Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
материал по основам финансовой грамотности

Рудь Любовь Викторовна

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Формирование финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Рудь Л.В.

 «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».  

 Бертольд Авербах

        

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.

Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

 «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи:

- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ;

- побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.

Оборудование: презентация, ноутбук, доска, карточки с буква «У» и «Т», денежные купюры, фломастеры, лист А4, мяч, черный ящик, кошелек, памятки.

Ведущий: - Сегодня я Вам расскажу про игровую финансовую технологию, это организация педагогического процесса, форме различных педагогических игр. Любую сложную тему, можно объяснить и усвоить с помощью игр.

Ход мастер–класса

Ведущий: - Что значит экономить? Как Вы думаете, знают ли дети - это понятие?

- Понимают ли они значение этого слова? Давайте послушаем стихотворение…

Маму в магазин

Провожает сын.

Три рубля он ей дает:

- Вот!

Купи мне самолет!

А еще -

Ружье,

Лопатку,

Танк,

Лошадку,

Шоколадку,

Самосвал,

Тетрадки,

Краски,

Маски,

Сказки и салазки!..

Постарайся

Не забыть!

А на сдачу

Можно даже

И свистульку

Мне купить!

Ведущий: - Как вы думаете, понимает ли ребенок значение слова экономить? Понимает ли он, что сколько денег нужно для того чтобы купить весь список, который он озвучил маме?

- А если малыш будет четко понимать, что деньги зарабатываются трудом, и что каждая вещь или продукт имеет свою стоимость, он быстрее будет осознавать устройство взрослого мира и будет понимать, что не всегда можно купить то, что захочется.

- Уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики. Работа предстоит сложная, но интересная.

Практическая часть

Ведущий: - Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

5. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

        Ведущий: - Уважаемые коллеги! Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

  1. В какой сказке жадность оставила медвежат без обеда?

«Три медведя»

  1. Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут? «Буратино»
  2. Назовите сказку о волшебном олене, у которого было особенное копытце, с помощью которого можно добывать драгоценные камни.
  3. В какой сказке на трех сундуках с медными, серебряными и золотыми
    монетами сидели  собаки. 
    «Огниво»
  4. Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке «Муха-Цокотуха»?
  5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
  6. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

Ведущий: - Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. 

Ведущий: - Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать - пословицы. Предлагаю Вам по картинке отгадать пословицу.

1. Деньги куры не клюют.

2. Деньги на ветер.

3. Деньги лопатой гребут.

4. Копейка рублю бережет.

5. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

6. Деньги любят счет.

Ведущий: - Пословицы и поговорки — это как маленький рассказ, формулирующие многовековую народную мудрость. Предлагаю вам продолжить пословицу…

  1. Уговор…дороже денег.
  2. Скупой платит …дважды
  3.  Хороший товар сам себя …хвалит
  4. Считай деньги, не отходя от …кассы
  5. Будешь крутиться – будут и денежки …водиться

Ведущий: - Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательной деятельности.

- Эти игры развивают в логическом мышлении знания экономических пословиц трудолюбие, уважительное отношение к труду взрослых. Дети думают, что на деньги можно купить все что хочешь. Так ли это как вы думаете?

- Я предлагаю вам проверить, перед вами лежит лист бумаги, нарисуйте пожалуйста мне яблоко… переверните листочек, на обратной стороне нарисуйте грушу. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте и яблоко, и грушу. Что же вы растерялись, можно вырезать сразу два фрукта?

- Конечно же, это невозможно, потому что лист бумаги один, и, если бы изначально вы хотели бы вырезать два рисунка, значит нужно было бы заранее спланировать. Так и с деньгами любую покупку, нужно планировать.

Ведущий: - Уважаемые коллеги! Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем. 

- Предлагаю поиграть в игру «Услуги и товары».

Перед Вами лежат карточки «У» и «Т». У - услуга, Т- товар.

Вы знаете, что такое услуга и товар?

Услуга - это деятельность, товар - предмет, который можно купить или продать.

Швея - услуга и товар, доярка - товар, парикмахер - услуга, гончар -товар, каменщик - товар и услуга, врач - услуга, а мы с вами - услуга.

Ведущий: - Деньги, любимая тема в экономике.

Предлагаю поиграть в антонимы.

Доход - расход, дешево - дорого, продавец - покупатель, прибыль - убыль, скупой - щедрый, богатство - бедность, экономить - тратить.

Эта игра не требует подготовки, но поможет развить логическое мышление, обогатить словарный запас ребенка в сфере экономических понятий.

Ведущий: - Уважаемые коллеги! А сейчас черный ящик. Нужно угадать, что в черном ящике. Этот предмет есть у людей, в нём лежат деньги, женщины его носят в сумочке, а мужчины в кармане (кошелек).

- Сегодня я познакомила вас с играми, которые вы можете использовать в работе по формирования финансовой грамотности дошкольников.

Ведущий: - В начале мастер класса я вам раздала банкноты экономического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги вы вложили с пользой:

- если мастер класс был полезный и интересный, то вложите свою денежку ко мне в банкомат, и тогда вам набегут методические проценты;

- если кому-то мастер класс был не очень полезен, то положите под подушку, может пригодится, когда-нибудь достать;

- если по вашему мнению, вы время провели зря, то закопайте в огороде, и пусть ждет своего часа.

- И в заключении хочу вам вручить памятки, где я записала все дидактические игры, которые вы можете использовать в своей работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Мастер-класс для воспитателей. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Давай детям столько денег, чтобы они делали что-то,а не столько, чтобы они не делали ничего.Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возника...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – ...

Брейн-ринг для педагогов "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

     Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течении продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в ...