Консультация для педагога Историческое просвещение дошкольников
консультация

Каштанова Юлия Анатольевна

Историческое просвещение формирует у детей базовые знания об истории и культуре своей страны, развивает чувство патриотизма, уважение к прошлому, а также национальной культуре. В контексте дошкольного образовательного учреждения оно имеет особенности, так как работа с дошкольниками требует подхода, который учитывает возрастные и психоэмоциональные особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Историческое просвещение дошкольников

В рамках исторического просвещения педагог прививает детям любовь к родной культуре и уважение к народам других стран, воспитывает чувство патриотизма. Они знакомятся с прошлым своей страны, ее выдающимися героями. Это позволяет сформировать у них целостную картину мира, правильные ориентиры и ценности. Такие занятия в ДОО требуют особого подхода: важно учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, психоэмоциональное состояние, опыт, который они имеют. Также важно грамотно подбирать и использовать иллюстративные материалы и методы работы.

Как включить историческое просвещение в ОП ДО

Согласно планируемым результатам освоения ФОП ДО, к концу дошкольного периода ребенок должен иметь представления о важных исторических событиях Отечества и о многообразии стран и народов мира (п 15.4 ФОП ДО). Это отвечает задачам исторического просвещения. Историческое просвещение дошкольников необходимо выстраивать последовательно в рамках реализации ОП ДО. При этом есть задачи, которые не входят в обязательную часть программы.

В программах дошкольного образования в разделе «ФЭМП» есть задача сформировать у детей начальные пространственные и временные представления. ФОП ДО ставит перед педагогами задачу сформировать к семи годам представления о различных временных интервалах – день, месяц, год; годичном цикле смены времен года, их характерных признаках. Модульные программы могут предлагать формировать у детей более широкий круг знаний и включать знакомство с календарем, практики измерения времени и знакомство с единицами измерения, со словами, которые обозначают в быту текущее время. Например, вчера – позавчера.

Историческое просвещение – как и курсы истории – можно разделить на знакомство с отечественной историей и историей других стран, которое имеет познавательные и воспитательные цели. Такое разделение поможет педагогам спланировать работу с детьми.

Цели исторического просвещения дошкольников

Цели

История России

История других стран

Познавательные

  • Дать представление об историческом времени
  • Организовать образовательные циклы:
  • «Родина наша – колыбель героев»
  • «Ученье – свет»
  • «Человек славен трудом»
  • «Символы России»
  • «Региональная история, культурные традиции»
  • Дать представление об историческом времени
  • Познакомить с яркими явлениями культуры других стран: письменность, танец, музыка, национальный костюм, традиции трапезы, национальная кулинария, художественная литература, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, театр и киноискусство. Национальные игры
  • Дать представление об участии других стран в современной хозяйственной жизни других государств. В том числе – России (импортируемые продукты, товары)

Воспитательные

  • Содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества

и созидателя, ответственного за будущее своей страны

  • Содействовать становлению национального самосознания и идентичности
  • Воспитывать патриотические чувства – гордость за историю своих предков
  • Формировать первичную картину мира на основе традиционных ценностей, познавательное воспитание
  • Приобщать к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России
  • Воспитывать уважение к представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности
  • Воспитывать уважительное отношение к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну) –познавательное воспитание
  • Расширять опыт эстетического восприятия
  • Воспитывать интерес и уважение к культурам других стран

Какие материалы и приемы использовать

Выбор иллюстративных, дидактических и других материалов в рамках исторического просвещения зависит от возраста воспитанников. Но главная задача, которая стоит перед педагогом, – выбрать качественный иллюстративный материал. Он должен обладать подлинной художественной ценностью, но быть понятным и интересным дошкольникам. Например, ребенок может не понять жизнеописания или летопись: для его возраста больше подходят былины. Не менее важен выбор методических приемов. Они помогают адаптировать даже сложную информацию для восприятия дошкольников. Например, в биографии исторических героев стоит сделать акцент на детстве – понятном для воспитанников периоде.

Какие методические приемы использовать в рамках исторического просвещения:

1.Соединяйте познавательное содержание с продуктивной творческой деятельностью детей. Чтобы закрепить новую информацию, обсудите ее с детьми. Затем дайте возможность воспитанникам пережить ее через творческую продуктивную деятельность. Например, рисование, лепку или театрализацию.

