Программа "Молодой специалист"
рабочая программа
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый заведующий ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. Идея разработки программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_molodye.docx | 509.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел первый. Целевой | |||
1.1. | Пояснительная записка | 4 | |
1.2. | Цель и задачи Программы | 5 | |
1.3. | Принципы реализации Программы | 5 | |
1.4 | Основные направления Программы | 6 | |
1.5. | Планируемые результаты | 6 | |
Раздел второй. Содержательный | |||
2.1. | Формы и методы работы с молодыми специалистами | 7 | |
2.2. | Система работы с молодыми педагогами | 8 | |
2.3. | Организация наставничества | 9 | |
2.4. | Этапы реализации Программы | 9 | |
2.4. | План профессионального становления молодого педагога | 11 | |
Раздел 3. Организационный | |||
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 18 | |
Раздел 4. Дополнительный | |||
4.1. | Заключение | 19 | |
Приложение | 20 |
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Пояснительная записка
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый заведующий ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Программа нацелена на работу с молодыми специалистами. Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. Идея разработки программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
В Программе используются следующие понятия:
- наставничество - форма профессионального становления молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качеств персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций;
- наставник – высококвалифицированный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми специалистами по их адаптации к производственной деятельности, приобщению к корпоративной культуре, способствующий скорейшему профессиональному развитию молодых специалистов;
- молодой специалист – выпускник образовательного учреждения высшего, среднего или начального профессионального образования, впервые вступивший в трудовые отношения после окончания учебного заведения в течение года, или работник, имеющий трудовой стаж по должности не более 3 лет.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
- трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;
- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
- Актуальность программы
Обновление рабочего коллектива – норма успешного существования любой профессиональной группы. В настоящее время особое место занимает вопрос о привлечении молодых грамотных специалистов в образовательные учреждения. За последние годы отмечается «старение» педагогических коллективов ДОУ. В детских садах трудятся воспитатели с большим стажем работы, для части которых наступает «эмоциональное выгорание», характерная «усталость от профессии». Согласно статистике, лишь небольшой процент выпускников педагогических вузов и колледжей идет работать в детские сады. Из них почти половина уходит из системы образования через один-два года.
Одной из причин этого является неудачная адаптация в коллективе, трудности в организации воспитательно-образовательного процесса.
Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач.
Особенностью труда начинающих педагогов является и то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Молодой воспитатель часто испытывает неуверенность во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики администрации.
Профессиональное становление молодого специалиста во многом зависит от оказанной ему помощи со стороны всех субъектов педагогического процесса: администрации, старшего воспитателя, коллег, родителей. Отсутствие такой поддержки может привести к конфликтным ситуациям, к сомнениям в профессиональной и личностной самостоятельности, поэтому первостепенной задачей руководителя ДОУ является не просто привлечение молодых специалистов, но и удержание их на педагогическом поприще.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в учреждении, приобретение или совершенствование индивидуальных профессиональных навыков.
Задачи:
- Оказать помощь молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.
- Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности.
- Создать условия для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника.
- Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.
- Оказать моральную и психологическую поддержку молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.
- Способствовать освоению педагогами современных образовательных технологий и методов педагогической практики.
1.3. Принципы реализации Программы
Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:
- принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов;
- принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;
- принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.
1.4. Основные направления Программы
- Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
- Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
- Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно- образовательного процесса.
- Разработка и обсуждение планирования.
- Взаимное посещение занятий, обмен опытом, совершенствование методики преподавания.
- Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.
1.5. Планируемые результаты
- Адаптации начинающих педагогов в учреждении.
- Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.
- Качественное изменение отношений в коллективе.
- Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
- Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
- Использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий
- Приобретение умения общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей.
1.6. Сроки реализации программы: 2021 – 2024 года
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Содержание программы
Программа осуществляет следующие функции:
- Изучает образовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, методическую литературу.
- Оказывает консультативную методическую помощь.
- Определяет соответствие создания предметно-развивающей среды и организации образовательного процесса возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, требованиям ФГОС.
- Отслеживает итоги успешности обучения и воспитания детей.
Система методической работы с молодыми кадрами
- Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов;
- Обучение на рабочем месте;
- Осуществление практики наставничества;
- Обучение на курсах повышения квалификации;
Содержание работы с молодыми специалистами строится с учетом следующих аспектов их взаимодействия:
- Молодой специалист – руководитель ДОУ.
