ПРОЕКТ «Развивающая предметно-пространственная среда
проект
ПРОЕКТ «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda._proekt.docx | 51.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №…
Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
«Развивающая предметно-пространственная среда»
(приложение к программе развития Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № Санкт-Петербурга на период 2020-2024 года)
Авторы составители:
2020 г.
Краткая аннотация проекта
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в условиях Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №.. Санкт-Петербурга (далее – Учреждение). Согласно ФГОС выделены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Общие положения.
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы/кабинета, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
Важными задачами Учреждения являются совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Осознавая значимость этой проблемы, все многообразие ресурсов будет направлено на организацию развивающей предметно-пространственной среды, которая дает возможность неформально построить педагогический процесс, поможет ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Исходное требование к предметной среде — ее развивающий характер. Она должна объективно создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям его психического и физического развития, обеспечивать зону ближайшего развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; - реализацию различных Образовательной программы;
- учет климатических условий и социокультурных особенностей Санкт-Петербурга. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:
- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);
- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);
- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-пространственной среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.
Продолжительность проекта: 4 года.
Цель проекта:
Целенаправленное совершенствование развивающей предметно-пространственной среды с учетом оптимальной насыщенности, целостности, полифункциональности; укрепление материально-технической базы, обеспечивающей целесообразность, информативность и комфорт.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в Учреждении с учетом возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов.
2. Организовать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую полноценное развитие дошкольников в Учреждении с учетом возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов, способствующую эмоциональному благополучию детей.
3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений.
5. Создать комфортные условия пребывания детей в Учреждении, приближенные к домашним.
6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды.
7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Основная идея:
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - предметная среда), создаваемая в Учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО и учётом особенностей основной общеобразовательной программы дошкольного образования Учреждения должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда в Учреждении выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Если в Учреждении поддерживать и совершенствовать созданную предметную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и требованиям ФГОС к созданию развивающей предметно–пространственной среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Актуальность
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Предполагаемый результат:
- реализация модели современной развивающей предметно-пространственной среды;
- совершенствование мини-среды̽ в групповых комнатах на основе созданных в них центров развития;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по разработке проектов мини-среды групповых комнат, кабинетов;
- рост профессионального мастерства педагогов, представляющих опыт создания современной развивающей предметно-пространственной среды (зоны ближайшего окружения ребенка) и развития у детей воображения и творчества.
- приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Мини-среда ̽ - предметная среда отдельного центра активности, содержащая постоянные и добавляемые объекты (дидактические игры, наглядные пособия, материалы и т.п.)
Организационные условия:
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным;
- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
- среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
- среда должна иметь подвижные границы.
Алгоритм преобразования развивающей предметно-пространственной среды в Учреждении:
Шаг 1. Провести оценку и анализ предметной среды помещений Учреждения, определив наиболее проблемные зоны.
Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группах.
Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 4. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 5. Продумать последовательность внесения изменений предметной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
- Социально – коммуникативная;
- Познавательная;
- Речевая;
- Художественно – эстетическая;
- Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
— Центр ПДД;
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр Книги;
— Логопедический уголок.
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
Направление:
Социально-коммуникативное развитие.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Познавательное развитие.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, чтобы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованная деятельность.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
- Развивают артикуляционную моторику;
- Развивают артикуляционную моторику;
- Расширяют словарный запас;
- Развивают монологическую и диалогическую речь;
- Развивает общую и мелкую моторику.
Физическое развитие:
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Тематика педагогических чтений
1. Особенности речевого развития детей в условиях ФГОС.
2. Особенности математического развития детей в условиях ФГОС.
3. Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в условиях ФГОС.
4. Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
5. Образовательная область ФГОС «Социально-коммуникативное развитие».
6. Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.
7. Пути реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений «Петербурговедение для малышей» и «Добро пожаловать в экологию» в условиях ФГОС ДО.
8. Взаимодействие с семьей как условие создания образовательного пространства в реализации задач воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Консультации на темы:
1. «Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
2. «К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада».
3. «Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»».
4. «Общие рекомендации по построению развивающей предметсно-пространственной среды в современном дошкольном образовательном учреждении».
5. «Организация центров активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».
6. Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС.
