Консультация для педагога Историческое просвещение дошкольников
консультация
Историческое просвещение формирует у детей базовые знания об истории и культуре своей страны, развивает чувство патриотизма, уважение к прошлому, а также национальной культуре. В контексте дошкольного образовательного учреждения оно имеет особенности, так как работа с дошкольниками требует подхода, который учитывает возрастные и психоэмоциональные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Историческое просвещение дошкольников
В рамках исторического просвещения педагог прививает детям любовь к родной культуре и уважение к народам других стран, воспитывает чувство патриотизма. Они знакомятся с прошлым своей страны, ее выдающимися героями. Это позволяет сформировать у них целостную картину мира, правильные ориентиры и ценности. Такие занятия в ДОО требуют особого подхода: важно учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, психоэмоциональное состояние, опыт, который они имеют. Также важно грамотно подбирать и использовать иллюстративные материалы и методы работы.
Как включить историческое просвещение в ОП ДО
Согласно планируемым результатам освоения ФОП ДО, к концу дошкольного периода ребенок должен иметь представления о важных исторических событиях Отечества и о многообразии стран и народов мира (п 15.4 ФОП ДО). Это отвечает задачам исторического просвещения. Историческое просвещение дошкольников необходимо выстраивать последовательно в рамках реализации ОП ДО. При этом есть задачи, которые не входят в обязательную часть программы.
В программах дошкольного образования в разделе «ФЭМП» есть задача сформировать у детей начальные пространственные и временные представления. ФОП ДО ставит перед педагогами задачу сформировать к семи годам представления о различных временных интервалах – день, месяц, год; годичном цикле смены времен года, их характерных признаках. Модульные программы могут предлагать формировать у детей более широкий круг знаний и включать знакомство с календарем, практики измерения времени и знакомство с единицами измерения, со словами, которые обозначают в быту текущее время. Например, вчера – позавчера.
Историческое просвещение – как и курсы истории – можно разделить на знакомство с отечественной историей и историей других стран, которое имеет познавательные и воспитательные цели. Такое разделение поможет педагогам спланировать работу с детьми.
Цели исторического просвещения дошкольников
Цели | История России | История других стран |
Познавательные |
|
|
Воспитательные |
и созидателя, ответственного за будущее своей страны
|
|
Какие материалы и приемы использовать
Выбор иллюстративных, дидактических и других материалов в рамках исторического просвещения зависит от возраста воспитанников. Но главная задача, которая стоит перед педагогом, – выбрать качественный иллюстративный материал. Он должен обладать подлинной художественной ценностью, но быть понятным и интересным дошкольникам. Например, ребенок может не понять жизнеописания или летопись: для его возраста больше подходят былины. Не менее важен выбор методических приемов. Они помогают адаптировать даже сложную информацию для восприятия дошкольников. Например, в биографии исторических героев стоит сделать акцент на детстве – понятном для воспитанников периоде.
Какие методические приемы использовать в рамках исторического просвещения:
1.Соединяйте познавательное содержание с продуктивной творческой деятельностью детей. Чтобы закрепить новую информацию, обсудите ее с детьми. Затем дайте возможность воспитанникам пережить ее через творческую продуктивную деятельность. Например, рисование, лепку или театрализацию.
2.Используйте биографический метод. В рамках темы занятия знакомьте детей с жизнеописаниями выдающихся людей. Подбирайте такой биографический материал, который заинтересует и привлечет внимание дошкольников. Например, включайте в рассказы разные эпизоды из детства и описание наиболее ярких подвигов.
3.Опирайтесь на художественную литературу. На примере сказок дети осваивают понятия добра и зла. Например, в русских сказках образцовый герой проявляет смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, природе, растениям и животным, терпение, трудолюбие. Круг исторических произведений, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста, ограничен. В первую очередь это былины.
4.Включайте в занятия региональный компонент. Знакомство с культурой и историей страны и мира следует начинать с малой родины. Обратитесь к творчеству местных поэтов и писателей. Расскажите детям об истории родного города или поселка, достопримечательностях.
Как отбирать и использовать материал для исторического просвещения
дошкольников:
1.Отбирайте высокоэстетичный материал, который вызовет у детей эмоциональный отклик. В основе содержания исторического просвещения лежат культурологический принцип и принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов. Поэтому используйте фрагменты кинофильмов, художественных репродукций, качественных слайдов с учетом возраста воспитанников. Это позволит поддержать интерес детей к теме занятия.
2.Включайте народную культуру в быт детей. В жизни современного ребенка она прежде всего образует эстетический и эмоциональный фон. Веселые народные потешки и прибаутки, игры, приговорки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства создают атмосферу тепла и радости. Они способствуют восстановлению психоэмоционального равновесия воспитанников младших групп, когда сила образного «запечатления» особенно велика. Эта культура образует чувственный «фундамент» патриотизма.
3.Знакомьте детей с подлинниками. Материал должен обладать подлинной художественной ценностью. Организуйте экскурсии в музей, отправьтесь с детьми в театр, на концерт. Чтобы познакомить воспитанников с каким-либо народным промыслом, показывайте его подлинные образцы. В первую очередь расскажите о ремеслах, которыми славится ваш регион. Сделайте культуру объектом познания для воспитанников старших групп. Рассказывайте детям о том, как отмечали тот или иной праздник, во что верили и как жили наши предки.
4.Адаптируйте материал под современного ребенка. Психологически остро стоит вопрос о знакомстве детей с обрядами дохристианского происхождения. Ребенок не может воспринимать их буквально. Занятия нужно строить так, чтобы дошкольник имел возможность воспринимать эту информацию как сказку или игру, не отождествлять ее полностью с реальностью.
5.Преподносите материал целостно. В дошкольном возрасте произведения искусства не должны подвергаться расчленяющему анализу. Задача педагога – пробуждать и развивать в детях способность эмоционально откликаться на произведения искусства, чувствовать отношение или настроение, которое стремился передать автор.
Как последовательно организовать историческое просвещение детей с учетом их возраста
Представление об историческом времени педагоги начинают формировать у детей с 5 лет. В этом возрасте дошкольники уже понимают взаимосвязь прошлого и будущего, воспринимают линейную последовательность. Упорядочивание знакомых сюжетов. Перед тем как переходить к глобальным событиям в жизни страны и мира, педагог учит детей упорядочивать простые и знакомые сюжеты. Например, сказки. Для этого он распечатывает иллюстрации или рисует их с детьми. Дошкольники расставляют их так, чтобы получилась последовательная история. Пытаются восстановить собственную линию жизни: узнают у семьи, каким они были в раннем детстве. Отправной точкой исторического просвещения может стать проект, в котором дети составляют свое генеалогическое древо. Пока ребенок ищет информацию о своих предках и расспрашивает родителей, он неизбежно сталкивается с историческими реалиями страны. Например, узнает о героях Великой Отечественной войны в своей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/02/picture-44695.jpg)
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ....
Консультация для педагогов."Подготовка руки дошкольника к письму".
На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-376126-1389121254.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Приобщение дошкольников к детской художественной литературе"
Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/09/picture-554801-1583760918.jpg)
Консультация для педагогов «Книги для дошкольников. Что и зачем нужно читать дошкольникам»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка» Консультация для педагог...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-1107167-1548576586.jpg)
Консультация для педагогов «Педагогическое просвещение родителей с целью формирования у дошкольников основ валеологической культуры»
Технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздор...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/03/picture-1244896-1588509220.jpg)
Консультация для педагогов «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/10/picture-1197968-1575989628.jpg)
Консультация для педагогов "Как познакомить дошкольников с историческим прошлым России"
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет ак...