Изучение нормативно-правовой базы: должностной инструкции, правил внутреннего трудового распорядка, Устава ДОУ.
- Молодой специалист – старший воспитатель.
Выявление стартовых возможностей и потенциала педагога. Знакомство с методическим кабинетом, с его программно-методическим обеспечением. Инструкция по ведению документации, организации воспитательно-образовательного процесса.
- Молодой специалист – опытные коллеги.
Оказание поддержки и помощи в планировании образовательной деятельности, организации режимных моментов, в проведении диагностики, в использовании разнообразных приемов и методов педагогической практики.
- Молодой специалист – родители.
Выстраивание конструктивного и бесконфликтного взаимодействия, формирование авторитета педагога.
- Молодой специалист – дети.
Выстраивание личностно-ориентированной модели взаимодействия, формирование уважения, интереса у детей.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:
- Уровень базового образования, теоретическая подготовленность;
- Наличие практического опыта.
- Учет индивидуальных особенностей педагога.
- Анализ кадровых условий
Квалификационная категория
Всего | Без категории | 1 квалификационная категория | Молодые специалисты | |||
Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | |
14 | 9 | 64% | 5 | 36% | 6 | 43% |
Образование
Всего | Высшее | Среднее специальное | Незаконченное высшее | |||
Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | |
14 | 5 | 36% | 8 | 57% | 1 | 7% |
По педагогическому стажу работы
До 5 лет | 5 – 10 лет | 10 – 15 лет | Больше 15 лет | ||||
Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | Кол-во | Процент | Кол-во | Процент |
6 | 43% | 6 | 43% | 1 | 7% | 1 | 7% |
Сведения о педагогических кадрах МКДОУ детского сада «Капелька»
№ | ФИО | Должность | Образование, год окончания | Стаж пед.работы | Категория |
1 | Шашкеева Татьяна Николаевна | Старший воспитатель | Высшее Иркутский государственный университет, 2014г. | 7 лет | 1 кв.кат |
Балезина Анжела Леонидовна | Воспитатель | Среднее-профессиональное Ангарское педагогическое училище,1993г. | 7 лет | 1 кв.кат | |
Барташук Елена Николаевна | Воспитатель | Среднее специальное "Красноярский технологический техникум Минбыта РСФСР", 1990 г. | 6 лет | 1 кв.кат | |
Горюнова Алина Николаевна | Учитель-логопед | Высшее ФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет" | 3 года | ||
Иванова Яна Станиславовна | Воспитатель | Учаящаяся 3 го курса ОГБОУ СПО "Братский педагогический колледж", г. Тулун | |||
Катцына Елена Олеговна | Воспитатель | Высшее Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, 2019 г. | 4 года | ||
Кузнецова Дарья Сергеевна | Воспитатель | Среднее специальное Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области" Ангарский педагогический колледж" г.Ангарск, 2020г | 1 год | ||
Коршун Юлия Валерьевна | Воспитатель | Учаящаяся 3 го курса ФГБОУ педагогического института | 3 года | ||
Немчинова Ирина Ильинична | Воспитатель | Среднее специальное Иркутское педагогическое училище. | 13 лет | 1 кв.кат | |
Нефедьева Любовь Владимировна | Воспитатель | Среднее специальное Государственное бюджетное профессиональное учреждение Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» г. Ангарск 2016г. | 5 лет | ||
Суховалова Ольга Сергеевна | Воспитатель | Среднее-профессиональное ГБПОУ Иркутской области «Братский педагогический колледж» г. Братск, 2016г. | 7 лет | 1 кв.кат | |
Скокова Анастасия Олеговна | Воспитатель | Среднее-профессиональное Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области "Братский педагогический колледж" г. Братск | 1год | ||
Соломинцева Елена Борисовна | Педагог-психолог | Высшее ИГУ, 1995 г., специальность Филология, присвоена квалификация филолога. Преподаватель русского языка | 22 года | ||
Тарасевич Илья Николаевич | Инструктор по ФИЗО | Высшее ФГБОУ ВО "Байкальский государственный университет", г.Иркутск, 2021 г. | |||
Распределение педагогов – наставников
№ | ФИО педагога –наставника | Должность | ФИО молодого педагога | Должность | |
1. | Немчинова Ирина Ильинична | Воспитатель | Коршун Юлия Валерьевна | Воспитатель | 3 этап |
2. | Барташук Елена Николаевна | Воспитатель | Кузнецова Дарья Сергеевна | Воспитатель | 2 этап |
3. | Суховалова Ольга Сергеевна | Воспитатель | Катцына Елена Олеговна | Воспитатель | 2 этап |
4. | Балезина Анжела Леонидовна | Воспитатель | Иванова Яна Станиславовна | Воспитатель | 2 этап |
5. | Нефедьева Любовь Владимировна | Воспитатель | Скокова Анастасия Олеговна | Воспитатель | 1 этап |
6. | Шашкеева Татьяна Николаевна | Старший воспитатель | Тарасевич Илья Николаевич | Инструктор по ФИЗО | 1 этап |
- Формы и методы работы с молодыми специалистами
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования, теоретическая подготовленность;
- индивидуальные особенности педагога;
- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)
- наличие практического опыта работы с детьми.
