ПРОЕКТ «Развивающая предметно-пространственная среда
проект

Цепакина Анна Николаевна

ПРОЕКТ  «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №…

Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«Развивающая предметно-пространственная среда»

(приложение к программе развития Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № Санкт-Петербурга на период 2020-2024 года)

Авторы составители:        

2020 г.

Краткая аннотация проекта

На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» разработан проект совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в условиях Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №.. Санкт-Петербурга (далее – Учреждение). Согласно ФГОС выделены основные требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Общие положения.

        Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию   инновационной модели современной предметно-развивающей среды группы/кабинета, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Важными задачами Учреждения являются совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Осознавая значимость этой проблемы, все многообразие ресурсов будет направлено на организацию развивающей предметно-пространственной среды, которая дает возможность неформально построить педагогический процесс, поможет ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Исходное требование к предметной среде — ее развивающий характер. Она должна объективно создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям его психического и физического развития, обеспечивать зону ближайшего развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; - реализацию различных Образовательной программы;

- учет климатических условий и социокультурных особенностей Санкт-Петербурга. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-развивающей среды должна включать следующие компоненты:

- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

- изменение в зависимости от времени (изменение предметно-пространственной среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.

Продолжительность проекта: 4 года.

Цель проекта:  

        Целенаправленное совершенствование развивающей предметно-пространственной среды с учетом оптимальной насыщенности, целостности, полифункциональности; укрепление материально-технической базы, обеспечивающей целесообразность, информативность и комфорт.

       Задачи проекта:

1. Совершенствовать подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в Учреждении с учетом возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов.

2. Организовать развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую полноценное развитие дошкольников в Учреждении с учетом возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов, способствующую эмоциональному благополучию детей.

3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений.

5. Создать комфортные условия пребывания детей в Учреждении, приближенные к домашним.

6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды.

7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

        Основная идея:

           Развивающая предметно-пространственная среда (далее - предметная среда), создаваемая в Учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО и учётом особенностей основной общеобразовательной программы дошкольного образования Учреждения должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в Учреждении выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

           Предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
  •  охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

           Если в Учреждении поддерживать и совершенствовать созданную предметную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и требованиям ФГОС к созданию развивающей предметно–пространственной среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

        

Актуальность

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

          Предполагаемый результат: 

  • реализация модели современной развивающей предметно-пространственной среды;
  • совершенствование мини-среды̽ в групповых комнатах на основе созданных в них центров развития;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по разработке проектов мини-среды групповых комнат, кабинетов;
  • рост профессионального мастерства педагогов, представляющих опыт создания современной развивающей предметно-пространственной среды (зоны ближайшего окружения ребенка) и развития у детей воображения и творчества.
  • приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Мини-среда ̽ - предметная среда отдельного центра активности, содержащая постоянные и добавляемые объекты (дидактические игры, наглядные пособия, материалы и т.п.)

             

           Организационные условия:

  • среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку    группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
  • оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
  • все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
  • предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
  • размещение материалов должно быть функциональным;
  • предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
  • среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
  • среда должна иметь подвижные границы.

        Алгоритм преобразования развивающей предметно-пространственной среды в Учреждении:

Шаг 1. Провести оценку и анализ предметной среды помещений Учреждения, определив наиболее проблемные зоны.

Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группах.

Шаг 3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 4. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Шаг 5. Продумать последовательность внесения изменений предметной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

  1. Социально – коммуникативная;
  2. Познавательная;
  3. Речевая;
  4. Художественно – эстетическая;
  5. Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

Социально-коммуникативное развитие:

— Центр ПДД;

— Центр пожарной безопасности;

— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

— Центр «Уголок Природы»;

— Центр сенсорного развития;

— Центр конструктивной деятельности;

— Центр математического развития;

— Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

— Центр Книги;

— Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие:

— Центр ИЗО или уголок творчества;

— Центр музыкально-театрализованной деятельности.

Физическое развитие:

— Центр физического развития;

— Спортивный уголок «Будь здоров!»

Направление:

Социально-коммуникативное развитие.

Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Познавательное развитие.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, чтобы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Речевое развитие.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Художественно — эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Театрализованная деятельность.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

  1. Развивают артикуляционную моторику;
  2. Развивают артикуляционную моторику;
  3. Расширяют словарный запас;
  4. Развивают монологическую и диалогическую речь;
  5. Развивает общую и мелкую моторику.