План повышения профессиональной компетентности педагогов
в области создания индивидуализированной развивающей предметно-пространственной среды в Учреждении
Мероприятие | Содержание |
1-й этап – подготовительный | |
Педагогический совет | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте требований ФГОС ДО |
Цикл педагогических чтений | Изучение материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области. |
Педагогическая гостиная | Знакомство с опытом работы детских садов России |
Сайт-экспедиция | Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование. |
Бюро находок | Обсуждение возможных компонентов среды. |
2-й этап – основной | |
Мини-презентация. | Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом. |
Постоянно действующие мини-типографии на базе | Разработка, создание, ксерокопирование индивидуальных карточек для организации самостоятельной разнообразной деятельности |
Электронный методический банк | Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями) |
Наглядно-дидактический материал в методическом кабинете | Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации развивающей предметно-пространственной среды. Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики) |
Семинары | Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм |
3-й этап – рефлексивный | |
Диагностика | Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта |
Использование отдельных компонентов развивающей предметно-пространственной среды Учреждения | ||||
Компонент | Процесс | Участник | ||
ПРИЕМНАЯ | ||||
"Здравствуйте, | Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых | Ребенок – личность, | ||
"Уголок именинника" | Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. | Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор | ||
"Мое настроение" | Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние | Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый | ||
Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" | Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности | Ребенок – автор; воспитатель – помощник; родитель – читатель | ||
"Ладошки успеха" | Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения | Ребенок – герой дня; воспитатель – аналитик | ||
"Панорама добрых дел" | Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями | Ребенок – созерцатель, воспитатель – аналитик, оформитель; родитель – информируемый | ||
Портфолио ребенка | Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни | Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник | ||
"Новости дня" | Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение | Ребенок – соавтор; воспитатель – автор; родитель – информируемый | ||
ИГРОВАЯ КОМНАТА | ||||
Творческие | Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов | Ребенок – создатель; воспитатель – организатор | ||
"Деловые хлопоты" или «Мы помощники» | Коробочка с бейджиками (или стенд со схематичным изображением видов деятельности, которые могут выполнять сами дети) с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др. | Ребенок – активный участник | ||
Макеты | Создание ребенком предметных образцов пространства | Ребенок – дизайнер; воспитатель – консультант | ||
Коллекции | Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта | Ребенок – создатель; | ||
"Мое творчество" | Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка | Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник | ||
Стены творчества | Знакомство с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок | Ребенок – творец; воспитатель – помощник; родитель – соучастник | ||
Наша жизнь день за днем | Обозначение наиболее значимых событий в течение текущего месяца (праздники, экскурсии, дни рождения детей ит.д) | Ребенок – соучастник воспитатель – координатор родитель – информируемый |
Календарный план реализации проекта
Наименование мероприятия | Исполнитель | Сроки реализации | |||
Подготовительный этап | |||||
Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна | Рабочая группа проекта «Развивающая предметно-пространственная среда» | 2020 год | |||
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. | Рабочая группа проекта «Развивающая предметно-пространственная среда» | Январь-февраль 2021 года | |||
Аудит развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений: выявление особенностей зонирования, соответствие возрастным особенностям воспитанников, составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах | Заместитель заведующего, воспитатели | Февраль 2021 года | |||
Разработка рекомендаций по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно возрастным особенностям детей и принципу необходимости и достаточности | Рабочая группа проекта «Развивающая предметно-пространственная среда» | Март 2021 года | |||
Основной этап | |||||
Анкетирование педагогов и специалистов: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности | Заместитель заведующего | Март 2021 года | |||
Обучающий семинар для педагогов Учреждения по теме "Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в детском саду" | Заместитель заведующего | Март 2021 года | |||
Консультации на темы: «К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада» «Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»» «Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении» «Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ» | Рабочая группа проекта «Развивающая предметно-пространственная среда» | Февраль-май 2021 года | |||
Цикл педагогических чтений | Рабочая группа проекта «Развивающая предметно-пространственная среда» | Февраль-декабрь 2021 года | |||
Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ | Заместитель заведующего | Апрель 2021 года | |||
Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности | воспитатели | Сентябрь 2021 года | |||
Круглый стол на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость?" | Заместитель заведующего | Октябрь 2021 года | |||
Педагогический совет на тему: "Подбор и размещение в групповых помещениях материала и оборудования с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований" | Заместитель заведующего | Ноябрь 2021 года | |||
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков | Заведующий, заместитель заведующего, заведующий хозяйством | По мере финансирования | |||
Работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей, ее совершенствованию | заместитель заведующего, воспитатели | 2021-2022 учебный год, 2022-2023 учебный год | |||
Проведение смотров-конкурсов | Рабочая группа проекта «Развивающая предметно-пространственная среда» | апрель 2022 года, апрель 2023 года | |||
Предварительный контроль по организации развивающей предметно-пространственной среды | Заместитель заведующего | Октябрь 2021 года, октябрь 2022 года, октябрь 2023 года | |||
Создание ландшафтного дизайна детского сада | Заместитель заведующего, воспитатели | Май-август 2021 года, Май-август 2022 года, Май-август 2023 года, Май-август 2024 года | |||
Заключительный этап | |||||
Тематический контроль «Степень сформированности развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО». | Заместитель заведующего | Октябрь-ноябрь 2024 года | |||
Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ | Заведующий, заместитель заведующего | Октябрь 2024 года | |||
Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах | заместитель заведующего, воспитатели | Сентябрь -декабрь 2024 года | |||
Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы | заместитель заведующего, воспитатели | Сентябрь -декабрь 2024 года |
Критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды:
1. Открытость среды для преобразований:
- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);
- наличие не жестко закрепленных центров активности.
2. Современность среды:
- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);
- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (интерактивной оборудование, детские игровые компьютеры, панели и пр.);
- наличие мебели, соответствующей требованиям (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
3. Ориентированность на физическое развитие:
- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;
- наличие пространства для осуществления физической активности.
4. Приспособленность для познавательной деятельности:
- наличие дидактических игр, материалов;
- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;
- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)
- наличие материала для экспериментальной деятельности.
5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:
- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.
6. Ориентированность на творческое развитие:
- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;
- наличие пространства для организации творческой активности детей.
7. Элементы природы в среде:
- наличие специально оборудованного центра природы;
- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);
- прочие элементы природы в среде.
8. Комфортность среды:
- наличие мягкой, комфортной мебели;
- наличие уголка психологической разгрузки;
- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;
- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
9. Эстетика среды:
- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).
10. Безопасность среды:
- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
- соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям СанПиН.
11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
- наличие необходимой документации
- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.
12. Создание информационного пространства для родителей:
- содержание информационных материалов для родителей,
- эстетика оформления,
- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.10.2013 г. «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций»
- Материалы и оборудование для реализации образовательных программ дошкольного образования детей от 2 мес. до 3 лет: методические рекомендации. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 23 с.
- С.Л. Новоселова. «Развивающая предметная среда»/ Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. Москва .-2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...