Ранняя профориентация дошкольников посредством изучения основ робототехники
консультация (старшая, подготовительная группа)

Чумаченко Любовь Геннадьевна

Выступление на семинаре для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chumachenko_lg_solnechnyy_svet.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Чумаченко Любовь Геннадьевна

Воспитатель

МДОУ «Детский сад №6 п. Новосадовый

Белгородского района Белгородской области»

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ РОБОТОТЕХНИКИ

Мы проживаем в веке высоких технологий, который предъявляет большие требования к выполнению различных технически сложных операций, информационной компетентности современного человека. Необходимо быть мобильным, уметь собирать информацию и преобразовывать её, а главное уметь применить эту информацию на практике. Поэтому воспитание технически грамотного человека необходимо начинать с раннего детства.

     Основы теории трудового воспитания были заложены трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. Суть этих трудов сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий: умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий. Труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности, поэтому осознание труда взрослых является сложным для дошкольника. В следствие этого, ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

     Робототехника – одно из инновационных направлений, внедряемых в образовательный процесс детского сада, позволяющее плавно адаптировать детей к будущей учебной деятельности и сформировать основы технического мышления. Это направление полностью отвечает приоритетам государственной политики в сфере образования - привлечения молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышения престижа научно-технических профессий. В парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» сказано, что именно выбор профессии во многом определяет, насколько счастливой окажется взрослая жизнь вчерашнего школьника или студента. Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлечённых своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Робототехника в ДОУ преследует ряд целей:

- ранняя профориентация детей дошкольного возраста;

- систематизация образа инженерных профессий среди дошкольников;

- выявление технически одаренных дошкольников;

- повышение мотивации детей к изобретательской и исследовательской деятельности;

- участие дошкольников в конкурсах технического мастерства, конкурсах исследовательских работ различного уровня.

     На начальном этапе необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, отвечающую требования ФГОС ДО: оснастить среду различными видами конструкторов (металлическими, магнитными, LEGO, в том числе LEGO WEDO 2.0) и бросового материала, схемами для конструирования, дидактическим материалом, литературой. Чтобы ребенок мог использовать конструктор на дальнейших занятиях, он должен познакомиться с деталями конструктора, попробовать варианты их скрепления, сравнить по размеру и поиграть с ними, понять назначение детали. Уже на этом этапе решается ряд задач: развивается мелкая моторика за счёт использования мелких деталей конструктора, совершенствуются навыки математики и счёта (подбирая детали, ребёнок сравнивает их по величине, длине, отсчитывает их).

      В зависимости от конструкции и назначения, LEGO WEDO 2.0 включает в себя: кирпичики, балки, оси, зубчатые колёса, пластины, соединительные элементы, электронные компоненты (Смартхаб - беспроводной соединитель между устройством и электронным компонентом посредством Bluetooth), мотор, позволяющий приводить в движение другие компоненты, датчик наклона и датчик движения.

     Хорошо ориентируясь в названиях и предназначении деталей, ребенок может приступать к сборке моделей и освоению программы к LEGO WEDO 2.0. Программа построена на идее усложнения:

- «первые шаги»: позволяет ребенку собрать несложные модели и запрограммировать их;

- «проекты с пошаговыми инструкциями»: модели собираются по схеме и программируются;

- «проекты с открытыми решениями»: готовых схем к проекту нет, ребенок самостоятельно продумывает будущую модель и программирует её.

      Работа с конструктором и программой знакомит детей с основами механики (вводятся такие понятия, как «сила», «тяга», «мощность», «скорость» и др.) и даёт первый опыт программирования.

     Любая деятельность по робототехнике происходит в несколько этапов и требует подготовки: просмотр видеороликов и мультфильмов, посещение объектов, виртуальные экскурсии по теме будущего проекта.

1. Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь (в ходе обсуждения вводятся новые понятия – названия деталей, частей будущего механизма, а также названия профессий, связанных с данным видом производства).

2. Составление карт, заполнение инженерной книги (в инженерной книге отмечается вид конструктора, из которого планируется собирать будущую модель, тип соединения деталей, количество участников постройки).

3. Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух, объяснение детьми хода своих рассуждений (воспитатель предлагает обсудить, каким видят дети свою будущую постройку, обсудить детали).