Физическое развитие:

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Тематика педагогических чтений

1. Особенности речевого развития детей в условиях ФГОС.

2. Особенности математического развития детей в условиях ФГОС.

3. Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в условиях ФГОС.

4. Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

5. Образовательная область ФГОС «Социально-коммуникативное развитие».

6. Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

7. Пути реализации части программы, формируемой участниками образовательных отношений «Петербурговедение для малышей» и «Добро пожаловать в экологию» в условиях ФГОС ДО.

8. Взаимодействие с семьей как условие создания образовательного пространства в реализации задач воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Консультации на темы:

1. «Нормативно-правовая основа принципов построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

2. «К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада».

3. «Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»».

4. «Общие рекомендации по построению развивающей предметсно-пространственной среды в современном дошкольном образовательном учреждении».

5. «Организация центров активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ».

6. Разработка анкет для педагогов ДОУ по изучению их отношения к необходимости изменений в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС.

План повышения профессиональной компетентности педагогов 
в области создания индивидуализированной развивающей предметно-пространственной среды в Учреждении

Мероприятие

Содержание

1-й этап – подготовительный

Педагогический совет

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте требований ФГОС ДО

Цикл педагогических чтений

Изучение  материалов организации работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС, определение элементов предметной среды по каждой области.

Педагогическая гостиная

Знакомство с опытом работы детских садов России

Сайт-экспедиция

Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

Бюро находок

Обсуждение возможных компонентов среды.

2-й этап – основной

Мини-презентация. 

Представление проектов создания развивающей среды каждым педагогом.

Постоянно действующие мини-типографии на базе 
методического кабинета

Разработка, создание, ксерокопирование индивидуальных карточек для организации самостоятельной разнообразной деятельности

Электронный методический банк

Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями)

Наглядно-дидактический материал в методическом кабинете

Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации развивающей предметно-пространственной среды.

Сбор и анализ диагностических данных (аналитические отчеты по результатам анкетирования и диагностики)

Семинары

Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм

3-й этап – рефлексивный

 Диагностика

Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта

 

Использование отдельных компонентов развивающей предметно-пространственной среды Учреждения

Компонент

Процесс

Участник

ПРИЕМНАЯ

"Здравствуйте, 
я пришел"

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

Ребенок – личность, 
член коллектива

"Уголок именинника"

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.

Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – организатор

"Мое настроение"

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

Ребенок и воспитатель – аналитики;

родитель – информируемый

Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться"

Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности

Ребенок – автор;

воспитатель – помощник;

родитель – читатель

"Ладошки успеха"

Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения

Ребенок – герой дня;

воспитатель – аналитик

"Панорама добрых дел"

Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями

Ребенок – созерцатель, 
аналитик;

воспитатель – аналитик, оформитель;

родитель – информируемый

Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни

Ребенок – активный участник;

воспитатель – издатель;

родитель – помощник

"Новости дня"

Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение

Ребенок – соавтор;

воспитатель – автор;

родитель – информируемый

ИГРОВАЯ КОМНАТА

Творческие 
мастерские

Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов

Ребенок – создатель;

воспитатель – организатор

"Деловые хлопоты" или «Мы помощники»

Коробочка с бейджиками (или стенд со схематичным изображением видов деятельности, которые могут выполнять сами дети) с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др.

Ребенок – активный участник

Макеты

Создание ребенком предметных образцов пространства 
и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками

Ребенок – дизайнер;

воспитатель – консультант

Коллекции

Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта

Ребенок – создатель; 
воспитатель – организатор;  
родитель – соучастник

"Мое творчество"

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка 
на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))

Ребенок – творец;

воспитатель – координатор;

родитель – соучастник

Стены творчества

Знакомство с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок

Ребенок – творец;

воспитатель – помощник;

родитель – соучастник

Наша жизнь день за днем

Обозначение наиболее значимых событий в течение текущего месяца (праздники, экскурсии, дни рождения детей ит.д)

Ребенок – соучастник

воспитатель – координатор

родитель – информируемый

Календарный план реализации проекта

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста, материала по истории и стилям дизайна

Рабочая группа  проекта «Развивающая предметно-пространственная среда»

2020 год

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: Федеральным государственным стандартом дошкольного образования.

