Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
материал по основам финансовой грамотности
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_vospitateley.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Формирование финансовой грамотности
у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Рудь Л.В.
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».
Бертольд Авербах
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.
Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, наставником, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
«А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи:
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОУ;
- побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДОУ.
Оборудование: презентация, ноутбук, доска, карточки с буква «У» и «Т», денежные купюры, фломастеры, лист А4, мяч, черный ящик, кошелек, памятки.
Ведущий: - Сегодня я Вам расскажу про игровую финансовую технологию, это организация педагогического процесса, форме различных педагогических игр. Любую сложную тему, можно объяснить и усвоить с помощью игр.
Ход мастер–класса
Ведущий: - Что значит экономить? Как Вы думаете, знают ли дети - это понятие?
- Понимают ли они значение этого слова? Давайте послушаем стихотворение…
Маму в магазин
Провожает сын.
Три рубля он ей дает:
- Вот!
Купи мне самолет!
А еще -
Ружье,
Лопатку,
Танк,
Лошадку,
Шоколадку,
Самосвал,
Тетрадки,
Краски,
Маски,
Сказки и салазки!..
Постарайся
Не забыть!
А на сдачу
Можно даже
И свистульку
Мне купить!
Ведущий: - Как вы думаете, понимает ли ребенок значение слова экономить? Понимает ли он, что сколько денег нужно для того чтобы купить весь список, который он озвучил маме?
- А если малыш будет четко понимать, что деньги зарабатываются трудом, и что каждая вещь или продукт имеет свою стоимость, он быстрее будет осознавать устройство взрослого мира и будет понимать, что не всегда можно купить то, что захочется.
- Уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики. Работа предстоит сложная, но интересная.
Практическая часть
Ведущий: - Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
5. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)
7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)
Ведущий: - Уважаемые коллеги! Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.
- В какой сказке жадность оставила медвежат без обеда?
«Три медведя»
- Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут? «Буратино»
- Назовите сказку о волшебном олене, у которого было особенное копытце, с помощью которого можно добывать драгоценные камни.
- В какой сказке на трех сундуках с медными, серебряными и золотыми
монетами сидели собаки. «Огниво» - Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке «Муха-Цокотуха»?
- Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
- В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?
«Репка»
Ведущий: - Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Ведущий: - Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать - пословицы. Предлагаю Вам по картинке отгадать пословицу.
1. Деньги куры не клюют.
2. Деньги на ветер.
3. Деньги лопатой гребут.
4. Копейка рублю бережет.
5. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.
6. Деньги любят счет.
Ведущий: - Пословицы и поговорки — это как маленький рассказ, формулирующие многовековую народную мудрость. Предлагаю вам продолжить пословицу…
- Уговор…дороже денег.
- Скупой платит …дважды
- Хороший товар сам себя …хвалит
- Считай деньги, не отходя от …кассы
- Будешь крутиться – будут и денежки …водиться
Ведущий: - Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о их ценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательной деятельности.
- Эти игры развивают в логическом мышлении знания экономических пословиц трудолюбие, уважительное отношение к труду взрослых. Дети думают, что на деньги можно купить все что хочешь. Так ли это как вы думаете?
- Я предлагаю вам проверить, перед вами лежит лист бумаги, нарисуйте пожалуйста мне яблоко… переверните листочек, на обратной стороне нарисуйте грушу. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте и яблоко, и грушу. Что же вы растерялись, можно вырезать сразу два фрукта?
- Конечно же, это невозможно, потому что лист бумаги один, и, если бы изначально вы хотели бы вырезать два рисунка, значит нужно было бы заранее спланировать. Так и с деньгами любую покупку, нужно планировать.
Ведущий: - Уважаемые коллеги! Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.
- Предлагаю поиграть в игру «Услуги и товары».
Перед Вами лежат карточки «У» и «Т». У - услуга, Т- товар.
Вы знаете, что такое услуга и товар?
Услуга - это деятельность, товар - предмет, который можно купить или продать.
Швея - услуга и товар, доярка - товар, парикмахер - услуга, гончар -товар, каменщик - товар и услуга, врач - услуга, а мы с вами - услуга.
Ведущий: - Деньги, любимая тема в экономике.
Предлагаю поиграть в антонимы.
Доход - расход, дешево - дорого, продавец - покупатель, прибыль - убыль, скупой - щедрый, богатство - бедность, экономить - тратить.
Эта игра не требует подготовки, но поможет развить логическое мышление, обогатить словарный запас ребенка в сфере экономических понятий.
Ведущий: - Уважаемые коллеги! А сейчас черный ящик. Нужно угадать, что в черном ящике. Этот предмет есть у людей, в нём лежат деньги, женщины его носят в сумочке, а мужчины в кармане (кошелек).
- Сегодня я познакомила вас с играми, которые вы можете использовать в работе по формирования финансовой грамотности дошкольников.
Ведущий: - В начале мастер класса я вам раздала банкноты экономического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги вы вложили с пользой:
- если мастер класс был полезный и интересный, то вложите свою денежку ко мне в банкомат, и тогда вам набегут методические проценты;
- если кому-то мастер класс был не очень полезен, то положите под подушку, может пригодится, когда-нибудь достать;
- если по вашему мнению, вы время провели зря, то закопайте в огороде, и пусть ждет своего часа.
- И в заключении хочу вам вручить памятки, где я записала все дидактические игры, которые вы можете использовать в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель: раскрыть сущность...
Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...
Мастер-класс для воспитателей. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Давай детям столько денег, чтобы они делали что-то,а не столько, чтобы они не делали ничего.Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возника...
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно – ...
Брейн-ринг для педагогов "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течении продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в ...