Занятие по сказкотерапии у младших школьников по снятию тревожности, страхов «Маленький котенок».
план-конспект занятия

Лелека Гульсем Умяровна

Цель занятия: снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по сказкотерапии у младших школьников по снятию тревожности, страхов «Маленький котенок».

Цель занятия: снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Ход занятия

  1. Приветствие

Упражнение. «Все у кого…»

Цель:        формирование        чувства        общности        у        детей,        формирование доброжелательного отношения друг к другу.

Дети садятся в круг на стулья. Педагог-психолог предлагает выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее.

Встанут на левую ногу все, у кого сегодня замечательное настроение.

Похлопают в ладоши все, у кого голубые глаза.

Коснуться кончика носа все, у кого есть что-то белое (любой цвет) в одежде.

Улыбнуться все, у кого есть собака.

  1. Повторение.

Вспомните, что помогает нам справиться с волнением? Когда оно полезно для нас, а в каких случаях отрицательно влияет?

  1. Расширение

Сегодня мы с вами познакомимся  с одной увлекательной сказкой

«Маленький котенок» (Хухлаевой О. В., Хухлаевой О. Е.)

Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя «белой вороной». Ключевая фраза: «Я не такой, как они».

Жил-был маленький-маленький Котенок. Жил он в маленьком и очень уютном домике, вместе со своей мамой-кошкой и папой-котом и братьями и сестрами — котятами. И был он самый маленький и очень рыжий. Да-да, совсем рыжий. Когда он шел по улице, сразу было видно, что это именно ОН идет, такой он был рыжий. И самое удивительное было то, что все вокруг него были серые: темно-серые, светло-серые, серые в черную и белую полоску — и ни одного, ну ни одного рыжего. Все в его семье — и мама-кошка, и папа-кот, и все котята — были очень красивых серых оттенков; и вся его родня была серая, и все знакомые. Словом, из всех, кого он знал, он один был такой рыжий!

И вот однажды случилась с ним совсем печальная история. Когда наш маленький Котенок гулял во дворе, он увидел двух сиамских котят, которые весело играли в мячик, прыгали и веселились.

— Привет,— сказал рыжий Котенок,— вы так здорово играете. Можно, я поиграю с вами?

— Не знаем,— сказали котята,— видишь, какие мы красивые: голубовато-серого цвета, а ты какой-то странный, почти красный, мы никогда таких не видели, и лучше будем играть вдвоем!

Тут к ним подошел большой непослушный котенок с соседнего двора; он был темно-серый в тонкую черную полоску. Он недобро усмехнулся и сказал: «Ты такой маленький и оранжевый... Очень может быть, что ты вовсе не маленький рыжий котенок, а просто-напросто большая, красная... МЫШЬ!!!»

Очень-очень грустно стало маленькому Котенку, он потерял аппетит, почти каждую ночь плохо спал, ворочаясь в своей кроватке, и все думал: «Я такой маленький, такой рыжий! Другие даже не хотят играть со мной и, наверное, никто никогда не будет со мной дружить!».

Маленькому Котенку было очень обидно и больно. И стал он такой печальный, совсем перестал гулять во дворе, а все больше сидел дома и смотрел в окно. Маме он говорил, что ему совсем не хочется гулять, но на самом деле он очень боялся, что будет гулять там совсем один и никто не захочет играть с ним! Так он сидел целыми днями у окошка и грустил. Но однажды случилось вот что: с самого утра было сыро и пасмурно, все было серым и блеклым и всем было очень-очень грустно в такую погоду. И вдруг из-за туч выглянуло солнышко. Оно раскрасило все вокруг в яркие цвета, и всем стало очень весело и светло. «Как все любят солнышко, какое оно красивое. А ведь оно такое же оранжевое, как и я! — подумал маленький Котенок — Я буду таким же хорошим, и всем будет тепло и радостно рядом со мной!». И котенок решил выйти во двор и немного погулять. На улице была ужасная суматоха: все столпились около самого большого дерева во дворе, на котором громко плакал маленький белый котенок. Он очень боялся, но никак не мог слезть вниз. Все очень беспокоились, что он упадет. Но наш рыжий Котенок храбро залез на дерево и снял малыша. Все вокруг очень радовались и говорили: «Смотрите, какой храбрый и добрый котенок!». «Да,— говорили другие,— он очень смелый, просто настоящий герой!». И все поздравляли Котенка, которому было от этого очень радостно. Он выпрямился во весь рост и распушил хвостик. «Смотрите, какой он красивый, добрый и яркий, как маленькое солнышко!» — сказал кто-то. И маленький Котенок шел домой очень-очень счастливый и светло улыбался всем вокруг.