Формы и методы работы
- диалоги, активизирующие мыслительную познавательную деятельность;
- беседы;
- индивидуальная работа с опытными педагогами;
- анализ собственной деятельности;
- индивидуальные и групповые консультации;
- педсоветы и семинары;
- открытые занятия, взаимные посещения занятий;
- тренинги по совершенствованию профессиональных умений;
- самообразование, изучение методической литературы;
- анкетирование и опросы.
Условия эффективности работы
- взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
- системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
- сочетание теоретических и практических форм;
- оценка результатов работы (диагностика развития детей);
- своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.
Организация наставничества
Наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации - работодателя.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:
- отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;
- освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.
- Этапы реализации Программы
Первый этап Диагностический (адаптационный) Определение круга обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявление недостатков в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. | Второй этап Проектировочный (основной) Разработка и реализация программы адаптации, осуществление корректировки профессиональных умений молодого педагога, помощь в выстраивание собственной программы самосовершенствования. | Третий этап Аналитический (контрольно-оценочный) Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. |
Формы и методы работы | ||
1. Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами служебной деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании молодого специалиста.
уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка. |
3. Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.
|
|
2.3. План профессионального становления молодого педагога
Первый год работы
Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, оказание помощи в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.
Задачи:
- обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
- обеспечить научно-методическое, правовое сопровождение педагогической деятельности начинающего педагога в соответствии с ФГОС ДО;
- оказать помощь в повышении профессионального мастерства путем раскрытия индивидуальных педагогических способностей;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;
- создавать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- прививать интерес к педагогической деятельности.
Сроки | Тема. Содержание деятельности | Ожидаемые результаты | Ответственный |
сентябрь | Изучение нормативно- правовой базы Изучение «Закона об образовании», ФГОС ДО, Конвенции ООН о правах ребенка, профессионального стандарта «Педагог»» | Изучение методических рекомендации об особенностях воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Подготовка к составлению плана самообразования | Заведующий |
Оказание помощи по организации качественной работы с документацией: Изучение ООП, годового плана работы. Ознакомление со структурой перспективного планирования, календарного планирования. | Ст.воспитатель Шашкеева Т.Н. | ||
Выбор темы индивидуального методического маршрута (самообразование). Выбор темы и направление работы, составление плана. Подборка методической литературы на учебный год | Ст.воспитатель Шашкеева Т.Н | ||
Выработка рекомендаций по планированию деятельности: по режиму дня, особенностям планирования, организации, контроля и корректировки образовательного процесса, совместной и самостоятельной деятельности детей | Ст.воспитатель Шашкеева Т.Н | ||
Собеседование с молодыми педагогами ДОУ для определения направлений работы | Освоение теоретических понятий: педагогическая компетентность | Ст.воспитатель Шашкеева Т.Н | |
Октябрь | Структура календарного планирования Изучение задач и целей ОД, перспективы планирования воспитательно – образовательного процесса | Создание накопительной папки практических материалов по теме | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Круглый стол: «Требования к уровню профессионализма педагога в условиях деятельности ДОУ как первой ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог»» | |||
Консультация: «Планирование образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО». | |||
Предоставление методической литературы для успешной и методически грамотной организации воспитательно-образовательной работы с детьми. | |||
Посещение ООД опытных воспитателей. | |||
Рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний | |||
Ноябрь | Самоонализ ОД. Обучение технологии проведения самоанализа, педагогической рефлексии | Умение провести самоанализ занятия, умение анализировать РППС в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду | Ст.воспитатель |
Круглый стол «Предметно-пространственная развивающая игровая среда – основа реализации образовательной программы дошкольного образования» | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | ||
Открытый просмотр: «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной игровой среды в группах дошкольного возраста» | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | ||
Тренинг ««Общение с коллегами» | Педагог-психолог | ||
Декабрь | Как эффективно провести праздничное мероприятие. Секреты мастерства. Общие вопросы методики проведения новогодних мероприятий с воспитанниками и их родителями | Выработка рекомендаций по сценарию мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Январь | Консультация: «Методы и приёмы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей» | умение использовать современные инновационные технологии в образовательной деятельности с детьми | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Тренинг «Твоё оригинальное начало ООД» | |||
