" Условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
консультация (младшая группа)
В данной работе отмечены особенности создания благоприятных условий адаптации младших дошкольников к жизни в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_stepanovoy.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Любовь Геннадьевна,
воспитатель
МБДОУ детский сад № 21 «Аленький цветочек»
«Условия успешной адаптации детей младшего
дошкольного возраста к детскому саду»
«Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется»
Аксарина Н.М.
«Ваш ребенок идет в детский сад» - как правило, эти слова вызывают серьёзную тревогу у родителей. Ребёнок в семье привыкает к определённым условиям жизни, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Теперь в жизни ребенка младшего дошкольного возраста начинается достаточно непростой период. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.
Развитие в младшем дошкольном возрасте происходит не всегда спокойно и комфортно, так, например, повышенная ранимость психики ребенка, низкая сопротивляемость организма к заболеваниям у детей, отрицательно сказывается на общем развитии ребенка. Поэтому так важно, в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду, создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в ДОУ.
Важная роль в период адаптации ребенка к новым условиям отводится воспитателю. От того, насколько грамотно и профессионально выстроит он свою работу, сумеет найти необходимые слова, правильно поведет себя в непростой ситуации, зависит как скоро он подберет «заветный ключик» к новому воспитаннику. Работа воспитателя подразумевает ряд необходимых активных взаимоотношений.
Воспитатель
семья ребенок
Взаимодействие педагога с семьёй ребёнка
Главная задача на данном этапе: информирование родителей. На страницах интернет-сайта ДОУ они могут получить необходимые сведения о жизни детского сада, перечне документов при поступлении и порядке зачисления в детский сад, советах психолога и других специалистов. В условиях детского сада воспитатель проводит экскурсию по саду, оформляет информационные стенды, разрабатывает буклеты, папки- передвижки, консультации по вопросам адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально- типологических особенностей и его подготовленности к этому серьезному этапу жизни. Родителям дают рекомендации, которые помогут им подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение:
- привести домашний режим в соответствие с режимом группы
- познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания ребенка новые для него блюда
- по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании, чтобы он чувствовал себя уверенно среди сверстников
- расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении, обогащать его жизненный опыт: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице и т.д.
- формировать у ребенка положительное отношение к детскому саду
- расширять рамки социального опыта: оставлять на время у бабушки, обедать у родственников и т.д., но при этом обязательно повторять: «Я скоро приду!»
Ребенок должен удостовериться на практике, что это не пустая фраза, он должен верить маминым словам.
Анкетирование (письменный опрос) родителей позволяет сформировать первичные представления о семье будущего воспитанника и проблемах, которые волнуют родителей в воспитании ребенка, об их ожиданиях от посещения детского сада. Анализ результатов опроса дает возможность своевременно скорректировать воспитательно - образовательную работу педагогов ДОУ и семьи. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво.
Для нормального психологического состояния ребенка очень важно, чтобы именно в семье он чувствовал себя спокойно, открытым, эмоционально раскрепощенным, защищенным, не метался между своими эмоциональными побуждениями и противоречивыми требованиями, исходящими от окружающих.
Важно, чтобы у ребенка в период привыкания к детскому саду был полноценный сон, настрой на посещение детского сада был положительным, а поведение и речь родителей спокойными и выдержанными. Ребенок должен чувствовать любовь и поддержку своих самых близких и родных людей. Соблюдение режима дня, как в рабочие, так и в выходные дни - обязательное условие.
Взаимодействие педагога с ребенком
Главное правило: постепенность. Идти нужно от ребенка. Для того чтобы ребенок смог наиболее безболезненно привыкнуть к новым условиям, ему нужно время. Поэтому, в первые дни пребывание ребенка в группе является минимальным. Одному ребенку тяжело находиться в саду 30 минут, а другой легко выдерживает несколько часов. Необходимо также помнить, что первые дни спокойное поведение, желание общаться с другими детьми - не показатель успешной адаптации ребенка (из опыта работы).
Для некоторых детей будет оптимальным в первые дни приходить только на прогулку. Утреннее кормление желательно проводить дома (возможен отказ от еды, плач, плохое самочувствие). Укладывать спать ребенка рекомендуется на шестой день пребывания в детском саду. Либо в тот день, когда он спокойно остается без родителей в саду, кушает, занимается игрушкой, уже охотно идет на общение с другими детьми (разумеется, по договоренности с родителями и соответствующем настроении ребенка).
Также постепенно следует знакомить детей с новыми правилами поведения и взаимодействия в группе.
Успешно пройти адаптацию детям младшего дошкольного возраста мне помогает:
- Использование игровых методов взаимодействия с ребенком.
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при этом происходит естественно и успешно).В игре ребенок может открыто выразить свои эмоции (в том числе и негативные), принять на себя любую роль и проиграть различные способы поведения.
- Создание положительной установки на предстоящие режимные процессы.
Привыкание к режимным моментам и положительное отношение к ним достигаются различными способами: на первых порах количество требований должно быть минимальным (не заставляйте ребенка делать что-либо против его воли, ищите компромиссные варианты. Имейте терпение и такт. Сопровождайте умывание, кормление, одевание стихами и потешками, играми, используйте «живую» игрушку.
Предупреждайте о возможных трудностях, например: «Я знаю, что ты не любишь спать днем, но в детском саду все детки днем спят. Не хочешь спать - полежи». Уделите больше внимания такому ребенку, посидите около него, погладьте, прижмите к себе, покачайте. Рассказывайте сказки, пойте колыбельные перед сном (используйте аудиозаписи), разрешите ребенку спать со своей любимой игрушкой.
Постепенно ребенок привыкает к окружающей его обстановке, игрушкам, детям в группе, к воспитателю. Они не кажутся ему враждебнымы или чужими. Появляется интерес к познанию нового. Залогом успеха является дружественная и доверительная обстановка в группе. Что позволяет ребенку выразить себя, раскрыть свой потенциал, снять напряжение.
Отличительной особенностью проведения адаптационного периода является отсутствие жестких временных рамок при посещении занятий.
Основные принципы проведения игровых занятий:
- принцип свободного участия (если упражнение веселое и интересное, повышает уровень самоутверждения, то каждый захочет участвовать). Если кто-нибудь из детей не захочет принимать участие, постарайтесь найти для него игру, в которую он смог бы спокойно играть в другой части комнаты. Разрешите детям спокойно выходить из игры и спокойно в нее возвращаться.
- принцип взаимного уважения (это своего рода кодекс правил взаимодействия) Вы можете в беседе с детьми расширить это понятие, например:
— каждый имеет право высказать свои мысли и предложения;
— каждый имеет право быть выслушанным;
— каждый имеет право выбора;
— спорные моменты решаются путем жеребьевки, голосования.
- принцип осознанности (перед началом занятия воспитатель разъясняет детям его цель и структуру, чтобы достичь понимания и согласия. Если кто-то не понимает планируемых упражнений, следует объяснить их).
- принцип рефлексии (для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей). В конце игрового занятия воспитатель совместно с детьми подводит итоги: что больше всего понравилось, что меньше всего его понравилось, какой опыт приобрели.
Варианты.
Можно придумать свой способ оценки каждой игры, например: поднятый вверх большой палец означает, что игра в целом понравилась, поднятые вверх большие пальцы на обеих руках говорят о том, что игра очень понравилась, и, наконец, аплодисменты свидетельствуют о восторге. Отрицательные впечатления дети могут выразить топотом ног.
Такие оценки полезны для планирования занятий, поскольку они позволяют учитывать потребности участников более непосредственно. Чтобы оценить работу группы и свою собственную, убедитесь, что вы выбираете спокойные игры, вызывающие положительные эмоции.
После подведения итогов выполните финальное упражнение, которое должно всегда быть одним и тем же. Например, можно образовать круг и, взявшись за руки, постоять немного с закрытыми глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый немного пожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку стоящему рядом ребенку. Движение передается до тех пор, пока все дети не откроют глаза. Можно спеть всем вместе песню, которая нравится детям. А можно коллективно выполнить какие-либо движения. Все зависит от вашей фантазии, главное, чтобы этот ритуал стабилизировал и вызывал приятные эмоциональные реакции.
Проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду, можно по следующим показателям:
- сон;
- кормление;
- настроение;
- речь;
- отношение к другим детям;
- заболеваемость;
- вес;
- признаки невротических реакций.
У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.
Классификация процесса адаптации по степени тяжести:
Легкая степень адаптации:
К двадцатому дню пребывания в ДОУ (детском образовательном учреждении) нормализуется сон, ребенок нормально ест. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу Первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и Изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации.
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и длительнее. Сон восстанавливается через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до 2 раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение?! только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) в течение 1,5—2 недель.
Тяжелая степень адаптации.
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Отношение к близким— эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям — избегает, сторонится детей или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в 2 вариантах:
1) нервно-психическое развитие отстает на 1—2 квартала, респираторные заболевания более 3 раз, сроком более 10 дней, ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1—2 кварталов;
2) дети старше 3 лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3—4-му месяцу пребывания в детском саду, нервно-психическое развитие отстает на 2—3 квартала (от исходного), замедляются рост и прибавка в весе. [7]
Невротические реакции:
— рвота;
— пристрастие к личным вещам;
— наличие страхов;
— неуправляемое поведение;
— стремление спрятаться от взрослых;
— истерические реакции;
— тремор (дрожание) подбородка, пальчиков.
На каждого ребенка в период адаптации оформляется лист наблюдений.
Полученные сведения помогут вам найти наиболее эффективные формы и методы работы с конкретным ребенком. Во избежание проблемных ситуаций родители получают памятки (рекомендации), в которых предоставлены правила поведения во время совместной работы воспитателя и родителей. Согласованность их действий, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду - необходимое условие успешной адаптации. Возможно привлечение в качестве консультантов специалистов МБДОУ: психолога, учителя логопеда, медсестры и т.д.
«…И вот наступает время, когда ребенок с удовольствием шагает в детский сад. Он держит за руку свою маму, он ждет встречи со своими друзьями в группе, знает, что его с улыбкой встретит его любимая воспитательница. Малыш понимает, что мама уйдет на работу, а он останется в саду. Но ему уже не страшно, она придет…, и он подождет. А сейчас его ждут друзья, ждет новое, интересное, неизведанное…»
Создание и выполнение необходимых оговоренных условий помогает не только успешно пройти ребенку адаптацию к детскому саду, но и дает возможность детям самостоятельно достигать желаемых результатов доступными средствами, то есть, возможность перейти на новую ступень развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005 – 128с.
- Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду: - М.: ТЦ Сфера, 2013 -128с.
- Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 – 144с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой- Буковой — М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые хитрости адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду!
В этой теме даны ответы на все наболевшие вопросы в плане подготовки младшего дошкольника к детскому саду!...
Создание условий успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Создание и выполнение данных условий помогает не только успешно пройти адаптацию к детскому саду, но и дает возможность детям самостоятельно достигать желаемых результатов доступными средствами, то ес...
«Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду».
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно важно это для детей младшего дошкольного возраста, которы...
Презентация для родителей младшей группы на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Презентация к родительскому собранию на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"...
Сборник консультаций для родителей для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются с...
Мастер-класс для педагогов «Фольклор, как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»
Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время. Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих детей они отдают в детский сад с раннего возра...
Подборка консультаций для родителей: "Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Подборка консультаций для родителей для помощи в адаптационный период к детскому саду....