Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность
консультация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность»
Творчество детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим.
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества начинается в семье, в детском саду. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей является изобразительное искусство.
Использование различных приемов на занятиях по изобразительной деятельности детей способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети могут осваивать художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества.
В процессе изобразительной деятельности детей создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности и творческих способностей дошкольников. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы - компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений, а, следовательно, способствуют развитию творческих способностей детей.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования
В настоящее время в изобразительном искусстве используются более разные технико-выразительные решения, более свободные соединения различных изобразительных материалов. И в детское творчество также необходимо включать разные краски, карандаши, мелки и т. п.; и учить детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения
Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все-таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют техникой рисования. Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, способ использования тех или иных материалов (бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши и т.п.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями.
Задачи:
1. Сформировать у детей технические навыки рисования.
2. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
3. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
4. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования.
5. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение.
Для стимулирования развития творческих способностей ребенка важно обеспечить следующее:
Благоприятную окружающую атмосферу
Доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом).
Отсутствие критики в адрес малыша.
Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.
Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.
Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.
Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-либо не получается.
В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы:
Наглядный метод – использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровой метод – для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.
Метод стимулирования занимательным содержанием – это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.
Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:
• организация предметно-развивающей среды;
• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
• выстраивание на занятии игрового сюжета;
• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
• применение разнообразных художественных материалов и техник;
• наличие творческих заданий;
• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
• интеграция различных видов искусства;
• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих способностей является ведущей целью образования и воспитания.
Мастер - класс для воспитателей:
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Детство – это период усиленного развития, оно является наиболее благоприятным периодом для развития творчества. Одно из условий развития творческих способностей детей – это использование разнообразных техник изобразительной деятельности.
Поэтому в своей работе, основываясь на программное содержание, знакомлю детей с нетрадиционными технологиями, которые повышают уровень заинтересованности детей к изобразительной деятельности, и развивают способности к творчеству.
Нетрадиционные изобразительные техники – это средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы
создания художественного образа, композиции и колорита, использование неспецифических изобразительных инструментов и материалов для стимулирования творческой активности детей.
Эти необычные технологии позволяют развивать творческие способности; формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир; помогают становлению воображения, креативности; развивают мелкую моторику; они дают возможность детям думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Существует три традиционных вида художественного изобразительного
творчества детей, которые применяются в детских дошкольных учреждениях: рисование, лепка, аппликация. Каждое из направлений имеет интересные нестандартные подходы для овладения тем или иным видом художественной деятельности.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности
В РИСОВАНИИ:
• Рисование пальцем, ладошкой Рисование свечой (восковыми мелками)
• Рисование мыльными пузырями
• Рисование сыпучими материалами
• Рисование на клее
• Рисование жесткой полусухой кистью
• Точечный рисунок ватной палочкой- пуантизм
• Кляксография
• Ниткография
• Печатание или оттиск
• Набрызг
• Гратаж
• Монотипия
• ЭБРУ
В ЛЕПКЕ:
• Тестопластика
• Пластилиновая графика
• Пластилиновая мозаика
В АППЛИКАЦИИ:
• Бумажная мозаика из бумажных шариков
• «Обрывная» мозаика
• Оригами
• Квилинг
Сегодня я хочу рассказать о нетрадиционных техниках, которые я использую в рисовании.
Одной из целей, которой я ставлю перед собой – это знакомство детей с разнообразными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности в соответствии с их возрастом.
Так ребенок, не умея рисовать, используя нетрадиционные технологии, может создать шедевр, который повышает внутреннюю уверенность самого ребенка, что он умеет творить. Его работы впечатляют окружающих детей, заинтересовывая их создавать подобные шедевры, а главное, дает возможность родителям понять, что их ребенок может, что его надо развивать, что с ним нужно работать.
Применяя нетрадиционные техники, позволяет обогащать знания и представление детей о предметах и их использовании, материалах и их свойствах, способах применения. Дети учатся рисовать мыльной пеной, свечой, клеем, сыпучими. Узнают о способах окрашивания бумаги- набрызгом, клейстером. Знакомятся со способами рисования -ладошкой, пальчиками, кулачком. Используют сподручные материалы, которыми можно рисовать -нитки, веревки, трубочки, пробки.
