Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями».
консультация

Кравченко Анна Юрьевна

Консультация для педагогов

«Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-tsiya_dlya_pedagogov.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад №223»

(МБДОУ №223)

пр. Коммунистический,12/4                                                                               тел/факс(863)т.222-13-71

Консультация для педагогов

«Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями»

Подготовил воспитатель:

Кравченко А.Ю.

г. Ростов-на-Дону

Консультация для педагогов ДОУ

«Эффективные формы взаимодействиявоспитателя с родителями»

Попытка воспитывать детей

младшего возраста без помощи

 и поддержки со стороны семьи

подобна сбору листьев граблями

в сильный ветер.

А.В.Сухомлинский

Цель:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов об эффективных формах сотрудничества с родителями в условиях введения ФГОС ДО.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. В семье закладываются основы воспитания, формируется нравственный опыт и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, он приучается осознавать себя полноправным представителем общества, получает первые навыки общения.

В дошкольном учреждении ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

Во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, так как они являются основными социальными заказчиками услуг ДОУ.  А все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие педагогов с родителями:

Bо-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

Педагоги, должны быть уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  В Ст.44 говорится:

  1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений  их развития.

В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

С введением ФГОС ДО родители участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.  Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

       Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогут сплотить вокруг себя родителей.

Главное во взаимодействии – ориентация на результат, который бы отразился на ребёнке.

В педагогике выделяется 4 общих направления работы с родителями:

  1. Традиционное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями, педагогическая гостиная, День открытых дверей, семейный клуб, выявление лучшего опыта семейного воспитания).

Активное собрание родителей может включать:

  • Элементы тренинга («Приветствие»)
  • Мастер-класс
  • Презентацию
  • Видеозапись образовательной работы с детьми
  • Разбор педагогических ситуаций
  • Магнитофонная запись детей

Если организовывать родительские собрания по такой схеме, то родители становятся активными, заинтересованными.

Родительское собрание  традиционно состоит из трёх частей:

  • Вводная часть (цель: организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, создать мотивацию на совместное решение проблемы) – сообщение темы, игры, муз. фон.
  • Основная (начинается с выступления воспитателя группы, других специалистов по теме). Главное, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.
  • Заключительная – «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребёнка в детском саду, проведения досуга, организация совместных мероприятий с детьми.  По окончания собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов.

Рекомендации по проведению собрания:

  1. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
  2. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
  3. Избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждать личность конкретного ребёнка, не следует констатировать неудачи детей.
  4. Вовлекать родителей в обсуждении проблем.

Если родители обращаются к вам за консультацией, нужно помнить, что беседа должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, угроз («вот когда пойдёте в школу, вспомните меня»), обратить внимание на всё хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах. В ходе беседы неуместно сравнивать детей друг с другом, только с успехами и недостатками в сравнении с сегодняшним днём. Результаты беседы не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Для педагогов, как и родителей, существуют определённые табуированные (запретные) слова.

Обвинения, жалобы, демонстрация детской неуспешности:

  • А знаете, ваш ребёнок…
  • Почему вы допускаете, чтобы…
  • Сегодня у вашего ребёнка не получилось…
  • Он сегодня опять…

Погружение родителей в свои проблемы, в своё плохое самочувствие…

  • Я сегодня очень устала …
  • Я себя плохо чувствую…
  • Вы знаете, я не могу ни о чём другом думать, кроме …

В общении с родителями Т.Н. Доронова предлагает придерживаться сл. правил:

- в любое время родители и близкие родственники могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

- воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребёнка;

- все медицинские процедуры проводятся только с согласия родителей.

Данные правила очень актуальны для нашего времени и несомненно вызовут доверие родителей к детскому саду и воспитателям.

2. Информационно-просветительское (консультации, семинары, родительский всеобуч, вечер вопросов и ответов, реклама, газета детского сада, сайты, выпуск информационных буклетов, памяток, брошюр, стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания, библиотечка для родителей).

3. Развивающее общественное направление (участие родителей в педсоветах, родительский комитет, инициативная группа, творческая группа).

4. Интерактивное направление. В настоящее время оно считается приоритетным так как позволяет учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.

Традиционно  взаимодействие  родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной  форме  - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов  взаимодействия  в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:

  • Ставят родителей в активную позицию.
  • Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают об успехах ребёнка и собирают деньги на «нужды» группы, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
  • Их применение  повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.
  • Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна.

