Формирование профессиональной компетенции педагогов, методы активного обучения в повышении квалификации.
учебно-методический материал
Современное общество предъявляет новые требования к компетенции педагогов. На сегодняшний день перед воспитателями стоят следующие задачи: переход от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование профессиональной компетенции педагогов, методы активного обучения в повышении квалификации.
Костина Т.И., г.Волжский, МДОУ д/с № 8 «Матрёшка» старший воспитатель
То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно.
П. Лаплас
Современное общество предъявляет новые требования к компетенции педагогов. На сегодняшний день перед воспитателями стоят следующие задачи:
1 Переход от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении;
2 Передача дошкольникам необходимой (целостной) для успешного развития информации;
3 Обучение воспитанников способам самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений;
4 Формирование умения ставить задачи и находить способы их решения, т.е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволяют ребёнку ориентироваться в любых ситуациях.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных программ и пособий, воспитатель в своей работе с детьми должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления развития, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия мира ребёнком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования. Обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребёнка.
Построение интегрированного образовательного процесса при условии усвоения педагогами базисных основ содержания дошкольного образования в сочетании с современными принципами дошкольной дидактики и соотнесения их со спецификой конкретного ДОУ. При разработке вариантов реализации базисного содержания важно опираться, с одной стороны, на задачи развития ребёнка, а с другой – на многоаспектный контекст жизни детей, что составляет специфику каждого варианта.
Таким образом, профессиональная компетентность педагогов в реализации интегрированной модели воспитательного – образовательного процесса должна проявляться как:
- установка на разработку (конструирование) на основе базового содержания собственного варианта;
- умение создавать технологическую систему реализации модели;
- способность видеть достижения детей для своевременной корректировки и определения дальнейших направлений их развития.
Каждый специалист системы дошкольного воспитания должен уметь построить свой «маршрут» трансляции знаний и выработки с детьми навыков поведения с использованием инновационных технологий. Однако не все педагоги готовы к определению этого «пути».
Профессиональная деятельность воспитателя ДОО – многогранна, что подтверждается перечнем его функций: информационная, развивающая, обучающая, познавательная, творческая, воспитательная, преобразующая, мобилизующая, исследовательская, прогностическая, конструирующая, коммуникационная, речевая и многие другие. Педагог, работающий с детьми в дошкольном образовательном учреждении, – личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью многих качеств. Подтверждением этому являются должностные обязанности воспитателя: он осуществляет воспитание, обучение, присмотр и уход, реализуя образовательную программу дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Уставом ДОО; целесообразно и эффективно использует средства обучения, дидактические материалы и оборудование в образовательном процессе; осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руко-водителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках единого образовательного пространства в работе с группой детей; согласовывает свою деятельность с воспитателем-напарником, психологом, старшим воспитателем, медицинским персоналом; несет персональную ответственность за жизнь ребенка, обеспечивает охрану его здоровья, заботу об эмоциональном благополучии, физическом, интеллектуальном и личностном развитии.
Воспитатель должен знать основные развивающие программы и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста, способы прогнозирования психического развития ребенка, основы коррекционной работы с детьми; должен уметь использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей и социально-психологических особенностей группы по реализации дифференцированного подхода к ребенку и при работе с разными группами; должен разрабатывать новые педагогические технологии и методики; вести работу по их апробации, участвуя в исследовательской экспериментальной деятельности; должен уметь самостоятельно создавать среду развития ребенка, в том числе быть автором пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания26.
Анализ перечня функций воспитателя ДОУ показывает, что педагог должен иметь разнообразные профессионально необходимые навыки; быть эрудированным в различных областях знаний; знать психологию и уметь применить знания на практике; обладать способностью координировать действия педагогов, работающих с детьми в группе; уметь взаимодействовать с родителями и т.д.
В условиях введения ФГОС ДО воспитатель должен уметь не только организовать деятельность детей, но и участвовать в разработке основной общеобразовательной программы ДОО. Для этого требуется большая эрудированность со стороны каждого участника образовательного процесса дошкольного учреждения.
К основным свойствам педагога обеспечивающего успех его деятельности, относятся: интерес и любовь к своей профессии и детям, увлеченность, ответственность, уравновешенность, творческие способности, требовательность, справедливость, доброжелательность, наблюдательность и многие другие качества, т.е.:
Компетентности педагога ДОО:
– эффективно использовать имеющиеся условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:
достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;
реализации программ воспитания и обучения в дошкольном образователь-ном учреждении;
эффективного использования здоровьесберегающих технологий;
индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого ребенка;
собственного профессионально-личностного развития и саморазвития;
– эффективно применять свои умения в процессе воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении;
– осуществлять личностно-деятельностный подход к организации образова-тельного процесса;
– выстраивать индивидуальные траектории развития ребенка на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;
– разрабатывать и эффективно применять новые образовательные технологии, позволяющие получать положительные результаты развития и обучения детей.
Стоит выделить два направления, в соответствии с вышеизложенными требованиями, к развитию профессионализма педагога ДОО:
во-первых, непрерывное научно-методическое сопровождение развития про-фессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне ДОО с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога;
во-вторых, развитие профессионализма через курсы повышения квалификации с получением документа государственного образца.
Опираясь на вышеописанный материал, можно выдвинуть и дополнительные рекомендации по внедрению в профессиональную переподготовку педагогов для дошкольного образования новых стандартов курсовой подготовки:
– необходимо сформировать системное понимание вариантов применения информационно-коммуникационных и мультимедиатехнологий в дошкольном образовании;
– формировать системное понимание методологии создания современной ИОТ-инфраструктуры дошкольного образовательного учреждения (с учетом современного состояния ИОТ продуктов и решений для применения в дошкольном образовании);
– систематизировать знания, умения и навыки педагогов по применению метода проектов в дошкольном образовательном учреждении;
– систематизировать (сформировать или расширить) умения и навыки разработки электронных учебных материалов (включая содержательные, эргономические, методические и технические аспекты);
– систематизировать (сформировать или расширить) умения и навыки по вопросам контроля (варианты контроля, виды тестовых заданий, составление тестовых заданий и формирование тестов, оценивание ответов и их математическая обработка).
В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методов повышения квалификации педагогов. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, поскольку каждая из них отвечает определённому содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если она грамотно используется и реализует информационную, ориентирующую и развивающую функции.
Наиболее эффективной формой повышения квалификации педагогов ДОУ, обеспечивающей создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения уровня профессиональных компетенций, являются методы активного обучения. Они побуждают к мыслительной и практической деятельности, т.е. направлены не на изложение и воспроизведение новых знаний, а на самостоятельное овладение ими в процессе познавательной деятельности.
Основу классификации методов активного обучения составляют следующие признаки:
- источники познания (вербальные, наглядные, практические);
- методы логики (аналитико – синтетические, индуктивные, дедуктивные);
- тип обучения (объяснительно–иллюстрированный, проблемно- развивающий);
- уровень познавательной самостоятельности педагогов (репродуктивный, продуктивный, программированный).
Методы активного обучения также классифицируют:
- по форме обучения (лекции, семинары, мастерские);
- форме социального взаимодействия (индивидуальные, групповые, сменные пары);
- приоритету средств (визуальные, вербальные, компьютерные);
- доступности (очные, заочные, дистанционные)
- характеру учебной деятельности (игровые, поисковые, проблемные);
- характеру познавательной деятельности (доклады, микроисследования, практическая деятельность);
- характеру профессиональной деятельности (проблемные лекции, семинары, выездные занятия, деловые игры, компьютерные технологии, исследовательская деятельность, стажировка).
Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.
Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.
Литература:
Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. «Современные педагогические технологии в ДОУ». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Изд. Творческий центр «Сфера», М., 2005
Справочник старшего воспитателя № 3/ 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном семинаре воспитателей "Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Обучающий семинар «Формирование профессиональных компетенций педагога в соответствии с профстандартом «Педагог»»
Семинар предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывает особенности компетенций необходимых педагогу дошкольной организации....

«Формирование профессиональной компетенции педагогов ДОО по интеграции образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС».
Педагог как компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на ЗОЖ, осоз...
Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
В первые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт "Педагог", который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству обра...

Формирование профессиональных компетенций педагога их влияние на взаимоотношение с детьми
В данном сообщении рассматриваются процесс взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательном процессе, влияние профессиональных компетенций педагога на эти взаимоотношения, требования ФГОС ...

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций
Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....

ПОВЕСТКА: практического семинара- коучинга для педагогов «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетенции педагогов групп компенсирующей направленности по организации взаимодействия с детьми ОВЗ)
В соответствии с планом работы муниципального центра сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на 2023-2024 учебный год администрация МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 41 «Росинка&ra...