2.Используйте биографический метод. В рамках темы занятия знакомьте детей с жизнеописаниями выдающихся людей. Подбирайте такой биографический материал, который заинтересует и привлечет внимание дошкольников. Например, включайте в рассказы разные эпизоды из детства и описание наиболее ярких подвигов.

3.Опирайтесь на художественную литературу. На примере сказок дети осваивают понятия добра и зла. Например, в русских сказках образцовый герой проявляет смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, природе, растениям и животным, терпение, трудолюбие. Круг исторических произведений, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста, ограничен. В первую очередь это былины.

4.Включайте в занятия региональный компонент. Знакомство с культурой и историей страны и мира следует начинать с малой родины. Обратитесь к творчеству местных поэтов и писателей. Расскажите детям об истории родного города или поселка, достопримечательностях.

Как отбирать и использовать материал для исторического просвещения

дошкольников:

1.Отбирайте высокоэстетичный материал, который вызовет у детей эмоциональный отклик. В основе содержания исторического просвещения лежат культурологический принцип и принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов. Поэтому используйте фрагменты кинофильмов, художественных репродукций, качественных слайдов с учетом возраста воспитанников. Это позволит поддержать интерес детей к теме занятия.

2.Включайте народную культуру в быт детей. В жизни современного ребенка она прежде всего образует эстетический и эмоциональный фон. Веселые народные потешки и прибаутки, игры, приговорки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства создают атмосферу тепла и радости. Они способствуют восстановлению психоэмоционального равновесия воспитанников младших групп, когда сила образного «запечатления» особенно велика. Эта культура образует чувственный «фундамент» патриотизма.

3.Знакомьте детей с подлинниками. Материал должен обладать подлинной художественной ценностью. Организуйте экскурсии в музей, отправьтесь с детьми в театр, на концерт. Чтобы познакомить воспитанников с каким-либо народным промыслом, показывайте его подлинные образцы. В первую очередь расскажите о ремеслах, которыми славится ваш регион. Сделайте культуру объектом познания для воспитанников старших групп. Рассказывайте детям о том, как отмечали тот или иной праздник, во что верили и как жили наши предки.

4.Адаптируйте материал под современного ребенка. Психологически остро стоит вопрос о знакомстве детей с обрядами дохристианского происхождения. Ребенок не может воспринимать их буквально. Занятия нужно строить так, чтобы дошкольник имел возможность воспринимать эту информацию как сказку или игру, не отождествлять ее полностью с реальностью.

5.Преподносите материал целостно. В дошкольном возрасте произведения искусства не должны подвергаться расчленяющему анализу. Задача педагога – пробуждать и развивать в детях способность эмоционально откликаться на произведения искусства, чувствовать отношение или настроение, которое стремился передать автор.

Как последовательно организовать историческое просвещение детей с учетом их возраста

Представление об историческом времени педагоги начинают формировать у детей с 5 лет. В этом возрасте дошкольники уже понимают взаимосвязь прошлого и будущего, воспринимают линейную последовательность. Упорядочивание знакомых сюжетов. Перед тем как переходить к глобальным событиям в жизни страны и мира, педагог учит детей упорядочивать простые и знакомые сюжеты. Например, сказки. Для этого он распечатывает иллюстрации или рисует их с детьми. Дошкольники расставляют их так, чтобы получилась последовательная история. Пытаются восстановить собственную линию жизни: узнают у семьи, каким они были в раннем детстве. Отправной точкой исторического просвещения может стать проект, в котором дети составляют свое генеалогическое древо. Пока ребенок ищет информацию о своих предках и расспрашивает родителей, он неизбежно сталкивается с историческими реалиями страны. Например, узнает о героях Великой Отечественной войны в своей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ»

Консультация для педагогов«Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ДОУ....

Консультация для педагогов."Подготовка руки дошкольника к письму".

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего научить правиль­но сидеть при письме, правильно держать...

Консультация для педагогов ДОУ "Приобщение дошкольников к детской художественной литературе"

Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это ...

Консультация для педагогов «Книги для дошкольников. Что и зачем нужно читать дошкольникам»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениемуниципального образования г. Нягань «Детский  сад  №10 «Дубравушка»   Консультация для педагог...

Консультация для педагогов «Педагогическое просвещение родителей с целью формирования у дошкольников основ валеологической культуры»

Технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздор...

Консультация для педагогов «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...

Консультация для педагогов "Как познакомить дошкольников с историческим прошлым России"

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет ак...