  1. Закрепление. Детям предлагается обсудить содержание сказки.

Из-за чего грустил и переживал Котенок?

Почему с ним не хотели играть?

Что понял Котенок, когда посмотрел на солнышко?

 С тобой когда-нибудь случалось что-то похожее?

Чему ты мог бы научиться у котенка, а чему мог бы научить его сам?

Вспомните, что сказал котёнок в сказке, когда увидел солнышко? (А ведь оно такое же оранжевое, как и я!). Постарайтесь привести сравнение с собой (если испытывают затруднения, возможен вариант друг о друге).

  1. Интеграция

Упражнение «Продумай заранее»

Цель: формирование навыков силы воли и преодоления тревожных ситуации.

Сядьте спокойно в комфортной позе. Закройте глаза. Вообразите себя в трудной ситуации, как наш герой. Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете. Подумайте, что скажете и что сделаете. Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

Игра «Котенок» (дети сидят в кру́гу)

Инструкция: «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого уже дома есть кошки?

Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, ведь он первый раз в этой квартире. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться, приласкает его и уговорит заснуть на коврике».

Когда «котята» заснут, игра заканчивается. Можно провести обсуждение, поговорить о чувствах детей в этой игре.

Игра "Доброе животное"

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: " Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! " Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь послушаем вместе! "

Вдох-все делают шаг вперед, выдох-шаг назад. "Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце. Стук-шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. "

Игра «Угадай, кто я?». 

Ведущий тихонько называет водящему имя одного из участников группы и дотрагивается до него «волшебной палочкой», «превращая» водящего в этого участника. Далее дети задают водящему вопросы, касающиеся его вкусов, увлечений, например: «Какой цветы любишь?», «Кто твой любимый писатель?» А водящий старается отвечать на них, как будто действительно «превращен». Детям необходимо догадаться, в кого «превращен» водящий.

  1. Резюмирование

Постоянное пребывание в тревожном состоянии, ведет к стрессу. Очень важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

  1. Ритуал «выхода» из сказки Упражнение. «Все у кого…» (с дополнением) Цель: проанализировать свои чувства.

Выполняются        те        же        действия,        только        предлагаются        два общих признака и более (см. выше).

  1. Завершение занятия Игра «Аплодисменты»

Инструкция: Дети стоят в кругу. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает  уже не педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У страха глаза велики. Формирование у детей навыков снятия тревожности, страхов, преодоления замкнутости.

Знакомство с понятием «чувство страха»,  развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; снятие физического и психического напряжения; развитие уверенности в себе....

"Цыпленок-хвастунишка" КОНСПЕКТ занятия по сказкотерапии в младшей группе. / На основе педагогической технологии О.А.Шороховой « Играем в сказку»/. Воспитатель: Карсакова М.Г.

Цели:- формировать умение детей, по настроению музыки,  догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев; -знакомить с признаками и действиями  объектов (теплая, плюхнул...

Содержание цикла занятий для дошкольников и младших школьников «Здравствуй, музей»

В данной разработке представлено содержание первого цикла занятий в модульной программе "Музейная педагогика" для дошкольников и младших школьников, состоящий из 5 лекций по 30 минут с испол...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия как средство снятия тревожности"

Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными п...

Занятие по рисованию в младшей группе «Снежные комочки, большие и маленькие»

Занятие по рисованию в младшей группе «Снежные комочки, большие и маленькие»Тема: «Снежные комочки, большие и маленькие»Цели и задачи: Закреплять умение рисовать предметы ...

Конспект занятия по математике. Вторая младшая группа Тема: «Один - много, большой - маленький».

Конспект занятия по математике. Вторая младшая группаТема: «Один - много, большой - маленький».Задачи:1. Учить определять отношения предметов по количеству: один, много.2. Сформировать пре...

Игры на коррекцию агрессии, тревожности, страхов, на расслабление и снятие напряжения

Игра- это средство выплеснуть накопившееся напряжение, освободиться от тревоги и страха, отдохнуть и примерить на себя модель другого поведения. В игре дети способны решить много проблем и добиться ра...