Вера в силу и возможности ребенка
статья

Матвеева Римма Георгиевна

В статье авторы делятся опытом работы по внедрению элементов Реджио- технологии в образовательный процесс частного детского сада. Приводят  примеры как сделать процесс обучение детей видимым.

Ключевые слова: игра, развитие, детский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Вера в силу и возможности ребенка

Аннотация

В статье авторы делятся опытом работы по внедрению элементов Реджио- технологии в образовательный процесс частного детского сада. Приводят примеры как сделать процесс обучение детей видимым.

Ключевые слова: игра, развитие, детский проект

Введение

В ФГОС дошкольного образования прописан один из важнейших принципов -свобода детского выбора, когда сам ребенок определяет содержание своего образования, выступает субъектом образования. Свобода детского выбора. Сразу возникают вопросы: «А если ребенок ничем не хочет заниматься?», «Как писать перспективные, календарные планы?», «А сможет ли он вообще сам без помощи взрослого что-то построить, нарисовать, вылепить и т.д.?» и это еще не все. Из-за того, что среда взросления резко изменилась, мы все чаще сталкиваемся с дисинхронизацией развития. К нам приходят трехлетние, четырехлетние дети, ловко орудующие компьютерной мышью. Они могут проходить сложные уровни в компьютерных играх, но при этом почти не говорят. Очевидно, что эти навыки тормозят развитие. Педагогам приходится много наблюдать, взаимодействовать с ребенком, чтобы раскрыть его потенциал.

В нашей работе самое важное - когда взрослые доверяют детям и полны оптимизма по поводу их возможностей. Дети удивительно благодарно реагируют, когда мы доверяем им намного больше, не давим своим «всезнающим» авторитетом, не подталкиваем к результату (ох, уж этот результат!). Это потом мы увидим результат, просматривая фото-видео материалы, где дети в процессе проекта творят, исследуют.

Основное содержание работы

Когда мы впервые входим в помещение детского сада, первое на что обращаем внимание, это - оформление, дизайн интерьера, мебель, наличие игрушек. Если весь дизайн оформлен по современным стандартам, со вкусом, мебель разноцветная, игрушки расставлены в строгом порядке, то все нормально.

Каждый ли педагог или другой взрослый обращает внимание на наличие детских работ, поделок, рисунков? Порой не цепляющих глаз, кажущихся не очень привлекательными, аляповатыми, не стоящими внимания? Конечно, всем хочется уюта, гармонии, но если в детском учреждении нет детских работ, где нарисованы цветы с миллионами глаз, летают лубоганы (?) и где король микробов ест фрукты и думает, что это кексы, то становится скучно.

Мы не особенные. Раньше нам казалось, что чем больше ярко раскрашенной в разные немыслимые цвета (зеленовато-желтых, красно-желтых) мебели, игрушек, купленных в магазине, тем лучше. Душа спокойна, мы готовы принимать детей.

Настал 2017 - знаковый год для нас, коллектива детского сада «Уу-чуку-чук». Мы нашли свой путь, Реджио-подход в воспитании и развитии наших детей. Конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями, современные реалии, осмысленный выбор философского отношения к воспитанию детей подтолкнули к внедрению Реджио-подхода в образовательный процесс. Самое главное - уважать ребенка. Быть с ним на одном уровне, активно слушать, принимать его необычный взгляд на мир и поддерживать.

За эти годы у нас накопилось очень много ценных наблюдений, практических материалов работы с детьми. Особое внимание уделяем «живой атмосфере», т.е. детским эмоциям, желаниям. В приоритете: свободная игровая и проектно-исследовательская деятельность детей.

С чего начать? Начинаем с малого! Всегда при себе имейте блокнот с ручкой или стикеры. Стикеры удобно прикрепить на стену рядом с зоной, где играют дети. Услышали, увидели интересное, записали быстро и прикрепили (записывать надо именно то, что увидели, безоценочно). Слова, разговоры детей записываем без изменений, не добавляя от себя). За день накапливается достаточно наблюдений. Из наблюдений пишется анализ дня.

Хорошо, когда рядом ассистент, второй педагог. Если нет возможности и педагог один, можно подключить помощника воспитателя.

В группе отдельно организовываем зону творчества или ателье, не ждём, пока появятся средства на новую красивую мебель или качественные творческие материалы. Из наших наблюдений детям для творчества и исследования нужно не так уж много.

Предпочтение отдаем материалам с открытым назначением, взаимодействие с которыми требует от детей использования своей собственной фантазии и развития своего внутреннего мира. Используем как можно больше натуральных безопасных материалов, разных цветов. Книги и энциклопедии с хорошими иллюстрациями и побольше материалов для творчества.

Детям для полноценного развития нужно место, где он может исследовать, творить, совершать свои собственные открытия.

Особое внимание уделяется оформлению среды, способствующей естественной любознательности и творчеству детей. В группах нет пустующих зон, где детям неинтересно. Все зоны активности строятся с учетом интересов и запросов детей. В оформлении должно быть много детских работ, дети могут заинтересоваться темой, отложить и потом, видя свои работы, могут дополнить или продолжить проекты. Важен не результат, а процесс познания и творчества.

