Выступление на семинаре-практикуме «Наставничество в дошкольном образовательном учреждении – эффективный инструмент развития профессиональных компетенций педагогов»
методическая разработка
Всем нам известно, что наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
В своем традиционном виде наставничество конечно же не может укладываться в рамки инновационной деятельности и работу Опорной площадки. Поэтому мы пришли к такой на наш взгляд необычной, достаточно несложной, но эффективной модели передачи опыта от наставника к наставляемому. Называется данная модель «Пятилистник наставничества».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.81 КБ |
![]() | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
«Наставничество в дошкольном образовательном учреждении – эффективный инструмент развития профессиональных компетенций педагогов»
подготовила педагог-психолог Алексеева О.В.
Слайд 1
В 2024 года наш детский сад стал муниципальной (территориальной) опорной площадкой по теме «Распределенная модель организационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников дошкольных образовательных организаций».
Слайд 2
Педагоги нашего учреждения прошли курсы повышения квалификации по этой теме, посетили несколько вебинаров, изучили теоретическую и методическую литературу.
Работа над заявленной темой также потребовала анализа кадрового состава педагогических работников. В результате исследования выяснилось, что в нашем дошкольном учреждении работает 42% педагогов, которые имеют стаж работы менее трех лет или значительный перерыв в трудовой деятельности.
Мы решили уделить особое внимание этой категории педагогов, поскольку одной из задач опорной площадки является участие в реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников на основе выявленных профессиональных дефицитов, используя ресурсы самой площадки.
Слайд 3
За основу мы взяли, я думаю, что достаточно распространенную во многих детских садах систему наставничества. Всем нам известно, что наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
В своем традиционном виде наставничество конечно же не может укладываться в рамки инновационной деятельности и работу Опорной площадки. Поэтому мы пришли к такой на наш взгляд необычной, достаточно несложной, но эффективной модели передачи опыта от наставника к наставляемому. Называется данная модель «Пятилистник наставничества».
Слайд 4
Данная модель состоит из нескольких элементов с которыми я хочу вас познакомить и на конкретном примере показать, как работает «Пятилистник наставничества».
Первый элемент «Я рассказываю – ты слушай»
На данном этапе происходит короткий инструктаж-объяснение целей и задач работы, предоставление инструкции, т.е. наставник рассказывает подопечному, как выполнить действие.
Второй элемент «Я показываю – ты смотри»
Наставник показывает подопечному, как выполнять действие, ту или иную работу.
Третий элемент «Сделаем вместе?»
Наставник выполняет действие вместе с подопечным. Обсуждает как выполнить действие, или работу.
Четвертый элемент «Сделай сам – я подскажу»
Наставник предлагает подопечному выполнить действие самостоятельно, и выступает в роли наблюдателя.
Пятый элемент «Сделай сам и расскажи, что получилось»
Наставляемый выполняет действие самостоятельно. После чего обсуждает с наставником, что получилось.
Наши педагоги в процессе выявления их профессиональных дефицитов, отметили, что им нужна помощь в построении работы с семьями воспитанников. Поэтому мы организовали работу по «Пятилистнику наставничества» таким образом.
Слайд 5
1.«Я рассказываю – ты слушай»
Наставляемым был предложен Чек-лист «Утренний прием детей» и проведена консультация «Эффективное общение педагога с родителями»
2. «Я показываю – ты смотри»
Показ наставником проведения утренних бесед с родителями (средняя группа)
3.«Сделаем вместе?»
Обсуждение вопросов, которые нужно донести до родителей и как правильно объяснить нужную информацию.
4.«Сделай сам – я подскажу»
Просмотр наставником организации утреннего приема детей наставляемым в младшей группе
5.«Сделай сам и расскажи, что получилось»
Самостоятельное проведение наставляемым утреннего приема детей и его анализ.
Слайд 6
Это одна из тем, которую мы отработали с наставляемыми. Также были отработаны темы: современные технологии эффективной работы с детьми, организация работы по обучению грамоте дошкольников, составление конкурсных материалов, процедура аттестации и другие. Работу в этом направлении мы продолжаем и будем рассматривать тот материал, который является актуальным для наставляемых и позволит им грамотно выстраивать свою профессиональную деятельность.
Что дает такая форма работы? Во-первых, это не так затратно по времени, как написание индивидуальных программ наставничества, разработка проектов и других объемных по материалу работ.
Во-вторых, пятилистник наставничества дает возможность отработать конкретную маленькую тему.
