Взаимодействие с родителями дошкольников в свете требований ФГОС
методическая разработка
Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Многолетняя дискуссия идёт о роли семейного и общественного воспитания. Советская эпоха твердо стояла на общественном воспитании. А вот только недавно мы все протестовали против такого названия: оказание услуг, мы не хотели обслуживать, помните? Сегодня перед профессиональным сообществом снова стоит вопрос: какова функция педагога по отношению к родителям? Чем характеризуется взаимодействие с родителями на современном этапе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_dou.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактив (диалог)
Организация взаимодействия с родителями в свете требований ФГОС ДО
Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Многолетняя дискуссия идёт о роли семейного и общественного воспитания. Советская эпоха твердо стояла на общественном воспитании. А вот только недавно мы все протестовали против такого названия: оказание услуг, мы не хотели обслуживать, помните? Сегодня перед профессиональным сообществом снова стоит вопрос: какова функция педагога по отношению к родителям? Кто он: консультант, наставник или просветитель?
Ответ на этот вопрос дают нам нормативные правовые акты. В первую очередь – какие? (Закон об обр., ФГОС ДО и ФОП ДО) Предлагаю нам их выборочно расставить акценты ещё раз (раздаю каждому памятку №1).
-Что говорит Закон о родителях? О педагогах?
-Что конкретизируют ФГОС ДО и ФОП ДО?
Вывод: Закон определяет права родителей в вопросах образования детей, а ФГОС ДО и ФОП ДО конкретизируют содержание, формы и задачи взаимодействия педагогов с семьями.
- Как вы считаете, почему –возникло противоречие (родители другие!)
Помогать родителям, но не нарушать их право на обучение и воспитание детей
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определил приоритетную роль родителей в образовании и завершил многолетнюю дискуссию о роли семейного и общественного воспитания. Изменилось отношение к семье – она признана мощным воспитательным институтом.
Цель взаимодействия с родителями: (на экране)
Сегодня родители другие: они мобильны, у каждого родителя есть доступ к огромному массиву информации в различных областях знаний, но не каждый готов и может соотносить ее с реальными жизненными ситуациями и грамотно применять. Как и пятьдесят, и сто, и более лет назад родители совершают ошибки в воспитании детей и нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке.
–Предлагаю проанализировать, в чем же современность, т.е. инновационность подходов? (короткие ответы).
Мы определяем современные подходы к работе с родителями так: не учить, не наставничать. Мы, в нашем ДОУ нашли для себя такой ответ: Стать квалифицированными помощниками родителей в развитии и образовании детей.
Задачи: (на экране)
Предлагаю подробнее задачи посмотреть на экране
-Уважаемые руководители, давайте вместе определим, а какая задача совершенно новая, ранее не было такой? (о воспитательном потенциале родителей, об их положительном ресурсе). Вот это и есть, наряду с уже всегда существовавшими направлениями, то новое направление, с которым мы ранее не работали. Хочу подчеркнуть это новшество- помочь родителям раскрыть их воспитательный потенци
-Как это сделать? Кто уже для себя чётко определил? (короткие ответы гостей)
-Как же решать эти задачи? Конечно, ФОП ДО даёт нам ответ: через 3 основных направления:
- Для себя мы ещё чётко определили следующий важный аспект:
Только в комплексе диагностико-аналитическое, просветительское и консультационное направления взаимодействия с семьями воспитанников помогут ДОО стать неотъемлемым квалифицированным помощником родителей в развитии и образовании детей.
-Предлагаю проанализировать памятку №2
-Как вы считаете: почему это направление признано первым, а значит, очень важным?
Диагностико-аналитическое направление. Педагогическая деятельность всегда строится на диагностической основе. Процесс взаимодействия с родителями также нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя воспитательная практика.
