Программа саморазвития Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
методическая разработка

Машнова Анастасия Михайловна

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в изучении вопроса развития речи детей; систематизация работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие речи детей с помощью произведений устного народного творчества.

 

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для развития речи детей младшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества;
  2. Объединить усилия педагогов и родителей для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме.
  4. Разработать перспективный план работы.
  5. Посредством образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
  6. Расширять знания об окружающем мире посредством фольклора.
  7. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
  8. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.
  9. Создать условия, оформить предметно-пространственную среду в группе в соответствии с требованиями ФГОС, способствующие развитию речи детей средствами устного народного творчества.
  10. Поддерживать условия для речевого развития дошкольников во всех видах деятельности.
  11. Обобщить опыт по теме самообразования.

 

Развитие проектных умений:

  1. Умение анализировать данные, конкретизировать образовательные цели.
  2. Умение отбирать учебный материал в соответствии с поставленными целями и задачами.
  3. Умение распределять время каждого этапа в образовательном процессе.

 

Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с целью заимствования методов, приемов образовательной работы с учётом собственного опыта.

 

Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.

 

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

 

Предполагаемые результаты:

 

  1. Повышение уровня компетентности и профессионализма в изучении вопроса развития речи детей младшего дошкольного возраста; внедрение и применение произведений устного народного творчества в работе с детьми, педагогами и родителями.
  2. Совершенствование собственных теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества, повышение творческой самооценки.
  3. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с применением различных произведений устного народного творчества.
  4. Поддержание условий для развития речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
  5. Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
  6. Повышение компетентности родителей в изучении развития речи детей с помощью устного народного творчества.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Программа саморазвития на 2016-2017 учебный год

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей 3-4 лет»

Подготовила: воспитатель

Коковина Анастасия Михайловна

г. Покачи, 2017 г.

Структура программы саморазвития:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель
  3. Задачи
  4. Предполагаемые результаты
  5. Этапы реализации программы
  6. Перспективный план мероприятий по реализации программы
  7. Учебно-методическое обеспечение программы
  8. Список литературы и интернет-ресурсов

Программа саморазвития

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Пояснительная записка

Работа по развитию речи – это умение ребёнком выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Немаловажным источником развития детской речи являются произведения  устного народного творчества (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные песни).    

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество – это неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение устного народного творчества в развитии речи дошкольников огромно, так как оно расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать родной язык, традиции народа.

В возрасте 3-4 лет необходимо учить детей слушать сказки, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, проявлять сочувствие положительным героям и проявлять эмоции к отрицательным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают многих сказочных персонажей, например, таких, как петушок – золотой гребешок, козлятушки–ребятушки, лягушка – квакушка и другие. Повторение слов, песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании и речи детей, они начинают использовать их в своих играх, разговорах.

Задача взрослых – помогать детям развивать речь через произведения народного творчества.

В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия устного народного творчества в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д. Ушинский, О.И. Капица, Г.С. Виноградов, А.П. Усова, М.Ю. Новицкая и другие). Эти исследователи отметили большой интерес детей к произведениям устного народного творчества, сохранение народных слов в речи детей и развитие речи с помощью произведений народа.

ФГОС ДОО в художественно-эстетическом развитии предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности в изучении вопроса развития речи детей; систематизация работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие речи детей с помощью произведений устного народного творчества.

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для развития речи детей младшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества;
  2. Объединить усилия педагогов и родителей для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
  3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме.
  4. Разработать перспективный план работы.
  5. Посредством образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
  6. Расширять знания об окружающем мире посредством фольклора.
  7. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
  8. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.
  9. Создать условия, оформить предметно-пространственную среду в группе в соответствии с требованиями ФГОС, способствующие развитию речи детей средствами устного народного творчества.
  10. Поддерживать условия для речевого развития дошкольников во всех видах деятельности.
  11. Обобщить опыт по теме самообразования.

Развитие проектных умений:

  1. Умение анализировать данные, конкретизировать образовательные цели.
  2. Умение отбирать учебный материал в соответствии с поставленными целями и задачами.
  3. Умение распределять время каждого этапа в образовательном процессе.

Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с целью заимствования методов, приемов образовательной работы с учётом собственного опыта.

Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня компетентности и профессионализма в изучении вопроса развития речи детей младшего дошкольного возраста; внедрение и применение произведений устного народного творчества в работе с детьми, педагогами и родителями.
  2. Совершенствование собственных теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества, повышение творческой самооценки.
  3. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с применением различных произведений устного народного творчества.
  4. Поддержание условий для развития речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
  5. Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
  6. Повышение компетентности родителей в изучении развития речи детей с помощью устного народного творчества.

Этапы реализации программы

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования

2016/17 уч. г.

Диагностический

Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса

2016/17 уч. г.

Практический

Внедрение опыта работы (работа с детьми, педагогами,  работа с родителями)

2016/17 уч. г.

Обобщающий

Распространение опыта своей работы

2016/17 уч. г.

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития

2016/17 уч. г.

Сроки (начало - окончание)

Содержание деятельности

Форма предоставления результатов

1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования

2016-2017 учебный год

Сентябрь –Октябрь

  1. Анализ затруднений. Постановка проблемы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.  

 2. Составление перспективного плана работы.

  Формулировка темы, выделение стержневой  проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей 3-4 лет.