Интерактивные формы работы с родителями

  • Круглый стол в форме дискуссии
  • Тренинги для родителей – в ходе которых педагог создаёт условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Важно помнить, что тренинги имеет право организовывать только специалист (психолог).
  • Моделирование игровых и проблемных ситуаций
  • Акции – комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в её решении:

- «Один день без телевизионного насилия и компьютера» в рамках акции: анкетирование с целью выявления у родителей читают ли они детям книги, интервью у детей, групповая выставка «Любимые книги моей семьи», выставка детских рисунков, поделок «По страницам любимых книг», представление семейного опыта по организации домашнего чтения, праздником «Папа, мама, я – самая читающая семья!»;

- «Покормите птиц зимой!»;

- «Ёлочка, зелёная иголочка»;

- «Мой любимый город!»

  • Семейные проекты
  • Мастер-классы – это активная форма обучения родителей, это способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающим передачу родителям опыта, мастерства путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

Тематика мастер-классов:

- «Мастерская Деда Мороза»

 - «Как научить ребёнка рисовать»

- «Играем с пальчиками»

- «Играем вместе с детьми»

- «Лакомства для ума» - развивающие игры для дошкольников»

  • Презентация ДОУ и группы – в результате такой формы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми. Содержание презентации должно отражать:

- программу, по которой работает педагог с детьми, задачи группы;

- информацию о специалистах, работающих с детьми;

- информацию о кружковой работе;

- фрагментарно можно показать все виды деятельности, можно использовать видеофрагмент.

  • Представление семейного опыта воспитания – (изучение опыта родителей по приобщению к домашнему чтению в семье). Было установлено, что опыт других родителей является для остальных наиболее значимым (принести книги, рассказать о времени, когда они читают, об их общении с ребёнком до и после чтения, повторном обращении к чтению, выборе книг.).
  • Родительские вечера – «Чайный вечер», Традиции нашей семьи» и др.
  • Родительский клуб «Поговорим о папе», проект «Рюкзак для добрых пап».

Вручение медалей родительской гордости – «детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ).

«Медаль гордости» - за успехи ребёнка.

«Волшебный цветок мудрости» - в приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители сами вписывают советы, афоризмы, пожелания по обозначенной проблеме («Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым», «Чтобы ребёнок не болел», «В выходной можно пойти с ребёнком»).

Педагогическое интервью с родителями – записывается на диктофон, видеокамеру. Может быть использовано на родительских собраниях («Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?», «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребёнка», «Какой должна быть игровая среда в детском саду?»).

Портрет идеального родителя (воспитателя) – заполняется родителями в приёмной на специальном листе с контуром фигуры человека.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами одно из направлений сотрудничества.

Формы взаимодействия:

  • Участие в экскурсиях, поездках на природу, утренниках, праздниках, ремонте и благоустройству ДОУ (ставите вопрос перед родителями, что в течение месяца вы должны прочитать детям произведение одного из писателей. Затем организуется литературный праздник – «Мама, папа, я – самая читающая семья!»).
  • «Гость группы» (приглашается кто-либо из родителей, и проводят с детьми беседы на разные темы о профессиях, охране здоровья – «Мой папа служил в Армии»).

Вывод: на следующий год предлагаю внедрять в педагогическую деятельность интерактивные формы и методы работы с родителями.

Литература:

- Дошкольная педагогика №1 2014г.стр 54-57. Статья «Нетрадиционные формы работы с родителями» О.В.Шевченко, И.А.Рунева.

- http://a2b2.ru/methods/9551_seminar_sovremennye_formy_vzaimodeystviya_s_

semey_v_svete_fgos

- http://www.myshared.ru/slide/997744/

- https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/09/16/seminar-praktikum-sotsialnoe-partnyorstvo-dou-i-semi-v


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями.

Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие п...

Формы взаимодействия воспитателя с родителями

Опыт работы по  взаимодействию воспитателя с родителями в детском дошкольном образовательном учреждении....

«Изменение форм взаимодействия воспитателя с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Актуальность.      С 1 января 2014г. вступил в силу  ФГОС ДО.   Он разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства РФ, с учетом Конвенц...

Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями.

Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендоват...

Консультация для педагогов ДОУ "Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями"

Попытка воспитывать детей младшего возраста без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер.А.В.Сухомлинский...

Консультация для педагогов "Формы взаимодействия воспитателей с родителями"

Формы взаимодействияпедагогов и родителей. Организация их совместной деятельности и общения....