Среди родителей воспитанников всегда найдутся зрелые, осознанные, компетентные и ответственные. Встречаются и такие семьи, которые выстраивают процесс воспитания ребенка ситуативно и интуитивно. Им не хватает информации, опыта, готовности быть ответственным и осознанным родителем. Могут быть в группе и негативно настроенные родители, и чрезмерно профессионально занятые, и семьи с устойчивой и не всегда верной воспитательной позицией.
Информация о каждой семье, понимание ее воспитательных взглядов и установок поможет педагогу выстроить воспитательно-образовательный процесс, оказать адресную помощь и поддержку родителям. У педагога появится возможность сформировать настоящий коллектив единомышленников. Результаты анализа этой информации впоследствии определят содержание взаимодействия.
Диагностико-аналитическое направление позволяет всегда иметь обратную связь от родителей. Способы получить информацию могут быть разные. В начале года педагоги должны продумать, какие опросы и анкетирование они проведут, составить удобные для ответов и обработки вопросники. Важно выбрать оптимальное количество опросных форм, чтобы не вызвать раздражение у родителей.
Подробнее о задачах и формах диагностико-аналитического направления нашего ДОУ на экране
Всегда следует помнить, что опрос проводится не ради самого опроса. Его цель – повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса и взаимодействия с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что изменилось в лучшую сторону.
- Анализируем памятку №3
- В чем мы видим инновационность просветительского направления?
Просветительское направление. Идея просвещения родителей насчитывает более ста лет, а педагог всегда был наделен просветительской функцией. Его воспринимали как светоча, носителя достоверных знаний – того, кто поможет разобраться в сложных вопросах. Сегодня просвещение – уже не просто трансляция информации от педагога к родителю. Это эффективное средство государственной поддержи семьи, помощи в становлении осознанного и компетентного родительства, что подтверждают нормативные правовые акты.
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет просветительскую деятельность как «деятельность вне рамок образовательных программ, деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Регулирует ее постановление Правительства от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».
Содержание просвещения родителей в каждой конкретной группе следует определять на основе результатов анализа запросов семьи и особенностей ее воспитательной практики
ФОП ДО ориентирует педколлективы на содержательное поле просвещения. Педагоги вправе сами выбирать формы просветительской деятельности. Они зависят от содержания, готовности педагога и родителей к интерактивному взаимодействию, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, образовательных задач, возможностей педколлектива, региональной специфики ДОО.
Самые востребованные среди родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность, вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет формальной.
Среди форм просвещения родителей можно выделить три группы, которые имеют разную направленность и включают непосредственное и дистантное взаимодействие.
Об этих формах нашего сада на экране.
-Памятка №4
- Инновационность третьего направления давайте посмотрим в памятке №4
Консультационное направление. Консультирование – один из традиционных инструментов профессиональной деятельности педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов и других специалистов. С открытием консультационных центров в консультировании появились новые акценты.
Одна из эффективных форм – комплексное консультирование, когда запрос родителей изучают сразу несколько специалистов. Если проблема развития ребенка или запрос родителей требует такого комплексного подхода, то именно воспитатель может это увидеть и направить родителей к нужным специалистам.
Консультации следует отличать от беседы с родителями, так как эти формы взаимодействия имеют серьезные отличия. В ходе консультации родители не только обсуждают с педагогами конкретную проблему, но и получают практические рекомендации, как ее решить. Консультирование всегда имеет адресную направленность и создает возможности, чтобы укрепить родителей в успешных практиках семейного воспитания, сформировать у них осознанное критическое отношение к своей воспитательной деятельности, побудить пересмотреть ее.
-Подробно о задачах и формах консультационного направления нашего сада на экране.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС ДО
Семинар для педагогов ДОУ...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...
ФГОС дошкольного образования: музыкальное воспитание дошкольников в свете требований стандарта.
ФГОС дошкольного образования определяет основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного воз...
"Организация взаимодействия с семьей в свете требований ФГОС"
современный взгляд на работу с родителями, о важности такой работы....
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»
Психолого-педагогические требования к предметной развивающей среде в свете требований ФГОС ДО»...