Чтобы ребенок проявил интерес к природе, технике или искусству, у него должна быть такая возможность. Поэтому в последние годы мы особое внимание уделяем оформлению среды в детском саду. Надо отметить, что оформление пространства группы детского сада исходя из интересов детей возможна, даже если у вас нет дорогостоящих материалов.

Самое лучшее оформление Реджио-среды - это детские работы (рисунки, коллажи, инсталляции, поделки и т.д.)

Ребенок рождается в мире, который придумали давным-давно до его появления. Однако, придумывать миры - самое увлекательное занятие и для малышей и для взрослых. В этом мире ты свободен.

В младшей группе дети очень любят рисовать, но рисунки Айсаны открыли нам другой мир, где есть волшебные говорящие рисунки. Мы восхищены родителями Айсаны. Они по настоящему заинтересованы в воспитании дочери, очень много разговаривают с ней, объясняют, как устроен этот мир вокруг, терпеливо отвечают на ее бесконечные вопросы. У Айсаны развитая речь, она может подробно рассказать о чем рисунок, может выхватить глазами предмет из комнаты и, отталкиваясь от увиденного нарисовать такой рисунок, что захватывает дыхание.

Это потом мы подключили других детей. Раз в месяц с провокацией и без рисуем. Современные дети особенные. Они родились в мире возможностей, где нет границ. Их мир не заканчивается за порогом дома и это здорово. Это нам надо быть гибкими, более внимательными к детям, их творческому самовыражению, а этому нигде не учат. Если хочешь быть “рядом” с детьми, надо принимать их такими какие они есть, самому развиваться, а иначе никак.

Педагоги интересуются, а где взять темы детских проектов? А темы подкидывают нам сами дети. Надо только наблюдать и документировать. Каждый день в детском саду свершаются интересные открытия.

Тема проектов определяется спонтанно, исходя из вопросов и интересов детей на данный момент, и обсуждается каждое утро во время сбора всей группы.

Необязательно, чтобы все дети были заняты на одном проекте. У всех разные интересы и, по нашим наблюдениям, дети по разному участвуют в проектах. Кто-то подключается к сооружению постройки и потом отвлекается на другие игры. Кому-то интересны раскрашивание деталей. И так в течении дня организуются разные группы.

Неоконченные (по мнению ребенка) работы остаются на месте не убираются и назавтра продолжаются. Проекты могут продолжатся полгода и больше пока детям интересно. Все продукты детского творчества вывешиваются или хранятся на полках, чтобы со временем, если у ребенка появятся новые идеи мог продолжить. Нередко дети уносят работы домой и по рассказам родителей мы узнаем, что дети дома продолжают заниматься и играть. У проекта начинается новый этап и родителям мы советуем запастись разными материала.

Заключение

Мы раскрыли путь развития детской игры и творчества в фотографиях, детских высказываниях.

С чего начать? В первую очередь обратите внимание на РЕАЛЬНЫЕ интересы ребёнка и его особенности. Чем интересуется, о чем спрашивает, чему удивляется, во что играет сам, какие игрушки и дела любит? Здесь помогает заинтересованное наблюдение и записи. Просто наблюдать и записывать — это очень помогает потом в планировании совместных дел.

В течение года реализуются несколько долгосрочных детских проектов, в которых активное участие принимают родители не просто как наблюдатели при подведении итогов, а как активные участники проектов, которые создают активную развивающую среду, интересную детям.

Системный подход в рамках Реджио-педагогики касается всех областей развития ребенка. Детям предоставляется свобода выбора, поддерживается их инициатива, учитываются желания. В этом уникальность Реджио-педагогики. Она оказывает колоссальное влияние на развитие маленькой личности.

Включение технологии Реджио-подхода в образовательный процесс детского сада, учитывание интересов и запросов детей, включение родителей в детские проекты сделало интересным и насыщенным жизнедеятельность детей.

По нашим наблюдениям выпускники научились действовать в команде, умеют слушать и уважать точки зрения других, формулировать мысли и высказываться, творчески подходить к различной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский клуб «Развитие» как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в целях развития потенциальных возможностей ребенка.

В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по организации работы детско-родительского клуба «Развитие»,  в  основе которой  лежит   совместная детско-родительская...

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА

Особенности раннего развития ребенка....

Значение режима дня для ребёнка Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного

Введение.К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого во...

Характеристика потенциальных возможностей ребенка на пороге школы

1. Физиологическая готовность ребенка к школе.2.Психологическая готовность ребенка к школе.3. Личностная и социальная готовность ребенка к школе.4. Рекомендации по совершенствованию подготовки ребенка...

Умения и возможности ребенка к 5 годам

Умения и возможности ребенка к 5 годам представлены в слайдах, которые можно использовать для информационного стенда или индивидуальных консультаций родителей....

Конспект ООД по физической культуре в старшей группе по теме: «Отнесемся к здоровью серьезно, в наших силах все возможно».

Конспект ООД по физической культуре в старшей группе по теме: «Отнесемся к здоровью серьезно, в наших силах все возможно». Задачи: - повторить ходьбу и бег по кругу, ходьбу и бег врассыпную...