Рабочая группа  проекта «Развивающая предметно-пространственная среда»

Январь-февраль 2021 года

Аудит развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений: выявление особенностей зонирования, соответствие возрастным особенностям воспитанников, составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Заместитель заведующего,

воспитатели

Февраль

2021 года

Разработка рекомендаций по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно возрастным особенностям детей и принципу необходимости и достаточности

Рабочая группа  проекта «Развивающая предметно-пространственная среда»

Март  2021 года

Основной этап

Анкетирование педагогов и специалистов: изучение их отношения к данной проблеме. Наличие у участников процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности

Заместитель заведующего

Март   2021 года

Обучающий семинар для педагогов Учреждения по теме "Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в детском саду"

Заместитель заведующего

Март   2021 года

Консультации на темы:

«К проблеме подбора материалов и оборудования для детского сада»

«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»»

«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»

«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в групповых ячейках ДОУ»

Рабочая группа  проекта «Развивающая предметно-пространственная среда»

Февраль-май 2021 года

Цикл педагогических чтений

Рабочая группа  проекта «Развивающая предметно-пространственная среда»

Февраль-декабрь 2021 года

Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ

Заместитель заведующего

Апрель   2021 года

Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности

воспитатели

Сентябрь 2021 года

Круглый стол на тему: "Эстетика быта детского сада – роскошь или необходимость?"

Заместитель заведующего

Октябрь   2021 года

Педагогический совет на тему: "Подбор и размещение в групповых помещениях материала и оборудования с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований"

Заместитель заведующего

Ноябрь 2021 года

Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

Заведующий, заместитель заведующего, заведующий хозяйством

По мере финансирования

Работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей, ее совершенствованию

заместитель заведующего, воспитатели

2021-2022 учебный год,

2022-2023 учебный год

Проведение смотров-конкурсов

Рабочая группа  проекта «Развивающая предметно-пространственная среда»

апрель 2022 года, апрель 2023 года

Предварительный контроль по организации развивающей предметно-пространственной среды

Заместитель заведующего

Октябрь 2021 года, октябрь 2022 года, октябрь 2023 года

Создание ландшафтного дизайна детского сада

Заместитель заведующего,

воспитатели

Май-август 2021 года,

Май-август 2022 года,

Май-август 2023 года,

Май-август 2024 года

Заключительный этап

Тематический контроль «Степень сформированности развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО».

Заместитель заведующего

Октябрь-ноябрь 2024 года

Заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды в ДОУ

Заведующий, заместитель заведующего

Октябрь 2024 года

Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах

заместитель заведующего, воспитатели

Сентябрь -декабрь  2024 года

Обобщение положительного опыта. Представление результатов работы

заместитель заведующего, воспитатели

Сентябрь -декабрь  2024 года

 

Критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды: 

1. Открытость среды для преобразований: 

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);

- наличие не жестко закрепленных центров активности. 

2. Современность среды: 

- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);

- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (интерактивной оборудование, детские игровые компьютеры, панели и пр.);

- наличие мебели, соответствующей требованиям (трансформируемость, полифункциональность и пр.). 

3. Ориентированность на физическое развитие:

- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;

- наличие пространства для осуществления физической активности. 

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности.

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр. 

6. Ориентированность на творческое развитие:

- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

- наличие пространства для организации творческой активности детей. 

7. Элементы природы в среде:

- наличие специально оборудованного центра природы;

- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);

- прочие элементы природы в среде.

8. Комфортность среды:

- наличие мягкой, комфортной мебели;

- наличие уголка психологической разгрузки;

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы). 

9. Эстетика среды:

- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

10. Безопасность среды:

- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям СанПиН.

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- наличие необходимой документации

- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей,

- эстетика оформления,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  3. Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249  «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  4. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
  5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  7. Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от 19.12.2013. № 68  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.1.3147-13  «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;
  8. Письмо Минобрнауки России от 14.10.2013 г. «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций»
  9.  Материалы и оборудование для реализации образовательных программ дошкольного образования детей от 2 мес. до 3 лет: методические рекомендации. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 23 с.
  10. С.Л. Новоселова. «Развивающая предметная среда»/ Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. Москва .-2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...