Семинар - практикум "Правовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении"
консультация по теме
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка, не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
Важным фактором в современном российском образовании является зашита прав ребенка. В первую очередь это защита права ребенка:
- на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования,
- на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки,
- на адаптацию микросоциума к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.
Естественно, сюда входит и защита прав детей от различных форм насилия, ущемления естественных и гражданских прав как в семье и микросоциуме, так и в государственных образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум | 56 КБ |
Приложение 1. | 17.4 КБ |
Приложение 2. | 15.21 КБ |
Приложение 3. | 15.69 КБ |
Приложение 4. | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум:
«Правовое воспитание в ДОУ».
Старший воспитатель
МБДОУ № 90: Артюшина С.В.
1. Актуальность темы.
Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ». Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка, не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
Важным фактором в современном российском образовании является зашита прав ребенка. В первую очередь это защита права ребенка:
- на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования,
- на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки,
- на адаптацию микросоциума к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.
Естественно, сюда входит и защита прав детей от различных форм насилия, ущемления естественных и гражданских прав как в семье и микросоциуме, так и в государственных образовательных учреждениях.
Дадим определение понятию ПРАВО.
Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Основные международные документы, касающиеся прав детей:
- Декларация прав ребенка (1958 г.),
- на основе которой разработана Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.).
Согласно требованиям Конвенции образование должно быть направлено:
- на развитие личности, умственных, физических способностей, таланта;
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
- воспитание уважения к родителям, самобытному языку, национальным традициям;
- подготовку ребенка к сознательной жизни в духе понимания, мира, терпения, равноправия, дружбы;
- воспитание уважения к окружающей природе.
ДОУ, в силу своей близости к семье, является важным элементом, влияющим на защиту прав ребёнка-дошкольника:
- на защиту здоровья;
- на образование;
- на сохранение своей индивидуальности;
- на участие в играх;
- на защиту от всех форм насилия, небрежного, грубого обращения, защиту прав вследствие отсутствия заботы.
На основе Конвенции были разработаны нормативно-правовые документы федерального и регионального значения:
- Семейный кодекс.
- Закон «Об образовании».
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
- Указы Президента РФ.
Президентская программа «Дети России».
Национальный план действия в интересах детей.
Развитие образования в России.
Предлагаю Вашему вниманию информационные карточки, в которых необходимо выбрать правильный вариант ответа, что поможет нам уточнить Ваши знания о перечисленных правовых документах (работа в парах).
2. Соблюдение прав ребенка в ДОУ.
В соответствии с законом «Об образовании» основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ, где представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.
Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть 3 основные потребности:
- в движении;
- в общении;
-в познании.
Среда в группе должна эти потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно ориентированную модель общения.
Основные принципы построения развивающей среды:
- принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение);
- уважение к мнению ребёнка;
- принцип функциональности;
- принцип опережающего характера содержания образования;
- принцип динамичности и статичности.
Как видим, первые два принципа напрямую отражают права детей, зафиксированные в Конвенции.
Научно доказано, что именно специальным образом организованная среда способствует утверждению чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства. Она является стимулятором развития потенциальных возможностей ребенка. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит и не стимулирует развитие, а возможен и враждебный (в эмоциональном и физическом плане вариант).
Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Однако, мнение воспитателя об уюте, удобстве, комфорте далеко не всегда совпадает с представлением об этом детей. При этом следует отметить, что, если мнения детей учитываются при создании среды, дети чувствуют себя в группе спокойнее, уютнее, считают группу вторым домом, созданным и ими тоже.
Сделать самостоятельную личностную оценку Вам, как воспитателю поможет следующий тест («Какой я воспитатель»).
3. Правовое просвещение родителей.
Нами было проведено анкетирование для выявления уровня правовой и педагогической культуры родителей. В анкетировании принимали участие все группы детского сада (кроме ясельных групп), всего 35 человек.
Считают себя компетентными в вопросах воспитания 72%, не считают себя таковыми - 6%, 22% родителей ответили, что считают, но не всегда.
67% ответили, что семья более ответственна за воспитание ребенка, 33% - семья и дошкольное образовательное учреждение несут одинаковую ответственность.
На вопрос анкеты «Наказывали Вас Ваши родители?» 55% ответили да, нет - 28% и 17% - редко.
Большинство родителей, из тех, кого наказывали в детстве, выделили, что их ставили в угол, лишали удовольствия, не редкими были ответы -применялись ремень и шлепок.
На вопрос «Как Вы наказываете Вашего ребенка?» многие родители ответили: лишаю удовольствия, ставлю в угол и лишь некоторые не наказывают детей, а пытаются объяснить ребенку словами его действия.
69% родителей считают возможным применять по отношению к ребенку такие виды наказаний как: лишение удовольствия и не разговаривают с детьми, когда они плохо себя ведут. Вместе с тем 11% допускают шлепок по попе и использование ремня как вид наказания.
На вопрос «Что Вас раздражает в ребенке?» 61% ответили - ничего, а 39% - чрезмерное упрямство, капризы, игнорирование замечаний, несобранность, гиперактивность.
А вот на вопрос «Что Вас раздражает в себе?» 32% ответили вспыльчивость и несдержанность; 6% - характер; 12% - усталость, лень, несобранность, многое и 50% - ничего не раздражает.
50% родителей не знакомы с основными документами по защите прав детей, 17% знакомы с ними отчасти и 33% считают, что знакомы.
Лишь 11% родителей ответили положительно и считают, что в их семье существуют проблемы, по которым им нужна помощь специалиста (врача, психолога, юриста), 89% в такой помощи не нуждаются.
На последний вопрос анкеты «В чем, по-Вашему, проявляется нарушение прав ребенка?» 61% либо не ответили, либо написали, что ни в чем. 39% ответили следующее: применение физического наказания, унижение личности, лишение ребенка права голоса и высказывания своего мнения.
ВЫВОД:
1. Необходимо повысить компетентность родителей в вопросах воспитания (консультации, беседы, собрания и т.д.)
2. Обратить внимание на семьи, в которых имеют место физические наказания. Провести разъяснительные беседы, чем их можно заменить и как себя вести в тех или иных ситуациях.
3. Ознакомить родителей с основными документами по защите прав детей.
4. Совместно со специалистами детского сада оказать посильную помощь, в которой нуждаются семьи.
(памятка «Правовое просвещение родителей»)
4. Не маловажным фактором правового воспитания детей являются межличностные отношения в группе детского сада.
От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией — группой детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.
В средней, старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие — менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Здесь уже можно выделить социальные статусы детей: лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Психологи считают, что в детском саду не очень уместен термин «лидер». Поэтому мы будем говорить о таких типах: предпочитаемые, принятые, непринятые, изолированные.
Предпочитаемые — эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска. Однако такие дети могут страдать звездной болезнью.
Принятые — они особенно не выделяются, у них добрая душа, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.
Пренебрегаемые, непринятые — часто чувствуют равнодушие или неприязнь сверстников. Непринятые дети чаще всего драчуны, задиры, с ними не хотят играть именно из-за этого.
Изолированные — обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.
Отношение к ребенку в группе обычно выясняются социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. В различных воображаемых ситуациях дети выбирают предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы (памятка «Методики определения отношения к ребенку в группе»).
Работа воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а связанных с ним людей. Такая задача может решаться в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада. Для этого есть специальные коррекционные игры и занятия.
Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками (памятка «Коррекционные игры»).
Очень важно постепенно научить детей понимать, из-за чего возникают конфликты и «вскрывать» их причины. Но, конечно, значительно важна профилактика конфликтов. Этому способствует развитие у детей социальной восприимчивости, в том числе – с помощью создания проблемных ситуаций, организации ролевых игр и занятий, в которых дети смогут принимать на себя разные социальные роли. Также очень важна организация условий и ситуаций, помогающих детям понять потребность друг в друге, значение взаимопомощи, дружбы. При этом взрослые должны всецело поддерживать и одобрять социально восприимчивое поведение детей.
И конечно же, в первую очередь, мы ,воспитатели, должны быть примером для подражания (памятки «Правила для воспитателей»).
Предварительный просмотр:
Методики определения отношения к ребенку в группе.
«Два дома». Ребенку предлагают рисунки: один домик красивый, большой, светлый, а другой — маленький, черный и невзрачный. Просят представить, что красивый дом принадлежит ему и туда можно приглашать всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».
«Капитан корабля». «Если ты капитан корабля, кого из группы возьмешь в помощники, отправляясь в дальнее путешествие? Кого ты не возьмешь с собой в плавание, оставишь на берегу?»
«Три открытки». «Подари эти три картинки кому хочешь. Если бы у тебя было много картинок, ты бы раздал всем детям в группе, но троим не хватило бы. Кому бы ты не дал?»
«Выбор партнеров для общения». «С кем бы ты хотел рисовать (играть, читать)?»
Дети, которые получают наибольшее число отрицательных голосов, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога.
