Консультация на тему «Аспекты управленческой деятельности по формированию творческого коллектива ДОУ»
консультация

Сотникова Марина Викторовна

Консультация на тему «Аспекты управленческой деятельности по формированию творческого коллектива ДОУ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему «Аспекты управленческой деятельности по формированию творческого коллектива ДОУ»

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Дошкольное воспитание - это первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи.

Успех работы всего коллектива дошкольного учреждения в большей степени определяется знанием заведующего правильно, рационально расставить кадры, четко определить их обязанности, наладить взаимосвязь и взаимодействие между всеми звеньями учреждения, стимулировать деятельность каждого сотрудника.

Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем управленческая деятельность. Так уж случилось, что мне “посчастливилось” стать руководителем в непростое время – время активных организационных и содержательных преобразований в сфере образования, время изменения технологии организации педагогического процесса.

Понятно, что в связи с переориентацией процесса обучения с конечного результата на сам процесс получения детьми знаний (личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми), педагогическому коллективу требовалось изменить и подходы к организации методической работы.

И детские сады ищут собственные пути развития. Современная образовательная организация становится всё более сложной системой. Этой системе приходится действовать в динамическом современном мире, который предъявляет к ней всё более высокие требования. Одновременно с этим и внутри, и в не её появляются перед управлением новшества создающие возможности для качественного изменения способов и результатов работы.

Без “команды единомышленников” здесь не обойтись. Наш детский сад – это целостный организм, где все взаимозависимо и одним предложением о нем не расскажешь.

Основным механизмом развития нашего дошкольного учреждения в условиях реализации стандарта являются поиск и освоение эффективных форм и методов управления, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного учреждения.

Важную роль в деятельности заведующего ДОУ занимает демократизация управления дошкольной организацией, то, что подразумевает:

• компетентность всех участников в вопросах управления;

• новое управленческое мышление (иной взгляд на воспитателя и ребенка, гуманизация отношений);

• педагогическое сотрудничество на всех уровнях управления в детском саду;

• педагогическое сотрудничество с родителями и школой;

• обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе (гуманизация отношений, формирование творческой атмосферы)»

• создание коллектива единомышленников (воспитателей, родителей, учителей);

• заинтересованность родителей и общественности в совместной деятельности по воспитанию детей и ее результатах.

Если говорить о системе управления творческим коллективом ДОУ - значит постоянно создавать такие условия, чтобы каждый хотел и мог самым наилучшим образом выполнять свои обязанности в общей деятельности и, чтобы эта деятельность приносила ему наибольшее эмоциональное удовлетворение и то, что каждый член коллектива – это отдельная система.

Поддерживать и укреплять дух новаторства, оказывать влияние на подчиненных удается с помощью использования “мягких” методов управления, таких как:

1. Убеждение (обращаемся к разуму и здравому смыслу людей, приводя логически обоснованные факты, тезисы и аргументы).

2. Внушение (обращаемся к эмоциям и чувствам людей).

3. Подражание (стараемся быть образцом для подражания; демонстрируем стиль работы, умение держаться, вести разговор, отношение к работе, манеру поведения). Отсюда важный вывод – управлять творческим коллективом должен творческий руководитель.

4. Заражение (учитываем, что эмоциональное состояние руководителя передается подчиненным на психофизиологическом уровне контакта).

5. Стимулирование. Это и материальное вознаграждение и психологическое поощрение. Люди редко устают от похвалы, внимания и признания. Поэтому психологический вид поощрения мы считаем наиболее действенным.

Стараемся обеспечивать рекламу работников, добившихся значительных результатов как внутри детского сада, так и за его пределами. Формы презентации достижений педагогов различны: через информационные стенды, средства массовой коммуникации, открытые показы, рассказ о достижениях педагогов на родительских конференциях.

Как ни покажется странным, но очень действенно такое поощрение работников, как повышение их ответственности и самостоятельности. Работа, дающая возможность более свободно принимать решения и организовывать свой труд, ценится сотрудниками очень высоко.

Главное, чтобы педагогам была понятна цель коллективной деятельности, задачи конкретны, а заинтересованность руководителей неподдельна. Воспитатели – люди творческие, обладающие тонким интуитивным чутьем, поэтому с легкостью разоблачат “работу для галочки”.

Большую роль в создании спаянного, работоспособного коллектива, благоприятного психологического климата в нем, в повышении эффективности управления дошкольным учреждением играет стиль руководства заведующего, т.е. устойчивая система средств, методов и приемов общения руководителя с членами коллектива, направленная на выполнение поставленных задач. Стиль работы заведующего должен отвечать целям и задачам работы дошкольного учреждения, определяться моральным кодексом современного человека, принципами, положениями в основу управления государством.

Настоящий современный руководитель - это результат долгого труда, личностного и профессионального роста, а также регулярное повышение квалификации. От руководителя в современном обществе требуется деловая инициатива, трудовая активность и компетентности в различных областях образования: профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая, а также эстетика вкуса.

Руководитель ДОУ руководит не только педагогическим коллективом. Он также работает и непосредственно с родителями, в какой-то степени являясь лидером и для них. Хорошего заведующего определяет уверенность в своих силах. Для коллектива сильный и уверенный руководитель – это психологический комфорт и желание к саморазвитию. Для родителей такой заведующий – это фактор уверенности и безопасности.

Особо надо сказать о культуре руководства. В это понятие входит как личная культура, так и культура процесса управления, документации. Это прежде всего умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя в отдельности, умение понимать и делать практические выводы из критики.

Открытость нашего дошкольного образовательного учреждения означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, пожарная часть и др. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.

Сейчас коллектив детского сада находится в творческом поиске. Обновление содержания и методов работы с детьми осуществляется не только за счет внедрения новых достижений в практику работы ДОУ, но и за счет формирования собственного педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты управленческой деятельности: часть I

Время, в которое мы живем, - это эпоха формирования новой цивилизации. Люди остро нуждаются в умении ладить друг с другом, обществу нужны люди, умеющие предлагать новые идеи, брать на себя руководство...

Психологические аспекты управленческой деятельности: часть II

В продолжении прошлой статьи речь пойдет об одной из наиболее удачных позициях, которую может занять руководитель - это "позиция-команда". Что же представляет из себя команда и каким должен быть ее ли...

Статья "Использование театральной деятельности в формировании детского коллектива старших дошкольников в условиях ДОУ"

В статье раскрыто понятие "Детского коллектива".  Детский коллектив - есть условие, оказывающее воздействие на личность. Он её формирует, создаёт почву для её самовыражения....

Аспекты управленческой деятельности в ДОУ

Управленческая деятельность заведующего ДОУ, его роль в  создании  максимально позитивной и продуктивной атмосферы в коллективе. Модели поведения руководителя,  виды управленческой деят...

Аспекты управленческой деятельности для формирования творческого коллектива в ДОУ

В статье рассматриваются некоторые аспекты управленческой деятельности по формированию творческого коллектива ДОУ...

Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"

Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"...

"Управленческая находка: формирование творческого коллектива"

Предлагаемая управленческая находка  является результатом деятельности всего коллектива педагогов, которые заинтересованы в  развитии ДОУ и желают реализовывать его перспективы и возможности...