" Условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
консультация (младшая группа)
В данной работе отмечены особенности создания благоприятных условий адаптации младших дошкольников к жизни в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Любовь Геннадьевна,
воспитатель
МБДОУ детский сад № 21 «Аленький цветочек»
«Условия успешной адаптации детей младшего
дошкольного возраста к детскому саду»
«Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется»
Аксарина Н.М.
«Ваш ребенок идет в детский сад» - как правило, эти слова вызывают серьёзную тревогу у родителей. Ребёнок в семье привыкает к определённым условиям жизни, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Теперь в жизни ребенка младшего дошкольного возраста начинается достаточно непростой период. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.
Развитие в младшем дошкольном возрасте происходит не всегда спокойно и комфортно, так, например, повышенная ранимость психики ребенка, низкая сопротивляемость организма к заболеваниям у детей, отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. Поэтому так важно, в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду, создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в ДОУ.
Важная роль в период адаптации ребенка к новым условиям отводится воспитателю. От того, насколько грамотно и профессионально выстроит он свою работу, сумеет найти необходимые слова, правильно поведет себя в непростой ситуации, зависит как скоро он подберет «заветный ключик» к новому воспитаннику. Работа воспитателя подразумевает ряд необходимых активных взаимоотношений.
Воспитатель
семья ребенок
Взаимодействие педагога с семьёй ребёнка
Главная задача на данном этапе: информирование родителей. На страницах интернет-сайта ДОУ они могут получить необходимые сведения о жизни детского сада, перечне документов при поступлении и порядке зачисления в детский сад, советах психолога и других специалистов. В условиях детского сада воспитатель проводит экскурсию по саду, оформляет информационные стенды, разрабатывает буклеты, папки- передвижки, консультации по вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально- типологических особенностей и его подготовленности к этому серьезному этапу жизни. Родителям дают рекомендации, которые помогут им подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение:
- привести домашний режим в соответствие с режимом группы
- познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания ребенка новые для него блюда
- по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании, чтобы он чувствовал себя уверенно среди сверстников
- расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении, обогащать его жизненный опыт: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице и т.д.
- формировать у ребенка положительное отношение к детскому саду
- расширять рамки социального опыта: оставлять на время у бабушки, обедать у родственников и т.д., но при этом обязательно повторять: «Я скоро приду!»
Ребенок должен удостовериться на практике, что это не пустая фраза, он должен верить маминым словам.
Анкетирование (письменный опрос) родителей позволяет сформировать первичные представления о семье будущего воспитанника и проблемах, которые волнуют родителей в воспитании ребенка, об их ожиданиях от посещения детского сада. Анализ результатов опроса дает возможность своевременно скорректировать воспитательно - образовательную работу педагогов ДОУ и семьи. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво.
Для нормального психологического состояния ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойно, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным, не метался между своими эмоциональными побуждениями и противоречивыми требованиями, исходящими от окружающих.
Важно, чтобы у ребенка в период привыкания к детскому саду был полноценный сон, настрой на посещение детского сада был положительным, а поведение и речь родителей спокойными и выдержанными. Ребенок должен чувствовать любовь и поддержку своих самых близких и родных людей. Соблюдение режима дня, как в рабочие, так и в выходные дни - обязательное условие.
Взаимодействие педагога с ребенком
Главное правило: постепенность. Идти нужно от ребенка. Для того чтобы ребенок смог наиболее безболезненно привыкнуть к новым условиям, ему нужно время. Поэтому, в первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным. Одному ребенку тяжело находиться в саду 30 минут, а другой легко выдерживает несколько часов. Необходимо также помнить, что первые дни спокойное поведение, желание общаться с другими детьми - не показатель успешной адаптации ребенка (из опыта работы).
Для некоторых детей будет оптимальным в первые дни приходить только на прогулку. Утреннее кормление желательно проводить дома (возможен отказ от еды, плач, плохое самочувствие). Укладывать спать ребенка рекомендуется на шестой день пребывания в детском саду. Либо в тот день, когда он спокойно остается без родителей в саду, кушает, занимается игрушкой, уже охотно идет на общение с другими детьми (разумеется, по договоренности с родителями и соответствующем настроении ребенка).
Также постепенно следует знакомить детей с новыми правилами поведения и взаимодействия в группе.
Успешно пройти адаптацию детям младшего дошкольного возраста мне помогает:
- Использование игровых методов взаимодействия с ребенком.
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при этом происходит естественно и успешно).В игре ребенок может открыто выразить свои эмоции (в том числе и негативные), принять на себя любую роль и проиграть различные способы поведения.
- Создание положительной установки на предстоящие режимные процессы.
Привыкание к режимным моментам и положительное отношение к ним достигаются различными способами: на первых порах количество требований должно быть минимальным (не заставляйте ребенка делать что-либо против его воли, ищите компромиссные варианты. Имейте терпение и такт. Сопровождайте умывание, кормление, одевание стихами и потешками, играми, используйте «живую» игрушку.
Предупреждайте о возможных трудностях, например: «Я знаю, что ты не любишь спать днем, но в детском саду все детки днем спят. Не хочешь спать - полежи». Уделите больше внимания такому ребенку, посидите около него, погладьте, прижмите к себе, покачайте. Рассказывайте сказки, пойте колыбельные перед сном (используйте аудиозаписи), разрешите ребенку спать со своей любимой игрушкой.
Постепенно ребенок привыкает к окружающей его обстановке, игрушкам, детям в группе, к воспитателю. Они не кажутся ему враждебнымы или чужими. Появляется интерес к познанию нового. Залогом успеха является дружественная и доверительная обстановка в группе. Что позволяет ребенку выразить себя, раскрыть свой потенциал, снять напряжение.
