Консультация для педагогов: "Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями"
консультация
Данную консультатцию можно использовать на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Формы взаимодействия с родителями»
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности этнических стереотипов, чувство обиды – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений,
которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.
Самыми распространенными формами работы с родителями являються:
Коллективные формы - подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
- родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;
- конференции;
- круглые столы;
- экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные форма работы - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников, к ним, относятся:
- педагогические беседы с родителями;
- тематические консультации (проводятся специалистами);
- заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей;
- посещение семьи ребенка;
- переписка с родителями, индивидуальные памятки.
Наглядно-информационные формы - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
- записи бесед с детьми;
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;
- фотографии;
- выставки детских работ;
- стенды, ширмы, папки-передвижки.
При выборе форм работы с родителями рекомендуется учитывать следующее.
Тип семьи:
Многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников); Неклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей без старшего поколения): Неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянница и др):
Полная (наличие обоих родителей):
Псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, школе, на работе).
Сущностные характеристики:
Проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопределенное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются;
Зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, определенное, способствующее росту; стиль общения: уравновешенный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений;
Традиционная или современная (функции традиционной и современной семьи см.выше.)
Образ жизни совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих той или иной личности, группе, обществу. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и.т.д.
При этом необходимо учитывать:
- кому принадлежит доминирующая роль в семье (мать или отец, бабушка со стороны матери, дедушка со стороны отца и т.д.); здесь необходимо обратить внимание на этническую принадлежность семьи;
- характер и стиль семейных отношений (некоторые характеристики стиля семейных отношений представлены в предыдущем разделе).
По нашему мнению, учет перечисленных особенностей необходим для полноценной реализации новой философии работы с родителями.
При организации взаимодействия с семьями целесообразно использовать следующие фазы планирования:
- педагоги должны четко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только ее. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к бедственному положению ДОУ, показать родителям эффективность педагогической работы коллектива ДОУ и т.д. Нарушение педагогом данного положения ведет к результату, обратному ожидаемому;
- каждый работник ДОУ должен четко представлять, какую персональную пользу он получит от этой работы, поскольку при личной заинтересованности в конечном результате деятельность человека целиком и полностью направлена только на достижение данного результата;
- обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, долгосрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет.
Классификация типов родительских отношений и стилей воспитания.
К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семей, относится работа Э.Арутюнянц. По ее мнению, существует три варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу.
Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимодействие - «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.
Распределение семей в данной классификации требует индивидуального подхода к воспитанию ребенка в целом и взаимодействию с семьей. Мы рассмотрим еще несколько, на наш взгляд, существенных классификаций, чтобы понять все разнообразие семейных отношений и необходимость их учета при проведении работы ДОУ с родителями.
Из множества существующих типологий отношений «мать - ребенок» приведем вариант, предложенный С.Броди.
- поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа не стремятся привить ребенку какие - либо бытовые навыки, а ждут, пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уверенности;
- приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему;
- чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отношений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осуществляют жесткий контроль, особенно за навыками опрятности;
- непоследовательное поведение. Матери ведут себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, совершают частые ошибки и плохо его понимают. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности.
Главным в анализе детско-родительских отношений является представление о роли. Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль воспитания.
По мнению В.И.Гарбузова, который отмечает решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей три типа « неправильного воспитания».
По типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестоким контролем, с императивным навязыванием ему единственно «верного» поведения. Тип воспитания «А» может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
По типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, особенно в школе, в ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
По типу В (эгоцентрическое) - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим и членам семьи.
А.Я.Варга по характеру отношения к детям выделяет четыре типа мам.
Спокойная уравновешенная мама - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
Тревожная мама - вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи.
Тоскливая мама - вечно всем недовольна. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло.
Уверенная и властная мама - твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. «Создавая» ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче - к инициативе.
Достаточно интересна классификация пап, представленная А.И.Баркан.
«Папа-мама» - это по-матерински заботливый отец, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается делать это с должным терпением (как это бывает у мам). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым.
«Мама-папа» - главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда «удобно устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«Карабас-Барабас» - Папа - злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Он нервозен и непоследователен. В семье царит страх, а в душе ребенка поселяется тревога. Наказание за содеянное -излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти. Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».
«Крепкий орешек» - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он прав.
«Попрыгунья-стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни - свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него - тяжелая ноша, ребенок - обуза, предмет заботы жены (что хотела - то и получила). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.
«Добрый молодец», «рубаха-парень» - папа, на первый взгляд, и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменять.
«Ни рыба ни мясо», «под каблуком» - это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, где родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность.
К наиболее «типичным» относятся следующие роли:
«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые те готовы выплеснуть друг на друга.
«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке и любовью к нему.
«Беби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он «вечное дитя», от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
«Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
В связи с этим интересна работа американского психоаналитика, социолога и историка Ллойда Демоза, директора института психоистории. Он создал концепцию стилей воспитания и форм взаимодействия между родителями и детьми, связывая их с исторически периодами человечества.
Л.Д.Столяренко выделяет следующие типы «неправильного» воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность - дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влиянием уличных компаний.
Гиперопека - дети вырастают нерешительными, боязливыми, неуверенными. Другой вариант гиперопеки - воспитание по типу «кумира семьи».
Воспитание по типу Золушки» способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
«Жестокое воспитание»-ребенок растет в постоянном страхе, что способствует формированию жестокости, озлобленности, приспособленчеству.
Развитие коммуникативной культуры – непременное условие эффективности взаимодействия педагога с родителями, поскольку низкий уровень коммуникативности, а также отсутствие у воспитателей способности к эмпатии, рефлексии и самоконтролю – основные механизмы, сдерживающие развитие ориентации на качественное взаимодействие с семьей.
Игра-инсценировка «Как поступить?»
Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её другой команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.
(мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями.
Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие п...

Формы взаимодействия воспитателя с родителями
Опыт работы по взаимодействию воспитателя с родителями в детском дошкольном образовательном учреждении....

«Изменение форм взаимодействия воспитателя с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Актуальность. С 1 января 2014г. вступил в силу ФГОС ДО. Он разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ, с учетом Конвенц...

Выступление на семинаре г.Елабуги 2014 Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями.
обмен опытом...

Консультация для педагогов ДОУ "Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями"
Попытка воспитывать детей младшего возраста без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер.А.В.Сухомлинский...

Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями».
Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями»...

Консультация для педагогов "Формы взаимодействия воспитателей с родителями"
Формы взаимодействияпедагогов и родителей. Организация их совместной деятельности и общения....