В-третьих, происходит практический обмен опытом между наставляемым и наставником, результат которого виден сразу.
Работа по данной модели носит характер педагог – педагог. Но еще одной задачей Опорной площадки является организация обмена эффективными практиками между опытными педагогическими командами и командами, испытывающими профессиональные затруднения, в рамках программ наставничества.
Слайд 7
Данную задачу мы реализуем через сетевое взаимодействие с психолого-педагогическим классом школы № 2. В сентябре 2024 года мы заключили договор о сотрудничестве и разработали программу «Шаг в будущее», которая направлена на раннюю профориентацию обучающихся, выявление и поддержку педагогически одаренных детей. Это взаимодействие реализуется в форме наставничества «педагог – ребенок».
Слайд 8
По данному направлению работа только начала носить практический характер: школьник посетили наш детский сад, мы провели для них экскурсию по всем помещениям и группам детского сада, они посмотрели рождественский концерт, подготовленный музыкальным руководителем и воспитанницами подготовительных групп. Также для них мы организовали познавательный квиз «Профессии детского сада». Мы продолжаем сотрудничество с администрацией школы и их учениками, следующие мероприятия будут направленны на непосредственную работу с дошкольниками, и мы надеемся, что, хотя бы кого-то она вдохновит так сильно, что он захочет пойти учится в педагогический колледж или институт. А затем вернется в наш детский сад в качестве воспитателя.
Слайд 9
А закончить свое выступление я хочу одной притчей
Жили как-то на Руси два мастера, два зодчих. У обоих — золотые руки. За что ни возьмутся — работа спорится. Дома один другого краше, прочнее, изящнее. Одно загляденье смотреть, как из-под рук у них стружка вьётся, да щепа летит, как красота рождается и надёжность. И считали их в народе лучшими, и гордились ими заслуженно.
Но не может быть двух лучших. Так уж устроено в этом мире, что даже среди равных должен быть первый. И настал для двух мастеров черёд испытания: кто из них лучший среди лучших? Наказали им обоим возвести по терему, да так, чтобы не было этим теремам равных во всей земле русской. И набрали мастера помощников, и закипела работа.
Первый мастер всё делал сам. Сам ехал на вырубку, чтобы лес был выбран без изъяна. Сам размечал фундамент, чтобы не возникло отклонений. Сам проверял соответствие работы чертежам и планам, чтобы не допустить даже малейшей ошибки. Ничего нельзя было решить на строительстве его терема без его ведома. Людям порой приходилось подолгу ждать, пока он освободится и сможет выслушать их вопросы. Но зато терем у него выходил идеальный, комар носа не подточит.
Второй мастер обучал помощников и уже им доверял разные виды работ. А доверяя — не вмешивался, давал возможность набить свои шишки. В результате строительство у него шло медленно, многое приходилось переделывать: то сруб поставят неплотно, то лес не просушат в нужной мере, то дёготь сварят не той консистенции. Но помощники были благодарны ему за терпение и наставничество и платили в ответ двойным усердием.
Терем первого мастера получился краше, и его признали лучшим. Но со временем тот терем обветшал и разрушился. И мало кто помнит сегодня имя первого мастера. А имя второго живёт до сих пор: он воспитал учеников и создал традицию. Некоторые ученики даже превзошли мастера в зодческом искусстве, но сих пор благодарны ему за науку. Не за строительную. За веру в учеников и умение доверять».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»
Статья посвящена вопросам созданию модели организации методической работы, способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и ...
Семинар - практикум "Правовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении"
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка, не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений и т.д. – это необходимые условия гар...
Семинар-практикум для родителей детского дошкольного образовательного учреждения на тему: «Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»
Тема:«Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по формировани...

Мастер-класс: Речь. Ритм. Движение. 10.02.2020г. в рамках Методической гостиной: семинар-практикум для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Курска и Курской области по направлению "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"
В мастер-классе представлен комплекс упражнений, основанный на взаимосвязи речи, ритма и движения и направленный на коррекцию этих же процессов. Комплекс упражнений ориентирован на детей дошкольного в...

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...

Защита проекта " Цифровые образовательные ресурсы в дошкольном образовании как инструмент развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ"
Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов поо применению в работе современных образовательных технологий....