Ранняя профориентация дошкольников посредством мультипликации
статья (старшая, подготовительная группа)
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEM-образование. В процессе продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у детей дошкольного возраста быстрее формируются познавательные функции. Это не только поможет детям в будущем лучше осваивать школьную программу, но и отразится на ранней профориентации. Использование STEM-образования в воспитательно-образовательной деятельности способствует развитию у дошкольников умения работать самостоятельно и в команде.
Мультстудия – одна из современных интерактивных технологий, используемая в нашем детском саду уже не первый год. Создание мультипликаций и видеороликов по работе определенных профессий можно отнести к современной форме профориентационной работы.
Дети совместно с педагогом создают мультфильмы на разные темы, в том числе и про профессии.
В процессе создания мультфильма на тему профессии происходит знакомство детей с названиями профессий, их назначением; трудовыми действиями; орудиями труда и (или) механизмами/механикой, помогающей в работе людям данной профессии; важностью и ценностью труда, прививается уважение к труду людей данных профессий. У них формируются представления о последовательности этапов съемки мультфильма (создание сценария, раскадровка, создание персонажа и декораций, съемка, озвучивание и монтаж), они учатся составлять короткий рассказ о профессии по вопросам педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТСТУДИИ
Молоканова Н.В., старший воспитатель
Кондаурова Е.С., старший воспитатель
МАДОУ д/с № 1, г. Волжский
Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным
технологиям обучения, уже с ранних лет прививать
готовность к изменениям, к творческому поиску,
учить работе в команде, что очень важно в современном мире,
навыкам жизни в цифровую эпоху.
В.В. Путин
В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. По разным статистическим данным в ближайшем будущем 10 ведущих технических специальностей - инженеры-химики, software-разработчики, инженеры нефтяной и газодобывающей промышленности, аналитики компьютерных систем, инженеры-механики, инженеры-строители, робототехники, инженеры ядерной медицины, архитекторы подводных сооружений и аэрокосмические инженеры, специалисты по генной инженерии, большим данным, искусственному интеллекту, сити-фермерству, нейротехнологиям - будут преимущественно ориентированы на STEM-знания.
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно-конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEM-образование. В процессе продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у детей дошкольного возраста быстрее формируются познавательные функции. Это не только поможет детям в будущем лучше осваивать школьную программу, но и отразится на ранней профориентации. Использование STEM-образования в воспитательно-образовательной деятельности способствует развитию у дошкольников умения работать самостоятельно и в команде.
В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его творческую, познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий. При этом следует учитывать, что наибольший развивающий эффект дают методики и технологии, в основе которых заложен деятельностный подход. В этом плане уникальным является использование интерактивных технологий для создания детьми собственных мультфильмов.
Выбор будущей профессии – важное решение в жизни молодого поколения. Задача родителей, окружающих, в том числе и педагога, помочь выбрать профессию, сориентировать ребенка в океане возможностей. Самый лучший аспект в помощи ребенку – это показать интересующие его профессии, максимально реалистично рассказать о них.
Ранняя профориентация позволяет выявить, пробудить и развить различные способности детей, чтобы в будущем им было легче определиться с выбором профессии. Чем больше ребенок в детстве приобретет различных навыков и умений, тем увереннее будет его профессиональная самоидентификация.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши искренне учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые реализуют в школе и жизни. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей – это и есть профессиональная ориентация, которая начинается на ранних стадиях развития ребёнка в дошкольном детстве. В дошкольном образовании накоплен большой опыт ранней профориентации. Традиционное ознакомление с миром профессий осуществляется в процессе наблюдений, сюжетно/ролевых игр, целевых экскурсий.
Однако, современное общество, характерной особенностью которого является активизация инновационных процессов с применением новых технологий, предъявляет высокие требования к образованию детей, к формированию профессионального самоопределения дошкольников на основе информатизации процессов развития. Да и сам современный ребенок, отличающийся клиповостью восприятия, увлекается компьютерными играми, STEM-игрушками.
Мультстудия – одна из современных интерактивных технологий, используемая в нашем детском саду уже не первый год. Создание мультипликаций и видеороликов по работе определенных профессий можно отнести к современной форме профориентационной работы.
Дети совместно с педагогом создают мультфильмы на разные темы, в том числе и про профессии.