Просмотр ООД молодых педагогов. Самоанализ и анализ ООД | |||
Открытые просмотры у молодого специалиста | Методика проведения образовательной деятельности, обмен опытом, Составление анализа, самоанализа ОД | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | |
Консультация: «Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОУ»
| умение использовать современные инновационные технологии в образовательной деятельности с детьми | Ст.воспитатель | |
Презентация проектов молодых педагогов | |||
Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов | |||
Тренинг «Общение с детьми | |||
Февраль | Система мониторинга в ДОУ, Ознакомление с педагогической диагностикой (системой мониторинга детского развития) | Ознакомление с педагогической диагностикой (системой мониторинга детского развития) | Ст.воспитатель, |
Открытые просмотры у молодого специалиста | Методика проведения образовательной деятельности, обмен опытом, Составление анализа, самоанализа ОД | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | |
Самообразование воспитателя Собеседование по изученной методической литературе, перспектива дальнейшей деятельности по самообразованию | Ст.воспитатель | ||
Тренинг ««Общение с родителями» | умение творчески применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком; | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | |
Март | Индивидуальные консультации по проведению педагогической диагностики | Ст.воспитатель | |
Неделя молодого специалиста Открытые показы НОД молодыми педагогами | |||
\Апрель | Презентация молодых педагогов «Я и мои воспитанники», достижения педагогической деятельности | аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Анкетирование «Мои достижения и проблемы за период работы в ДОУ» | |||
Май | Подведение итогов работы Школы молодого педагога | успешная профессиональная адаптация начинающего педагога в образовательную среду дошкольного учреждения | |
Деловая игра: «Я – педагог, я – профессионал» | |||
Составление плана взаимодействия наставника с молодым специалистом на 2-й год наставничества |
Второй год работы
Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.
Задачи:
- оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;
- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний;
- прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками.
Сроки | Тема. Содержание деятельности | Ожидаемые результаты | Ответственный |
сентябрь | Оказание помощи по организации качественной работы с документацией: Изучение ООП, годового плана работы. Ознакомление со структурой перспективного планирования, календарного планирования. | Изучение методических рекомендации об особенностях воспитательной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Подготовка к составлению плана самообразования, Выработка рекомендаций по планированию и организации деятельности | Заведующий |
Ст.воспитатель Шашкеева Т.Н. | |||
Наблюдение за педагогическим процессом, беседы с молодым специалистом по предупреждению возможных ошибок в работе, координация и оптимизация его профессиональной деятельности | |||
Составление плана работы индивидуального методического маршрута (самообразование). Подборка методической литературы на учебный год, рекомендации для практической части | |||
Октябрь | Круглый стол: «Требования к уровню профессионализма педагога в условиях деятельности ДОУ как первой ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог»» | Создание накопительной папки практических материалов по теме | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Консультация: «Планирование образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО». | |||
Предоставление методической литературы для успешной и методически грамотной организации воспитательно-образовательной работы с детьми. | |||
Посещение ООД опытных воспитателей. | |||
Рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний | |||
Ноябрь | Самоонализ ОД. Обучение технологии проведения самоанализа, педагогической рефлексии | Умение провести самоанализ занятия, умение анализировать РППС в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду | Ст.воспитатель |
Круглый стол «Предметно-пространственная развивающая игровая среда – основа реализации образовательной программы дошкольного образования» | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | ||
Открытый просмотр: «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной игровой среды в группах дошкольного возраста» | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | ||
Тренинг ««Общение с коллегами» | Педагог-психолог | ||
Декабрь | Как эффективно провести праздничное мероприятие. Секреты мастерства. Общие вопросы методики проведения новогодних мероприятий с воспитанниками и их родителями | Выработка рекомендаций по сценарию мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Подготовка к прохождению аттестационных испытаний на основе оценки профессиональной деятельности | Рекомендации | Заведующий ст.воспитатель | |
Январь | Консультация: «Методы и приёмы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей» | умение использовать современные инновационные технологии в образовательной деятельности с детьми | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Тренинг «Твоё оригинальное начало ООД» | |||
Просмотр ООД молодых педагогов. Самоанализ и анализ ООД | |||
Открытые просмотры у молодого специалиста | Методика проведения образовательной деятельности, обмен опытом, Составление анализа, самоанализа ОД | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | |
Разработка проектов различной целевой направленности | умение использовать современные инновационные технологии в образовательной деятельности с детьми | Ст.воспитатель | |