Октябрь –Ноябрь

1. Изучение литературы по теме и имеющегося опыта:

-Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Издательство: Сфера. М., 2016 г.

-Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. Издательство: У-Фактория. М., 2005 г.

-Аникин В.П. Хрестоматия. Русское устное народное творчество. Издательский центр «Академия». М., 2006 г.

2. Изучение статей в журналах:

-«Дошкольное воспитание»;

-«Планета детства».

Подготовка материалов на темы: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»,  «Виды устного народного творчества и использование их в совместной с детьми деятельности».

Ноябрь –Декабрь

 1. Изучение опытов педагогов ДОУ.

 2.Изучение методики педагогов в сети Интернет.

Подбор методического оснащения.

Консультация для педагогов ДОУ «Влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

2016-2017 учебный год

Январь -

Май

1.Разработка перспективных планов работы по развитию речи детей.  

 2.Составление конспектов занятий по речевому развитию детей.

  Календарно - тематическое планирование

 

 

Январь -

Май

  1. Организация работы по развитию речи детей посредством устного народного творчества.
  2. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для родителей и детей.

  Картотеки игр, конспекты НОД, мероприятий, детских праздников,  консультаций и рекомендаций для педагогов и родителей.

Февраль -  Март

Систематизация практического материала по данной проблеме.

Наглядный материал, оборудование для дидактических игр, для занятий НОД, обобщённый опыт по теме саморазвития.

Март -

Апрель

Мастер-класс для родителей: «Изготовление настольного кукольного театра». 

Конспект и презентация по теме мастер-класса. Наглядный материал: разные виды настольного кукольного театра.

Апрель -

Май

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по развитию речи детей 3-4 лет средствами устного народного творчества.

Демонстрация материала по теме саморазвития на информационных стендах, съёмных носителях.

 

3. Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями)

2016 - 2017 учебный год

Сентябрь -Май

  1. Внедрение опыта работы.
    Формирование методического комплекса. Корректировка работы.
  2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности  в социальных сетях работников образования.

Публикации опыта по теме саморазвития  в социальных сетях работников образования.

Сентябрь -Октябрь

Работа с детьми

  1. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  2. Применение устного народного творчества в речевом развитии детей.
  3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов помогающих детям в развитии речи.

Игровые модели, дидактические игры и упражнения   (создание развивающей среды в ДОУ, уголков для творчества детей), проведение мероприятий и занятий с детьми по устному народному творчеству, выставка рисунков.

Октябрь -Ноябрь

Работа  с родителями:

1.Выступление на родительском собрании с темой: «Речевое развитие детей 3-4 лет».

2.Консультации на темы:

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»; «Какие книги читать детям»; «Берегите книгу»; «Речевые игры и упражнения»; «Народные игры с дошкольниками»; «Роль загадок в развитии речи детей»; «Русские народные традиции»; «Фольклор».

3. Мастер-класс «Изготовление кукол для настольного театра своими руками».

4. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе в течении года.

Проведение мастер-класса для родителей.

Выступление на родительском собрании по теме саморазвития.

Демонстрация методического материала для родителей (ежемесячно).

Подготовка презентации и отчёта итогов работы.

Ноябрь - Декабрь

Работа с педагогами:

Подготовка материала по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Показ открытого занятия с детьми.

Демонстрация методического материала для педагогов.

Проведение открытого занятия по теме саморазвития.

4.  Распространение опыта  своей работы

2016 - 2017 учебный год

Февраль – Апрель

  1. Подведение итогов.
  2. Оформление результатов работы.

  Демонстрация результатов:

 - открытые мероприятия;

 - презентация педагогической деятельности;

 -оформление выставки методического материала.

  Презентация совместных с детьми занятий и мероприятий.

  Транслирование опыта на заседаниях ГМО.

5. Анализ созданных педагогических условий для развития

2016 – 2017 учебный год

Апрель –

Май

Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме саморазвития.

Выводы, проектирование дальнейшей педагогической деятельности.

Отчёт по проделанной  работе по плану саморазвития.

Повышение  образовательного уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей.

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Планы взаимодействия с родителями, педагогами.
  2. Конспекты НОД, родительских собраний, мастер-класса.
  3. Сценарии мероприятий.
  4. Доклады к выступлениям и мастер-классам.
  5. Обучающие презентации, клипы, видеоролики.
  6. Дидактические игры и упражнения.
  7. Консультации для педагогов и родителей.
  8. Настольный кукольный театр.
  9. Тематические плакаты, пособия, фотоматериалы.

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2006 г. – 1127 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., Издательство: Просвещение, 2014 г.
  3. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
  4. Кагаров Е.Г. Что такое фольклор: в 4 кн. – Кн. 4. – М.: Издательство: Художественный фольклор, 1929 г.– 380 с.
  5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. СПб, 2008 г.
  6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005 г.
  7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство: Просвещение, 2014 г.
  8. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., Издательство: Сфера, 2016 г.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) ДО.
  10. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. – 352 с.
  11. http://www.maam.ru/
  12. http://nsportal.ru/detskiy-sad
  13. http://www.prodlenka.org/
  14. http://planetadetstva.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Консультация на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Консультация о развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные сл...

Программа по самообразованию. Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Программа по самообразованию.Теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

Программа по самообразованию и кружковой работе в группе «Карапузики» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с 3-7 лет»

    Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог ус...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...