В процессе создания мультфильма на тему профессии происходит знакомство детей с названиями профессий, их назначением; трудовыми действиями; орудиями труда и (или) механизмами/механикой, помогающей в работе людям данной профессии; важностью и ценностью труда, прививается уважение к труду людей данных профессий. У них формируются представления о последовательности этапов съемки мультфильма (создание сценария, раскадровка, создание персонажа и декораций, съемка, озвучивание и монтаж), они учатся составлять короткий рассказ о профессии по вопросам педагога. Дети сами изготавливают фоны для мультфильма и персонажей.
Для занятий по дополнительной общеобразовательной программы «Мультстудия» для детей старшего дошкольного возраста у нас в саду оборудован специальный кабинет «Мультстудия «Город Детства», оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оснащенный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и детей, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, настольная лампа на подвижном штативе. В кабинете имеются: ноутбук мультстанок «Kids Animation Desk», веб-камера, колонки, микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма), флеш-накопитель для записи и хранения материалов, маркерная доска. Для создания фильмов используем программное обеспечение: компьютерная программа «АртИгрушка», видео редактор «Movie maker».
Современному ребенку интересно включаться в деятельность с применением интерактивных технологий. Работа в мультстудии позволяет знакомить детей с цифровыми технологиями, вызывает потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов. В процессе создания фильма ребенок приобретает специальные навыки, узнает новые термины, понятия. Создавая свой продукт (мультфильм), дети берут на себя роль взрослого, знакомятся с такими профессиями, как: режиссер, сценарист, художник-декоратор, оператор, аниматор, звукорежиссер, монтажер. Между детьми разделяются роли (сценаристы, художники, операторы, актеры озвучивания, ассистенты для передвижения предметов в кадре и др.), в соответствии с их желанием и способностями, индивидуальными особенностями, что обеспечивает возможность свободного выбора деятельности.
Конечно же, профориентационная работа с применением мультипликационных технологий с дошкольниками – процесс очень трудоёмкий, он требует от воспитателя немало не только времени, терпения, но результаты радуют.
Мульфильмы, созданные нашими ребятами и педагогами, стали победителями I и II регионального конкурса детской анимации «Волшебный мир мультипликации».
Педагоги нашего ДОУ транслировали опыт работы учреждения на мероприятиях разного уровня:
- В 2022 году на Всероссийской научно-практической конференции «Функциональная грамотность школьников: проблемы, ключевые направления формирования в учебном процессе» представили материал из опыта работы тему «Мульстудия как средство формирования функциональной грамотности старшего дошкольника»
- В 2023 году на региональном научно-практическом семинаре «Современные технологии профориентационной работы в условиях образовательного учреждения» нами был представлен опыт учреждения на тему «Мультипликация как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста».
- В 2024 году проект на тему «Технология мультипликации как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» стал победителем VIII регионального конкурса Формула успеха» в номинации «Лучшие практики реализации ФГОС дошкольного образования».
Мультстудия – это так же ценный опыт сотрудничества, сотворчества в коллективе детей и взрослых. Мы считаем, что детская мультипликация имеет неограниченные возможности и является одним из эффективных инструментов знакомства с профессиями.
Список литературы:
- Башакина, С. С. Студия анимации / С. С. Башакина. – Текст:непосредственный // Юный художник. - 2020. - № 3. - 19-21 с.
- Кот Т.А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные науки. 2019. № 3 (47).
- Муродходжаева Н. С., Амочаева И. В. Мультстудия «Я творю мир». Методические рекомендации. Москва, 2018. – 69 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Формирование ранней профориентации дошкольников посредством игры
quot;картотека дидактических игр по профориентации...

«Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»
В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Очевидна по...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников посредством сюжетно ролевых и игр – ситуаций. "В мире профессий" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет
Цель: дать детям конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 3-4 лет и воспитание положительного отношения к труду взрослых....

Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»
Одним из важных направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах направленности труда...

«Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»
Одним из важных направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах направленности труда...

Перспективное планирование по инновационной теме "Ранняя профориентация дошкольников посредством ознакомления с профессиями"
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и ...

Ранняя профориентация дошкольников посредством изучения основ робототехники
Выступление на семинаре для педагогов ДОУ....