Оценка неблагополучия ребенка в группе
Фамилия, имя ребенка __________________________________________.
Возраст _____. Дата проведения наблюдения _______.
Действия | О | Ч | И | Р | Н | |
1 | Играет в одиночестве | |||||
2 | Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми | |||||
3 | Попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу | |||||
4 | Играет с одним и тем же ребенком | |||||
5 | Не отходит от воспитателя, избегает других детей | |||||
6 | Вступает в конфликт с детьми | |||||
7 | Ссорится, обижает детей | |||||
8 | Плачет | |||||
9 | Жалуется воспитателю | |||||
10 | Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр) |
Примечание: О — очень часто, Ч — часто, И — иногда, Р — редко, Н никогда.
Предварительный просмотр:
Для правового просвещения родителей целесообразно проводить следующие мероприятия:
- Оформление стенда «Защита прав детей в семье» с конкретными рекомендациями по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав и свобод человека.
- Консультация-беседа с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок».
- Выставка семейных работ «Мама, папа, я — счастливая семья».
- Лекция «Семейное воспитание — причина нарушения поведения детей».
- Консультация «Семья глазами ребенка» с использованием детских работ.
- Консультация «Типы родительской любви».
- Составление социологической анкеты семьи.
- Анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».
- Письменная консультация «Восемь типов родительской любви».
- Родительское собрание «Наказания в воспитании».
- Посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослых с ребенком.
- Памятка для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».
- Ознакомление родителей с документами по правам ребенка.
- Родительское собрание «Особенности психического развития ребенка-дошкольника».
- Совместные физкультурные праздники («Мама, папа, я — спортивная семья»).
Предварительный просмотр:
На вопросы отвечают так: да, скорее да, скорее нет, нет.
- Довольна ли я собой?
- Способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позицию другого?
- Я спокойно переношу критику, необходимую для моего профессионального роста.
- Какой мои воспитанники видят меня? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?
- Интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела и обязанности?
- Ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер занятий и заданий, если не вижу у детей ожидаемых результатов и реакций?
- Пробуждает ли мой стиль воспитания интерес к обучению у дошкольников?
- Знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?
- Считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?
Поставьте в 9-м вопросе за ответы: да — 0, скорее да — 3, скорее нет — 7, нет — 10 очков. В остальных случаях наоборот: да — 10, скорее да — 7, скорее нет — 3, нет — 0. Подсчитайте сумму.
90—68 очков. Вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, считаете себя способной изменяться, работать над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью ребенка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным.
68—48 очков. Такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребенка, стремление изменяться, развиты у вас чуть ниже желаемого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять проблемы профессионального роста и решать их.
Ниже 48 очков. Вы многое не совсем верно понимаете в профессиональном труде воспитателя. Следует задуматься, проанализировать работу, ее результаты, вашу удовлетворенность ею.
Предварительный просмотр:
Работа по информационным карточкам (работа в парах)
Карточка 1
Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства — участники Конвенции ООН о правах ребенка:
а) право на жизнь, на гражданство, на образование;
б) право на жизнь, на семейные связи, на образование;
в) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг;
г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав
Карточка 2
Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка:
а) органы управления РФ;
б) органы местного самоуправления;
в) образовательное учреждение;
г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
Карточка 3
Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка:
а) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
б) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
г) родители и органы местного управления образованием.
Карточка 4
Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
а) да, если они получены с согласия родителей;
б) да, если они получены не в результате правонарушения;
в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;
г) нет, ребенок не должен работать.
Карточка 5
Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении:
а) лица, совершившие или допустившие нарушения;
б) органы местного самоуправления;
в) местные органы управления образованием;
г) образовательное учреждение.
Карточка 6
Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении:
а) учредитель;
б) органы управления образовательным учреждением;
в) должностные лица образовательного учреждения;
г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
Карточка 7
Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до судебного разбирательства:
а) заведующий как представитель образовательного учреждения;
б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;
в) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
г) учредитель образовательного учреждения
Карточка 8
Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников:
а) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
в) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Карточка 9
Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия следует совершить:
а) побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;
б) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;
в) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...
Семинар - теоретический «Контроль в дошкольном образовательном учреждении».
В данном семинаре практикуме собрана информация о контроле в дошкольном образовательном учреждении....
Структура годового плана (материал практического семинара для руководителей районных дошкольных образовательных учреждений и воспитателей пришкольных групп)
Годовой план является одним из обязательных нормативных документов ДОУ как и основная общеобразовательная программа и Устав. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенство...
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Метод проектов, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ»
Обеспечивание условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практике технолог...