       4. Техника безопасности, выбор карточек для инженерной книги (обсуждаются правила безопасности при работе с конструктором).

        5. Экспериментальная деятельность - конструирование, программирование и стимулирование общения детьми между собой (воспитатель предлагает приступить к постройке и разделить между собой обязанности, дети объединяются в микрогруппы, зарисовывают схему будущей постройки, конструируют отдельные элементы для одного проекта или каждая группа детей конструирует свой отдельный проект, обращаются за помощью друг к другу).

    6. Стимулирование инициативы детей, поддержка детских идей (воспитатель уточняет у детей, что нужно сделать, чтобы их проект выглядел реалистично).  

    7. Обсуждение проекта, оценка деятельности (обсуждается прочность конструкций и правильно ли подобраны детали для проекта, тестируется программа, при необходимости вносятся изменения).

     8. Размещение моделей в предметно-пространственной среде группы (модель размещается в предметно-пространственной среде группы в зависимости от тематики проекта).

     9. Фотографирование деятельности и объектов (дети самостоятельно фотографируют результат своего проекта).

    10. Обыгрывание моделей, стимуляция активизации словаря (воспитатель предлагает устроить «тест-драйв» для новых моделей, чтобы продемонстрировать их возможности, дети объединяются в игре).

     Очень важно, что на занятиях по робототехнике дети работают в коллективе: распределяют обязанности, примеряют на себя роли людей различных профессий, учатся взаимодействовать с партнёром при работе в парах, обращаются к сверстникам за помощью. В ходе своей работы ребенок учится наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки, классифицировать, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, делать простейшие выводы и обобщать, что является основными критериями развития логического мышления. Развивается техническое мышление и техническая изобретательность. Роль же педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и оборудовать пространство, направить ребёнка к самостоятельному поиску решения поставленной задачи, помочь в затруднительных ситуациях наводящими вопросами, развивать целеустремленность и уверенность ребёнка в своих силах.

     Как известно, главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Занимаясь робототехникой, ребёнок получает такие знания: у ребенка формируются навыки труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Происходит непосредственное самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому.

     Дети старшего дошкольного возраста воспроизводят не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Занятие робототехникой превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. Одна из задач педагога – раскрыть склонность ребенка к конкретной профессии, вызвать у него желание узнать, как можно больше об этой профессии. Педагог стимулирует ребенка к поиску ответа на такие вопросы как: «для чего все люди работают?», «какую пользу приносят твои родители своим трудом?», «почему ты хочешь работать?», тем самым формируя представления детей о нравственной стороне труда.

     Таким образом, системно организованная работа по внедрению такого инновационного направления как робототехника в образовательный процесс современного детского сада помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о профессиях взрослых, развивать эмоционально-положительное отношение к трудящемуся человеку, сформировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

Список литературы:

  1. Ермохина, О. Опыт профориентационной работы с воспитанниками / О. Ермохина // Беспризорник. — 2021. — № 2. — С. 38-42.
  2. Евдокимова, В.Е. Организация занятий по робототехнике для дошкольников с использованием конструкторов LEGO WEDO / В.Е. Евдокимова, Н.Н. Устинова // Информатика в школе. - 2019. - № 2. - С. 60-64.
  3. Мельникова, М. А. Организация и проведение профориентационной работы / М. А. Мельникова, А. А. Васильев // Среднее проф. образование. — 2021. — № 12. —  С.  37-39.
  4. Манойленко, Е. М. Игра – путешествие «В гостях у мастера Самоделкина»: методическая разработка занятия для детей 5-10 лет / Е. М. Манойленко, М. Г. Мищенко // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 6. — С. 59-60. — Цель: познакомить детей с различными профессиями.

     

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»

В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Очевидна по...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников посредством сюжетно ролевых и игр – ситуаций. "В мире профессий" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет

Цель: дать детям конкретные знания и представления о труде, доступном пониманию дошкольников 3-4 лет и воспитание положительного отношения к труду взрослых....

Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»

Одним из важных направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах направленности труда...

«Организация работы по ранней профориентации дошкольников посредством промышленного туризма»

Одним из важных направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах направленности труда...

Перспективное планирование по инновационной теме "Ранняя профориентация дошкольников посредством ознакомления с профессиями"

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и ...