Презентация проектов молодых педагогов | |||
Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов | |||
Тренинг «Общение с детьми | |||
Февраль | Открытые просмотры у молодого специалиста | Методика проведения образовательной деятельности, обмен опытом, Составление анализа, самоанализа ОД | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Самообразование воспитателя | Ст.воспитатель | ||
Тренинг ««Общение с родителями» | умение творчески применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком; | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | |
Индивидуальные консультации по проведению педагогической диагностики | Ст.воспитатель | ||
Март | Презентация молодых педагогов «Я и мои воспитанники», достижения педагогической деятельности | аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Неделя молодого специалиста Открытые показы НОД молодыми педагогами | |||
Апрель | Анкетирование «Мои достижения и проблемы за период работы в ДОУ» | аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования успешная профессиональная адаптация начинающего педагога в образовательную среду дошкольного учреждения | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Подведение итогов работы Школы молодого педагога | |||
Май | Деловая игра: «Я – педагог, я – профессионал» | Выработка ключевых моментов для формирования плана профессионального становления молодого педагога третьего года работы в должности «воспитатель ДОУ» | |
Составление плана взаимодействия наставника с молодым специалистом на 3-й год наставничества | |||
Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) | |||
Подготовка к летне-оздоровительной компании:
оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей | Выработка рекомендаций |
Третий год работы
Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесного вовлечения молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.
Задачи:
- оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно –воспитательной деятельности;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;
- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний;
- оказать методическую и практическую помощь в подготовке к участию в конкурсе профессионального мастерства
«Воспитатель года»;
- прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками.
Сроки | Тема. Содержание деятельности | Ожидаемые результаты | Ответственный |
сентябрь | Наблюдение за педагогическим процессом, беседы с молодым специалистом по предупреждению возможных ошибок в работе, координация и оптимизация его профессиональной деятельности | Изучение методических рекомендации об особенностях воспитательной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Подготовка к составлению плана самообразования, Выработка рекомендаций по планированию и организации деятельности | Ст.воспитатель Шашкеева Т.Н. |
Составление плана работы индивидуального методического маршрута (самообразование). Подборка методической литературы на учебный год, рекомендации для практической части | |||
Октябрь | Круглый стол: «Требования к уровню профессионализма педагога в условиях деятельности ДОУ как первой ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог»» | Создание накопительной папки практических материалов по теме | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Консультация: «Планирование образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО». | |||
Предоставление методической литературы для успешной и методически грамотной организации воспитательно-образовательной работы с детьми. | |||
Посещение ООД опытных воспитателей. | |||
Ноябрь | Круглый стол «Предметно-пространственная развивающая игровая среда – основа реализации образовательной программы дошкольного образования» | Умение провести самоанализ занятия, умение анализировать РППС в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду Выработка рекомендаций по сценарию мероприятия, анализ возникающих проблем, интересных решений | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Открытый просмотр: «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной игровой среды в группах дошкольного возраста» | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | ||
Тренинг ««Общение с коллегами» | Педагог-психолог | ||
Проектирование и разработка рабочих программ в соответствии с ФГОС ДО | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | ||
Декабрь | Подготовка к прохождению аттестационных испытаний на основе оценки профессиональной деятельности | Рекомендации | Заведующий ст.воспитатель |
Консультация: «Методы и приёмы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей» | умение использовать современные инновационные технологии в образовательной деятельности с детьми | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | |
Январь | Тренинг «Твоё оригинальное начало ООД» | умение использовать современные инновационные технологии в образовательной деятельности с детьми Методика проведения образовательной деятельности, обмен опытом, Составление анализа, самоанализа ОД | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Просмотр ООД молодых педагогов. Самоанализ и анализ ООД | |||
Открытые просмотры у молодого специалиста | |||
Разработка проектов различной целевой направленности | умение использовать современные инновационные технологии в образовательной деятельности с детьми | Ст.воспитатель | |
Презентация проектов молодых педагогов | умение использовать современные инновационные технологии в образовательной деятельности с детьми Методика проведения образовательной деятельности, обмен опытом, Составление анализа, самоанализа ОД | Ст.воспитатель Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | |
Индивидуальные консультации по запросам молодых педагогов | |||
