«Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников»
учебно-методический материал
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, я предлагаю обсудить очень важную тему и приглашаю на мастер-класс «Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников».
Детский сад – это первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) предполагает взаимодействие педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся.
Каковы же цели такого взаимодействия? (ответы педагогов).
Цели взаимодействия:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Каковы же направления взаимодействия с семьей? С чего мы начинаем работу с родителями?
Основные направления взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО:
1.Диагностико-аналитическое. Получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка, а также планирование работы с семьёй с учётом результатов проведённого анализа.
2.Просветительское. Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определённого возраста.
3.Консультационное. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом и другим.
Гармоничное развитие ребёнка происходит в составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, защищённости, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад.
Главная цель:
– профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций.
От слаженной работы педагога с родителями зависит успех воспитания наших детей. И подчас приходится сталкиваться с разными родителями.
Педагог: А сейчас, подумайте и запишите на листочках, какие положительные качества вам помогают взаимодействовать с родителями.
Упражнение-рефлексия «Мое лучшее качество»
Участникам раздаются стикеры в виде сердечек, на которых предлагается написать то положительное качество, которое помогает им взаимодействовать с родителями.
Родители бывают разные. Порой приходится мириться с их отрицательными чертами характера и качествами личности, принимать такими, какие они есть. Но мы всегда должны оставаться грамотными, воспитанными, сдержанными и тактичными людьми и помнить «6 не» в работе с родителями.
1. Не выносите суждений.
2. Не поучайте.
3. Не ставьте «диагноз».
4. Не выпытывайте.
5. Не разглашайте «тайну».
6. Не провоцируйте конфликты.
Педагог: Давайте вместе подумаем, как мы можем понять, что работа с родителями проводится эффективно? Какие действия или бездействия родителей «говорят» нам об этом?
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют.
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем.
Педагог: Какие же традиционные формы работы с родителями мы используем?
Традиционные формы:
родительские собрания, педагогические консультации, конференции, дни открытых дверей, посещение педагогом семьи, беседы.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты работы ДОО, вопросы нравственного воспитания и др.
Консультации. Целями консультации являются: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Конференции. Основная цель - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое способствует просвещению семьи по различным вопросам и концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи.
Родительское собрание (встреча) – это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
Напомню, общие собрания проводятся 2 раза в год, групповые – 1 раз в квартал.
Одним из важных этапов подготовки родительской встречи является создание атмосферы ожидания родительского собрания. Важно заблаговременно пригласить родителей. Подготовить мини-презентации, освещающие жизнь детей в детском саду, очень работает приём, когда родителям рассылаются по электронной почте презентации, видеоролики о жизни детей в группе.
Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах, выставках.
• Изготовить памятки, буклеты с советами.
• Оформить помещение для проведения родительского собрания.
Схему классификации нетрадиционных форм взаимодействия предлагает Татьяна Викторовна Кротова в своей книге «Родительские собрания в ДОУ». Автором выделяются следующие нетрадиционные формы общения:
1. «Педагогическая лаборатория».
2. «Педагогический капустник».
3. «Читательская конференция».
4. «Аукцион».
5. «Семинар-практикум».
6. «Душевный разговор».
7. «Мастер-класс».
8. «Ток-шоу».
9. «Вечера вопросов и ответов».
Какую бы форму взаимодействия с родителями мы не выбрали, всегда должны помнить, что модель проведения родительской встречи одна.
«Модель проведения родительских собраний»
1. Цель.
2. Задачи.
3. Форма проведения.
4. Участники.
5. Оборудование и наглядность.
6. Подготовительный этап.
7. Ход мероприятия или повестка собрания.
8. Подведение итогов: рефлексия, обмен мнениями.
Практическая деятельность. Каждая группа педагогов разрабатывает модель родительской встречи по приготовленной к собранию афише и представляет данную модель.
Педагог: Предлагаю попрактиковаться в изготовлении афиши-приглашения на родительскую встречу. Ведь это одно из немаловажных условий успешного родительского собрания.
На столах перед вами лежат подсказка, с помощью которой мы сегодня с вами подготовим афишу-приглашение, но сначала освежим в памяти информацию.
Любое собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное».
Вводная часть призвана организовать родителей, замотивировать их на совместное решение проблемы.
Основную часть собрания также можно разделить на несколько этапов:
1. Дискуссия.
Важно во время беседы не рассматривать большое количество вопросов и ситуаций. Необязательно, чтобы в дискуссии приняли участие все родители.
Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей, предлагать родителям просмотр видеофрагментов совместной организованной деятельности, игр, прогулок и т.д.
2. Обмен опытом.
Во время обсуждения темы родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.
3. Работа с памятками.
Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты.
4. Деловая игра «О чём бы вы поговорили?»
Решение различных ситуаций.
5. «Острое блюдо».
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы. Дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, если вопрос достался родителю, не желающему отвечать, он вправе передать вопрос дальше.
6. Выступление специалистов.
7. Конкурсы. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей.
Подведение итогов конкурсов, участия в акции.
8. Практическая часть «Золотые руки».
Выполнение практических заданий по теме собрания.
В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и дошкольного учреждения. По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Подведение итогов собрания – рефлексия, обмен мнениями.
В ходе рефлексии можно использовать приём «Чудесная сумка». Родителям предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретённых сегодня знаний.
Педагог: В заключении нашей встречи, предлагаю провести рефлексию «Архиватор 3, 2, 1».
Назовите 3 момента, понравившихся больше всего.
Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ».
Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Дети-инвалиды испытывают повышенную...
«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»
laquo;Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»...
Презентация "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС"
Из опыта работы...
Методическое пособие "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
В предлагаемом методическом пособии представлены механизмы реализации эффективных форм взаимодействия с родителями.В пособии представлены практические материалы из опыта работы педагогов Муницип...
Эффективные формы взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Деятельность родителей и педагогических работников , направленная на воспитание, развитие и обучение детей, может быть успешной только в том случа, если и родители, и дошкольное учреждение станут союз...
Презентация. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования....
Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»
Доклад на выступление городского методического объединения на тему: «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»...