Отличительной особенностью проведения адаптационного периода является отсутствие жестких временных рамок при посещении занятий.
Основные принципы проведения игровых занятий:
- принцип свободного участия (если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать). Если кто-нибудь из детей не захочет принимать участие, постарайтесь найти для него игру, в которую он смог бы спокойно играть в другой части комнаты. Разрешите детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.
- принцип взаимного уважения (это своего рода кодекс правил взаимодействия) Вы можете в беседе с детьми расширить это понятие, например:
— каждый имеет право высказать свои мысли и предложения;
— каждый имеет право быть выслушанным;
— каждый имеет право выбора;
— спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосования.
- принцип осознанности (перед началом занятия воспитатель разъясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых упражнений, следует объяснить их).
- принцип рефлексии (для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей). В конце игрового занятия воспитатель совместно с детьми подводит итоги: что больше всего понравилось, что меньше всего его понравилось, какой опыт приобрели.
Варианты.
Можно придумать свой способ оценки каждой игры, например: поднятый вверх большой палец означает, что игра в целом понравилась, поднятые вверх большие пальцы на обеих руках говорят о том, что игра очень понравилась, и, наконец, аплодисменты свидетельствуют о восторге. Отрицательные впечатления дети могут выразить топотом ног.
Такие оценки полезны для планирования занятий, поскольку они позволяют учитывать потребности участников более непосредственно. Чтобы оценить работу группы и свою собственную, убедитесь, что вы выбираете спокойные игры, вызывающие положительные эмоции.
После подведения итогов выполните финальное упражнение, которое должно всегда быть одним и тем же. Например, можно образовать круг и, взявшись за руки, постоять немного с закрытыми глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый немного пожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку стоящему рядом ребенку. Движение передается до тех пор, пока все дети не откроют глаза. Можно спеть всем вместе песню, которая нравится детям. А можно коллективно выполнить какие-либо движения. Все зависит от вашей фантазии, главное, чтобы этот ритуал стабилизировал и вызывал приятные эмоциональные реакции.
Проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду, можно по следующим показателям:
- сон;
- кормление;
- настроение;
- речь;
- отношение к другим детям;
- заболеваемость;
- вес;
- признаки невротических реакций.
У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.
Классификация процесса адаптации по степени тяжести:
Легкая степень адаптации:
К двадцатому дню пребывания в ДОУ (детском образовательном учреждении) нормализуется сон, ребенок нормально ест. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу Первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и Изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации.
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и длительнее. Сон восстанавливается через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до 2 раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение?! только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5—2 недель.
Тяжелая степень адаптации.
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Отношение к близким— эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям — избегает, сторонится детей или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в 2 вариантах:
1) нервно-психическое развитие отстает на 1—2 квартала, респираторные заболевания более 3 раз, сроком более 10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1—2 кварталов;
2) дети старше 3 лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3—4-му месяцу пребывания в детском саду, нервно-психическое развитие отстает на 2—3 квартала (от исходного), замедляются рост и прибавка в весе. [7]
Невротические реакции:
— рвота;
— пристрастие к личным вещам;
— наличие страхов;
— неуправляемое поведение;
— стремление спрятаться от взрослых;
— истерические реакции;
— тремор (дрожание) подбородка, пальчиков.
На каждого ребенка в период адаптации оформляется лист наблюдений.
Полученные сведения помогут вам найти наиболее эффективные формы и методы работы с конкретным ребенком. Во избежание проблемных ситуаций родители получают памятки (рекомендации), в которых предоставлены правила поведения во время совместной работы воспитателя и родителей. Согласованность их действий, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду - необходимое условие успешной адаптации. Возможно привлечение в качестве консультантов специалистов МБДОУ: психолога, учителя логопеда, медсестры и т.д.
«…И вот наступает время, когда ребенок с удовольствием шагает в детский сад. Он держит за руку свою маму, он ждет встречи со своими друзьями в группе, знает, что его с улыбкой встретит его любимая воспитательница. Малыш понимает, что мама уйдет на работу, а он останется в саду. Но ему уже не страшно, она придет…, и он подождет. А сейчас его ждут друзья, ждет новое, интересное, неизведанное…»
Создание и выполнение необходимых оговоренных условий помогает не только успешно пройти ребенку адаптацию к детскому саду, но и дает возможность детям самостоятельно достигать желаемых результатов доступными средствами, то есть, возможность перейти на новую ступень развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005 – 128с.
- Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду: - М.: ТЦ Сфера, 2013 -128с.
- Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 – 144с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой- Буковой — М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-220392-1602669838.jpg)
Некоторые хитрости адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду!
В этой теме даны ответы на все наболевшие вопросы в плане подготовки младшего дошкольника к детскому саду!...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/06/picture-630775-1430929654.jpg)
Создание условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Создание и выполнение данных условий помогает не только успешно пройти адаптацию к детскому саду, но и дает возможность детям самостоятельно достигать желаемых результатов доступными средствами, то ес...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/06/picture-630775-1430929654.jpg)
«Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду».
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, которы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/23/picture-819901-1474655158.jpg)
Презентация для родителей младшей группы на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Презентация к родительскому собранию на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"...
Сборник консультаций для родителей для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-1223058-1582807453.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Фольклор, как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»
Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время. Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих детей они отдают в детский сад с раннего возра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/02/picture-919323-1648930571.jpg)
Подборка консультаций для родителей: "Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Подборка консультаций для родителей для помощи в адаптационный период к детскому саду....