Используя разные техники, стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Главным преимуществом, которым обладают техники нетрадиционного рисования — они позволяют быстро увидеть результаты своей деятельности.
Нетрадиционные техники, используемые мною в работе.
Рисование пальчиками
Ребенок опускает пальчик в краску и наносит точки, пятнышки на бумагу. Так на занятии в младшей группе провожу знакомство с краской (гуашью). Дети трогают краску пальчиками, после изображают на бумаге «Дождик», «Осеннее дерево», «Разноцветный ковер из листьев». Позже усложняю задание – используя трафарет, пальчиками нанести точки по контуру елочки, или нанести рисунок на тарелочку.
Рисование ладошкой
Ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисовать можно и правой и левой руками. Детям очень нравиться эта техника рисования, как правило, такие занятия очень эмоциональные, позитивные. За то, что ребенок намазал руку краской, никто не ругает, а наоборот хвалят за те образы, которые они сотворили. Так в младшей группе рисовали коллективно «Солнышко», а как дополнение нарисовали цветы. Вечером дети демонстрировали работу родителям, каждый пытался рассказать о необычном рисовании, найти свою ладошку на рисунке.
Дети учатся наносить краску на ладошку кисточкой, а после ставить отпечатки в соответствии с заданием. Особенно интересным и увлекательным было занятие «Фантазеры», когда из отпечатка ладошки, дети создавали образы животного мира, дорисовывая своим отпечаткам различные элементы. Так появлялись павлины, фламинго, рыбы, медузы, петухи, жирафы и многие другие животные.
Оттиск пробкой
Ребенок пробку опускает в емкость с краской и наносит оттиск на бумагу. Таким образом, на рисовании, дети не только учились новой технологии, но и закрепляли понятие круг, используя эту геометрическую фигуру, создавали цветы, печатая пробкой вдоль стебельков заранее нарисованных воспитателем.
Оттиск смятой бумагой
Ребенок опускает смятую бумагу в блюдце с краской и наносит оттиск на лист. По такой технологии, не имея навыков рисования, получаются прекрасные картины природы. Смятой салфеткой отлично передается легкость облаков, рыхлость снега. Можно использовать и более плотную бумагу, хорошо получается изображение кроны деревьев в любое время года, кустарники.
Отпечатки листьев, оттиск капустным листом
Ребенок покрывает опавший листочек с дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Так с детьми старшей группы мы получили неповторимые картины осеннего леса. А с ребятами помладше учились рисовать дерево, используя отпечаток капустного листа.
Рисование сыпучими (манной крупой)
С помощью клея ПВА и кисти прорисовываем контуры рисунка, а после по нему рассыпаем манную крупу. Высохшую работу нужно слегка стряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.
Эта технология завораживает каждого ребенка. Наблюдая за детьми во время занятия можно увидеть множество положительных эмоций, у них снимается напряжение, зажатость. Овладевая способом работы с манкой, у детей формируется умение работать с сыпучими материалами, расширяются знания о свойствах круп, развивается мелкая моторика, а главное появляется интерес к творчеству. Так на занятии мы создали с ребятами «Снеговика».
Рисование зубной щеткой
Зубная щетка - один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования! Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро наносить элементы рисунка. Тем самым создается эффект объемности изображения. Только нужно соблюдать одно простое правило: щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щетку окунаем в гуашь и можно приступать к работе. Так с ребятами мы рисовали елочки в снегу.
Рисование ватными палочками
В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка». Для работы с этой техникой потребуются: ватные палочки, гуашь и влажные салфетки. Процесс рисования заключается в том, что бы палочку обмакнуть в краску и нанести отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом, можно рисовать дождь, снег, почки на деревьях, ягодки, цветочки, узоры. Можно рисовать, как выделяя силуэт предмета точками, так и заполняя его внутреннее пространство, не оставляя пустых мест и не вылезая за контуры.
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность
Дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...
«Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художествен...
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности через использование мультимейдийных технологий»
Работа с мультимедия в процессе развития творческих способностей дошкольников.Со временем в ДОУ на помощь педагогу пришли мультимейдийные технологии, которые облегчили подготовку к процессу образовате...
"Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельнсть"
Перспективный план составлен на средний дошкольный возраст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА «Творческая мастерская» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"...
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность»
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность»...