Тренинг «Общение с детьми | |||
Открытые просмотры у молодого специалиста | |||
Февраль | Самообразование воспитателя | Ст.воспитатель | |
Тренинг ««Общение с родителями» | умение творчески применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком; | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | |
Индивидуальные консультации по проведению педагогической диагностики | Ст.воспитатель | ||
Презентация молодых педагогов «Я и мои воспитанники», достижения педагогической деятельности | аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники | |
Март | Анкетирование «Мои достижения и проблемы за период работы в ДОУ» | аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования успешная профессиональная адаптация начинающего педагога в образовательную среду дошкольного учреждения | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Неделя молодого специалиста Открытые показы НОД молодыми педагогами | |||
Апрель | Подведение итогов работы | аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования успешная профессиональная адаптация начинающего педагога в образовательную среду дошкольного учреждения Выработка ключевых моментов для формирования плана профессионального становления молодого педагога третьего года работы в должности «воспитатель ДОУ» | Ст.воспитатель, Педагоги- наставники |
Деловая игра: «Я – педагог, я – профессионал» | |||
Май | Составление плана взаимодействия наставника с молодым специалистом на 3-й год наставничества | Выработка ключевых моментов для формирования плана профессионального становления молодого педагога третьего года работы в должности «воспитатель ДОУ» Выработка рекомендаций | |
Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) | |||
Подготовка к летне-оздоровительной компании:
оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей | |||
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
- Материально – техническое оснащение программы
4.1.Условия реализации программы
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
- Трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу;
- Адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и отмечается в методической работе ДОУ;
-В организации педагогической деятельности имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка профессионального роста воспитателя.
- Материально – техническое оснащение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ДОУ соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные технологии.
- Проектор
- Компьютер
- Экран
- Выход в Интернет
- Принтер для печати и копирования
- Комплект нормативно-правовых документов ДОУ
- Методическая литература по дошкольному воспитанию
- Критерии оценки эффективности выполнения программы
При определении уровня профессиональной компетентности педагога используется система оценки, состоящая из следующих блоков:
- Проявление профессиональных качеств педагогов.
- Проявление организационно-методических умений.
- Проявление личностных качеств.
Оценка деятельности специалиста проводится по двум направлениям: - аттестация на квалификационную категорию
- материальное стимулирование.
В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы, вклад в реализацию задач учреждения.
Система мониторинга
В процессе реализации Программы предусмотрено наблюдение за профессиональной деятельностью молодого специалиста, которое позволяет проследить за уровнем его профессионального роста. На каждого педагога создан банк профессиональных достижений, позволяющий осуществлять мониторинг его деятельности. Данный материал даёт возможность увидеть потребности педагога, динамику профессионального роста, скорректировать дальнейшую стратегию сопровождения, определить перспективы профессионального развития и создания наиболее благоприятных условий для его творческой деятельности. Система мониторинга профессионального роста педагогов включает анкеты и опросники. Данный мониторинг проводится в течение всего педагогического пути начинающего специалиста
РАЗДЕЛ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
- Заключение
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности адаптации молодых специалистов важен: работы с молодыми педагогами необходимы:
- обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
- работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога;
- взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- оценка педагогического труда по результатам;
- своевременное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Программа «Молодой специалист» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".
Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...
Советы специалисту ДОУ для успешной работы с детьми
Помните:Общаясь с детьми, стремитесь:...
Тайм-менеджмент в ДОУ, как способ повышения адаптивности и эффективности работы молодых специалистов
Данный материал предназначен для методистов дошкольных учреждений. В статье раскрывается актуальность проблемы адаптации, ...
"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ
Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...
"Использование ИКТ в работе специалистов ДОУ с детьми ОВЗ" - консультация для специалистов ДОУ.
Использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, возможность представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонс...
Конспект ООД во второй группе раннего возраста дошкольного учреждения для открытого показа на конкурсе молодых специалистов «Молодые специалисты – 2017». «Ёлочки для зайчонка».
Конспект ООД конкретного игрового занятия, с использование персонажей сказки....
Консультация для специалистов «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ТНР»
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу ри...