуй, птичка в вышине,
(помахали крылышками)
Здравствуй, рыбка в глубине
(ладошки вместе, изображают движение рыбки)
Здравствуй, ласковый зверек,
(погладили одной рукой кисть другой руки)
И тебе привет, дружок!
(весело помахали друг другу и обнялись все вместе)
«Колокольчик»
Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, умения ласково называть детей по имени
Ход игры.
Дети, называя имя соседа в ласковой форме, звонят в колокольчик и затем передают его друг другу.
- Здравствуй, Настенька! Динь-динь-дон! (и так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг).
«Ласковое имя»
Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, умения ласково называть детей по имени
Дети встают в круг, воспитатель по очереди выводит детей в центр круга. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
«Ласковый ребенок»
Цель: преодоление застенчивости, создание условий для формирования у детей умения взаимодействовать с партнером эмоционально-тактильным и вербальным способами.
Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.
«Мы сидим»
Цель: способствовать формированию положительных контактов с ровесниками, развитию потребности в общении, создание условий для снятия напряжения..
Дети вместе со взрослым сидят в кругу на коврике. Взрослый поет песенку «Мы сидим, мы сидим и на Танечку глядим». При этом обязательно показывает на ребенка про которого поет, еще раз называет его имя и просит повторить детей. Или, наоборот, просит показать того ребенка, про которого спела: «Где наша Танечка?»
Затем можно пропеть (проговорить), какой это ребенок. Например: «Танечка у нас хорошая, Танечка у нас пригожая. Есть у Тани глазки, ручки и т.д.» (здесь воспитатель может придумать любые ласковые слова о ребенке). Обязательно должен быть и физический контакт: погладить по голове, дотронуться до ручек и т.д. (можно также привлечь к этому детей).
Примечание: Взрослый обязательно должен охватить всех детей. После, как заключение, воспитатель говорит, что все детки сегодня хорошие и предлагает погладить себя и друг друга. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…»
«Прятки с платочками»
Цель: отработка коммуникативных навыков детей; воспитание дружелюбия, желания играть друг с другом; вызвать положительные эмоции.
Воспитатель раздает каждому ребенку платочки. Предлагает поиграть в прятки: «Давайте сейчас все спрячемся. Я буду вас искать». Дети накидывают платочки на голову. Воспитатель: «Где же наша Настя? Настенька, ты где?» Названный ребенок снимает платочек с головы и говорит: «Вот я!»
Таким образом педагог «находит» всех детей. Когда дети научаться играть, можно предложить искать всех кому-нибудь из детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-проект.«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»
Петровская Варвара Васильевна ВоспитательМуниципального дошкольного образовательного учреждения- Центр развития ребенка детский сад «Буратино» г. КогалымПлан-проект:«Развитие коммуникатив...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/17/picture-265360-1702828466.jpg)
картотека коммуникативных игр для детей раннего возраста
коммуникативные игры для детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-480485-1410773962.jpg)
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/27/picture-761942-1456593692.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей раннего возраста по теме «Петрушка в гостях у детей»
Форма: непосредственно образовательная деятельность Цель: Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами барабаном и дудочкой...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/07/picture-1142339-1557252528.jpg)
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков для детей раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-143086-1352778658.jpg)
Картотека "Социально-коммуникативные игры для детей раннего возраста"
Картотека представляет собой сборник игр по социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста....