Сюжетно – ролевая игра, как эффективный способ формирования основ безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Побережняк Ирина Аркадьевна

«Игра – путь детей к познанию мира,

 в котором они живут и который они

 призваны изменить»

                                       А.М.Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра, как эффективный способ формирования основ безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста

«Игра – путь детей к познанию мира,

 в котором они живут и который они

                                    призваны изменить»

А.М.Горький

Проблема безопасности  жизнедеятельности с каждым годом становится всё более злободневной. Современная мировая обстановка изменила подход к проблеме безопасности и поэтому в неё вошли такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. «Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»  (Ст.1 закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446 – 1 «О безопасности»).

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок  должен обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.

Основы безопасности жизнедеятельности широко освещены в исследованиях многих отечественных ученых: В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.В. Гостюшин, И.М. Сеченов, В.В. Давыдов, Л.В. Занкова, Д.В. Эльконин и др.

Для любого взрослого человека, ребёнок – это самая большая ценность, ради которой он живёт. Родители стремятся обеспечить своим детям счастливое и  интересное детство. Но наш современный и неспокойный мир таит в себе много опасностей: ядовитые и токсичные вещества, лекарственные препараты, бытовая техника, электрические приборы, дорожное движение, растительный и животный мир, пожарная обстановка, контакты с незнакомыми людьми, терроризм и т.д.  Даже в помещении детского сада, на игровой или спортивной площадке при неумелом поведении, ребёнок может сам нанести вред своему здоровью. Любознательность и активность малышей может привести к большой беде. Участились случаи травматизма детей в домашних условиях при использовании бытовой техники, опасных игр с пиротехникой, спичками и т.д.

Малыши, по своим физиологическим особенностям не могут самостоятельно определить всю меру опасности потому что они не знают правил безопасного поведения, и нам взрослым нужно учитывать следующие особенности детей: стремление к самостоятельности («Я сам»), неумение адекватно оценивать свои силы и возможности; недостаточный опыт  поведения в сложных ситуациях и т.д.

 Как помочь нашим детям в сложных непредвиденных ситуациях, в тот момент, когда взрослых нет рядом?

Как помочь родителям разобраться в многообразии жизненных ситуаций?

Также перед нами встал вопрос: в какой форме донести до маленьких граждан - дошколят основы безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни? Ведь очень важно именно в дошкольном возрасте подготовить детей к встрече с возможными трудностями. И делать это необходимо вместе с родителями, т.к. именно родители являются для них примером для подражания. При этом мы руководствовались главным правилом «Предвидеть + научить = уберечь!».

Организуя воспитательно – образовательную деятельность с детьми, мы стремились сформировать  первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе; воспитать осознанное отношение к выполнению правил безопасности; сформировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Особое внимание мы уделили формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения и воспитанию осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

В своей работе мы опираемся на следующие принципы и формы работы с детьми:

*системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

*доступность;

*наглядность – любая информация лучше воспринимается через иллюстрации;

*дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

*«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

*деятельностный подход (включение в игровую, познавательную, поисковую и др. деятельность);

*специально организованная деятельность детей, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно- следственные связи;

*совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания;

*самостоятельная деятельность детей – различные дидактические и иные игры, рассматривание иллюстраций и т.д.

Мы считаем, что более эффективная форма работы с детьми среднего дошкольного возраста, по формированию основ безопасности жизнедеятельности – сюжетно – ролевая игра.

Детская игра – это и развлечение, и обучение, и средство для самоисследования. Игра – это зеркало детской души.  Януш Корчак писал: «Многие детские игры – подражание серьёзной деятельности взрослого». Существует много разнообразных игр. В детсадовской жизни ребёнка особое место занимают сюжетно – ролевые игры. Сюжетно – ролевые игры помогают преодолевать замкнутость и застенчивость, развивать логику, мышление, а попав в сложную придуманную ситуацию, самостоятельно находить выход. В игре происходит моделирование различных житейских событий и ребёнок незаметно приобретает  жизненный опыт. С помощью сюжетно – ролевой игры можно ненавязчиво объяснить малышу как избегать и не попадать в трудные ситуации, а также как правильно  себя вести и что делать, чтобы избежать негативных последствий. Ведь в игре всё «понарошку» и ребёнок не боится воображаемой опасности и гордится тем, что у него получается найти выход из трудного положения. А в случае неудачи всегда есть шанс переиграть воображаемую историю и сделать всё правильно.

Научить детей быть компетентными, умными, умелыми и осторожными – эта та цель, которую мы преследуем, предлагая детям играть в такие сюжетно - ролевые игры: «Больница», «Поезд», «Пожарники», «Морской поход», «Маша заблудилась», «Опасная находка», «Мама ушла в магазин», «Петушок подавился зернышком», «Погас свет» и т.д.

В своей работе мы использовали «Метод обыгрывания ситуаций в сюжетно – ролевой игре», который даёт ребёнку практические умения применять полученные на занятиях знания на практике, развивает мышление, воображение и готовит малыша к умению находить выход из сложившихся воображаемых ситуаций.

Например, дети задумали поиграть в кругосветное путешествие на кораблях. Мы, исходя из замысла игры, напоминаем детям о правилах поведения на воде и водном транспорте, и предлагаем вспомнить о средствах спасения на море: спасательный круг, спасательные жилеты, шапочки, свистки и т.д. Мы – воспитатели,  были участниками сюжетно – ролевой игры, для того чтобы своим примером научить детей принимать правильные решения в сложившейся игровой ситуации.

На прогулке нашим детям понравилось играть в сюжетно – ролевую игру «ГАИ». Эта игра помогла мальчикам попробовать себя в роли представителя дорожно – патрульной службы, а девочки играли роль мам с малышами. В результате все участники этой игры научились соблюдать правила дорожного движения, а также контролировать других играющих, чтобы они соблюдали правила.

Детям полюбились сюжетно – ролевые игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений: сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, С. Михалков «Дядя Степа» и т.д.

Играя в «Кошкин дом», дети смогли проникнуться атмосферой настоящего пожара, примеряли на себя роль пожарного и попавших в беду героев сказки. Эта игра помогла научить детей правилам пожарной безопасности и получить массу невероятных эмоций, почувствовав себя героями спасая других.

В условиях группового помещения мы с удовольствием играли в сюжетно – ролевую игру «Добрый доктор Айболит». Эта игра приблизила мечту мальчиков и девочек стать врачами максимально близко. Надев костюм врача, и взяв с собой чемоданчик с медицинскими приборами, дети смогли в игровой форме узнать много полезных приёмов как помочь «больному» и самому не заболеть, как уберечься от некоторых заболеваний.

Правила безопасного поведения в случае когда взрослых нет дома, мы преподносили в стихотворной форме, что облегчало запоминание и очень нравилось детям:

 «Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь! »

«Если кто-то лезет в дом, пробивая двери лбом,

Двери держатся едва – поскорей звони 02! »

 Обыгрывая ситуации, мы использовали познавательные стихи из программы А. Усачева, А. Березина «Школа безопасности», которые дети запоминали очень быстро:

«Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком,

И не открывайте тёте, если мама на работе… »

С помощью сюжетно – ролевых игр «Заблудился» и «Потерялся», мы закрепили умения называть свой домашний адрес, знать фамилии, имена и отчества своих ближайших родственников.

В рамках проделанной нами работы, оформлен центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры («Чего нужно бояться», «Если бы у меня была волшебная палочка..», «Опасные предметы», «Собираем урожай»), изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.

Родители наших воспитанников с большим энтузиазмом и увлечением принимали участие в организованных конкурсах рисунков и поделок посвященных ОБЖ, оказали помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно – ролевых игр по данной теме, помогли оформить стенд ОБЖ в родительском уголке. Наше взаимодействие с родителями, которое было направлено на формирование предпосылок экологического сознания и создание доверительно – делового контакта, пошло на пользу – в групповом коллективе укрепились межличностные и дружеские взаимоотношения между детьми и их родителями.

Мы провели анкетирование и цикл консультаций, информационных бюллетеней и родительских собраний: «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Поведение в транспорте».

И в заключении можно сделать вывод о том, что проведённая нами работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста, посредством вовлечения детей в сюжетно – ролевую игру, показала положительный результат – наши воспитанники стали более осторожными дома, знают правила поведения на проезжей части и даже делятся своими познаниями со своими друзьями, постепенно дети стали понимать, что мир - многообразный и не знакомые люди  бывают разные (добрые и злые), и что от тебя самого зависит, как будет развиваться ситуация и что нужно делать чтобы остаться целым и невредимым.

Мы, педагоги, абсолютно уверены в том, что если следовать определённым правилам поведения и учить этому ребёнка с ранних лет, то многих опасных неприятностей можно избежать.

Список используемой литературы

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б., учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.

4. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.

5. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.

6. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9 . – С. 14-17

7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - с,

8.  Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста...

Доклад «Теория формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

В докладе освещаются основные аспекты основ безопасности жизнедеятеьности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО....

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста»

Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста»...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Обеспечение безопасности ребенка – это задача в такой же степени злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здоровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот ...