Авторская статья. Бережливые технологии в ДОУ.
статья
Предварительный просмотр:
Внедрение бережливых технологий в деятельность
детского сада
Караульнова Ольга Анатольевна, заведующий
Петрова Инна Васильевна, старший воспитатель,
Кузора Любовь Анатольевна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
пгт.Тяжинский
Содержание статьи посвящено описанию бережливых технологий, которые успешно применяются в организации деятельности детского сада. Более подробно представлен лин-проект «Оптимизация процесса заполнения и обработки табелей посещаемости детей».
Ключевые слова: бережливые технологии, рациональность, оптимизация, проектирование.
На сегодняшний день во все сферы деятельности внедряется подход «бережливое производство», не исключением стали детские сады и школы. Детский сад является сложным структурным организмом, который имеет множество специфических особенностей. [2]
«Бережливые технологии в дошкольных образовательных организациях» – технологии, направленные на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, сокращение различных видов потерь во всех сферах деятельности ДОО, развитие критического мышления сотрудников. [1]
Целью внедрения бережливых технологий является создание системы постоянного совершенствования, способствующей устойчивому развитию образовательных организаций. Инструменты бережливого производства позволяют грамотно воздействовать на различные процессы, выявлять проблемы и за короткий срок добиваться значимых результатов по их устранению. В случае с бережливым производством повышение эффективности и поиск резервов происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, не добавляющих ценности [3].
Внедрением бережливых технологий МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» занимается с 2019 года. Для рационального использования времени и материальных средств в детском саду разработали комплекс мероприятий, а именно систему 5S (пять правил: сортируй, создай рабочее место, содержи в чистоте, стандартизируй, сохрани достигнутое). Она направлена на формирование рационального бережливого мышления у всех участников образовательного процесса — взрослых и детей.
В рамках бережливых технологий решено много проблемных вопросов, которые были ориентированы на решение организационных вопросов. В детском саду введена система Яндекс Форм, которая помогает в короткие сроки создать анкетирование и провести его среди родителей, педагогов или организовать опрос коллег муниципального округа по итогам проведения опорно-методической площадки. На Яндекс Диске у старшего воспитателя созданы папки с портфолио для каждого педагога с функцией совместного доступа. Данная функция так же используется для формирования заявок на участие в различных муниципальных конкурсах, когда каждому участнику дается ссылка для доступа в форму общей заявки. Облегчает работу педагогам и при подготовке к конкурсам, когда творческой группе дается доступ к обсуждаемым материалам, где можно вносить комментарии и поправки. Эти приемы существенно облегчают жизнь педагогам и сокращают время.
Специалисты дошкольного учреждения усовершенствовали и работу с родителями или законными представителями воспитанников. Взаимодействие с ними проводят в дистанционном формате:
- проведение общих родительских собраний на ZOOM и других доступных платформах;
- обучающие мастер-классы для воспитанников и родителей в видео-формате;
- опросы, анкетирование родителей, формирование визуальных показателей мониторингов, обследований с помощью Яндекс Форм;
- размещение информации в групповых чатах в различных мессенджерах, ведение личной педагогической странички в социальной сети.
Алгоритм одевания и раздевания, соблюдение порядка в детских шкафчиках — это своего рода инструкция по ежедневным операциям. Она помогает быстрее собираться на прогулку, приучает детей к аккуратности и бережному отношению ко всему вокруг в повседневной жизни. В туалетных комнатах, размещен алгоритм мытья рук. А дети старшего возраста в спальне самостоятельно заправляют свою кровать согласно размещенному алгоритму.
В детском саду внимание уделяют и соблюдению санитарных правил. Так, для учебно-вспомогательного персонала разработаны и визуализированы:
- инструкция мытья рук, посуды и игрушек;
- алгоритмы графика уборок и проветривания;
- инструкции по разведению растворов, которые расположены на уровне глаз в буфетных помещениях.
В 2020 г. творческая группа детского сада разработала и успешно внедрила лин-проект «Оптимизация процесса заполнения и обработки табелей посещаемости детей». В ходе реализации проекта в учреждении стали применять электронную систему ведения «Табель посещаемости воспитанников». До внедрения лин-проекта воспитатель ежедневно отмечал отсутствующих детей в тетрадном варианте табеля, затем, в конце месяца рукописно переносил данные в специальный бланк, изготовленный главным бухгалтером. Используя бережливую технологию, воспитатель ежедневно заполняет тетрадный вариант табеля и чек-лист посещаемости для делопроизводителя, в конце месяца заполняет только графу «Причины непосещения» в готовом электронном варианте табеля, который выгружается из АИС ДОУ, что сократило время сбора данных до 20 минут. Вместе с тем, ранее на оформление ежемесячного отчета посещаемости детей в бумажном бланке воспитатели затрачивали до нескольких дней, чтобы свести итоговые цифры посещения.
Сегодня в таблицу вносятся отметки об отсутствии детей в электронный вариант документа, а детодни подсчитываются автоматически, что значительно сокращает время работы по заполнению итогового документа. К новой практике привыкнуть было несложно, потому что вся информация доступна и понятна.
Таким образом, в процессе реализации лин-проекта мы
- устранили потери времени в процессе заполнения и сверки табеля посещаемости;
- организовали внутрикорпоративное обучение для работников ДОО по ведению электронного табеля посещаемости воспитанников;
- сформировали команду единомышленников, благодаря которой утверждён, внедрён и активно используется педагогами детского сада алгоритм по заполнению и ведению электронного табеля.
Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций
проектирования повысит уровень профессиональной компетенции воспитателей, стимулирует развитие интеллектуальной и творческой инициативы, расширит области специальных знаний, разовьет аналитические, практические и информационные умений педагогов. Внедрение бережливых технологий приведет к инновационным изменениям в педагогическом процессе, способствует гармоничному развитию личности ребенка, повысит качества образования дошкольников, вовлечет родителей в образовательный процесс и их удовлетворенность работой ДОУ. [4]
Литература:
- Бондаренко О.П. Основы внедрения бережливых технологий в органах власти, государственных и муниципальных учреждениях : методическое пособие / О. П. Бондаренко, В. А. Петрова. – М, 2017. Текст : непосредственный.
- Волкова И. А. Проблемы и перспективы применения бережливых технологий в образовательной организации. Система образования и технологии бережливого производства : сборник статей / И. А. Волкова. – Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2017. Текст : непосредственный.
- Вэйдер М. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства / М. Вейдер. – Москва : Альпина Паблишер, 2017. – 125 с. Текст : непосредственный.
- Шарина А.В., Сибирякова Л.В. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебнометодическое пособие / А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, — Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. – Текст : непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бережливые технологии «Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»
laquo;Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»...

Авторская статья. Применение технологии творческих групп.
Применение технологии творческих групп (авторская статья)...

Авторская статья. Бережливые технологии в ДОУ.
Содержание статьи посвящено описанию бережливых технологий, которые успешно применяются в организации деятельности детского сада. Более подробно представлен лин-проект «Оптимизация процесса...

Авторская статья. Применение технологии творческих групп.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заяв...

авторская разработка по бережливым технологиям: "Доска желаний"
laquo;Доска желаний» - это своего рода планер для детей. Она представляет собой поле, разбитое на сектора, каждый из которых имеет условное обозначение вида детской деятельности или...

авторская разработка по бережливым технологиям: "Канбан-доска"
laquo;Канбан-доска» - доска задач для детей, позволяющая организовать общегрупповые дела и поручения. Данная доска представляет собой таблицу из 4-х колонок.«кто выполняет»: зд...