«По пути к добру и свету». О развитии интереса к поэзии у старших дошкольников.
статья (старшая группа)
Поэзия всегда была интересна для детей любого возраста. Заучивание стихов, их понимание приносит огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_davdova_ns_portal.docx | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«По пути к добру и свету»
О развитии интереса к поэзии у старших дошкольников.
« Если с нежной красотой вы чувствительны душой»
А.С.Пушкин
Огромное значение в обучении и воспитании старших дошкольников имеет формирование культуры восприятия художественных произведений, совершенствование и методов и приемов их изучения.
Важной задачей является выявление способностей детей воспринимать пейзажную лирику . Поэтому что всестороннее развитие личности невозможно без восприятия с детства любви к родному краю, к родной природе. Отношение дошкольников к стихам о природе, предложенным воспитателем и эмоциональность восприятия можно определить по ответам детей на общий вопрос «Понравилось или не понравилось стихотворное произведение?»
Таким образом, в основе положительного отношения к пейзажной лирике в стихотворениях о природе лежат связанные с их содержанием факты из личного опыта и ребенка. Многих в стихах о
природе привлекают отдельные образные выражения, сравнения, метафоры. Дети легко
запоминают их и охотно повторяют. Значит старшие дошкольники вполне способны
воспринимать и эмоционально откликаться на красоту стихотворной речи.
Часто положительное отношение детей к одному и тому же стихотворению бывает вызвано совершенно разными образами. Кому то нравится стихотворение «Песня о весне». Я.Колоса, потому что там говорится о веселом наступлении весны в природе «ручейки весело бегут». А кому то потому, что в стихотворении есть строки о «дедушке Морозе», о том, что зимой можно кататься на коньках и санках. У детей можно наблюдать и активное отношение к прочитанному стихотворению. Это происходит в том случае, когда ребенок дополняет картины природы, изображенные в стихотворении, впечатлениями из своего личного опыта. Подобные примеры говорят о силе восприятия стихотворений о природе старшими дошколятами. Многие дети очень активно высказывают свое отношение к тому или иному произведению. Иногда даже называют факты, которые автор и не упоминает.
Но есть и такие воспитанники, которым не легко обосновать свое отношение к стихам о природе. Возможно, это объясняется тем, что им пока трудно выражать словами то, то они думают и чувствуют. Их эмоции, мимика говорят сами за себя. Положительное восприятие очень легко определить по лицу ребенка. А еще такие дети часто лишь пересказывают содержание стихотворения не дополняя автора личными наблюдениями и фактами из собственного опыта.
Если дошкольнику вообще не понравилось стихотворение о природе, то такая оценка в большинстве случаев вызвана в первую очередь невниманием и непониманием содержания прочитанного произведения в стихах. «Я не запомнил», «Я не понял»- так часто отвечают дошколята.
И все таки большинство старших дошкольников положительно относятся к стихотворениям о природе. Об этом можно судить не только по ответам детей, но и по общей заинтересованности стихотворением, по желаниям услышать произведение еще раз, выучить наизусть. В помощь воспитателю метод «мнемотехники», который продуктивно и очень часто используется при заучивании стихов и пересказе. Значение использования мнемотаблиц в работе с дошкольниками сложно переоценить. Надо отметить, что положительная или отрицательная оценка в воспитании стихотворного произведения бесспорно мотивируется личными переживаниями ребенка, его отношением к изображенной картине природы и общим настроением.
Художественное слово, совпадающее с восприятием действительности, как правило, усиливает впечатление от поэтического произведения. Педагогу очень важно знать об этом, предлагая детям то или иное литературное произведение в стихах.
При знакомстве детей с поэтическим произведением необходимо иметь в виду, что
особое значение для положительного отношения детей к поэзии о природе имеет их опыт,
приобретенный во время наблюдений за природными явлениями. А так же значения
полученные на занятиях, в беседах, из рассказов взрослых и т.д.
Любознательность, эмоциональность, способность к произвольному запоминанию, характерные для старших дошкольников, такие часто проявляются при восприятии стихотворений о родной природе, которые без сомнения, являются основным источником
воспитания правильных эстетических вкусов детей и вызывают у них радостные переживания, которые остаются, чаще всего, на всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников
Поэтические произведения учат ребенка думать и чувствовать, любить родной язык, слушать и понимать музыку стиха и чужие мысли. Надо научить ребенка любить стихи....
Методическая разработка: развитие интереса у детей к поэзии русских и современных поэтов "Золотая Осень"
Цель данного мероприятия: развитие интереса у старших дошкольников к произведениям русских и современных поэтов через тематику "Золотая осень" Рекомендация: поэтапно на занятиях по развитию ...
Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников
Поэтические произведения учат ребёнка думать и чувствовать, любить родной язык, слышать и понимать музыку стиха и чужие мысли. Слушая и читая стихи, ребенок учится творить. Стихи не только помога...
Воспитание интересов к поэзии ц старших дошкольников
Буклет "Воспитание интересов к поэзии ц старших дошкольников"...
«Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников»
Консультация для родителей...
Рекомендации для родителей «Воспитание интереса к поэзии у старших дошкольников»
В.Ф. Одоевский считал, что в ребенке необходимо воспитывать прежде всего человека и гуманиста. Он полагал, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка.В самом деле, невозможно переоце...
Консультация «Связь строительной и сюжетной игр как путь развития интереса к строительной игре»
Консультация «Связь строительной и сюжетной игр как путь развития интереса к строительной игре»...