Создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды в ДОО для здорового развития дошкольников
методическая разработка

Безбородова Виктория Владимировна

 В методической разработке раскрыты актуальные вопросы по созданию здоровьесберегающей развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в управленческом и содержательном аспектах, представлен алгоритм создания здоровьесберегающей среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_bezborodovoy_v.v.docx39.59 КБ
Файл rpps.pptx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей предметно – пространственной среды в ДОО

для здорового развития  дошкольников

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования Российской Федерации. В рамках реализации Национального проекта «Образование» национальной целью которого является: сохранение населения, здоровья и благополучия людей, особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных технологий оздоровления дошкольников.

Всемирная организация здравоохранения руководствуется следующим определением здоровья, подчеркивающим его ценность:

«Здоровье – это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания» (ВОЗ)

Здоровье является конституционной и национальной ценностью российского общества и лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания дошкольников.

Цель данного направления:

- сформировать навыки здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности;

- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;

- сформировать культурно-гигиенические навыки.

Приоритетом нашего ДОУ является деятельность по физическому развитию детей, в связи с чем физическое и оздоровительное направление воспитания дошкольников отражено в рабочей Программе воспитания, в ООПДО, Программе развития нашего ОУ.

Важным условием успешного формирования ценности здоровья у дошкольников является создание здоровьесберегающей развивающей предметно-пространственной среды – это управленческая задача, которая решается среди первоочередных, поскольку обеспечивает здоровье и воспитание культуры здоровья дошкольников факторами внешнего развития.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для сохранения и укрепления здоровья детей.

        «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»

Нормативные требования по организации развивающей
предметно-пространственной среды

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

  • Конституция Российской̆ Федерации;
  • Федеральный законот 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
  • Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 №28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 №2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • ПостановлениеГлавного санитарного врача Российской Федерации СП 3.1/2.4.3598-20 от 30.06.2020 №16 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
  • Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);
  • Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
  • Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  • содержательно-насыщенной–включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  • трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  • вариативной- наличие различных пространств(для игры, уединения, конструирования), периодичная сменяемость игрового материала, появление новых предметов , стимулирующих разные виды детской деятельности.
  • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Определяя наполняемостьРППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса.

Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, изобразительной, музыкальной, изобразительной, конструирование из различного материала, самообслуживание и элементарный бытовой труд)

А главное, всё наполнение развивающей предметно-пространственной среды должно быть здоровьесберегающим, т.к. любое воздействие на ребенка-дошкольника должно в своей основе иметь принцип здоровьесбережения.

При наполнении развивающей среды крайне важно определить педагогическую ценность игрушек и игрового оборудования. В этом педагогу поможет письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.

  1. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
  • физические риски,
  • психологические риски,
  • нравственные риски.
  1.   Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
  2. Принцип соответствия
  • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
  •  индивидуальным особенностям,
  • специальным особенностям ребенка…

Также при организации РППС следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и нетрадиционных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых здоровьесберегающих компетенций, отвечающих современным требованиям.

Наполнение  развивающей предметно-пространственной среды в ДОО , обеспечивающей возможность решения здоровьесберегающих задач в рамках работы по физическому и оздоровительному направлению воспитания дошкольников.

Профессиональный подход в организации развивающей предметно-пространственной среды ОУ является важным условием для создания оптимального режима двигательной активности и формирования ценности здоровья у дошкольников.

Так, в нашем ДОУ функционируют:

Групповые комнаты, в которых созданы центры «Физического развития» для совершенствования двигательных навыков с учетом возрастных особенностей и интересов детей раннего и дошкольного  возраста. Для упражнений в беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, скамейки, канаты, шнуры, для подлезания- дуги, составные цветные модули, «тоннели». Для подвижных игр и  общеразвивающих упражнений имеются  разнообразные пособия, для профилактики плоскостопия –тактильные дорожки «Змейка», сенсорные напольные коврики-пазлы, вариативные «Дорожки здоровья», для формирования правильной осанки – корригирующие стенки «Ракета», «Космонавт», подвески в воздушном пространстве для вытягивания и др. Педагоги  проявляют творчество в изготовлении нетрадиционных пособий из бросового материала. Имеются дидактические игры и оборудование, знакомящие детей с летними и зимними видами спорта(куклы-спортсмены, боксерские наборы, лыжи, клюшки и шайбы, беговелы, настольный мини-футбол, мини-хоккей) с основами здорового образа жизни(массажные мячи, полусферы, шарики и колечки су-джок, пособия для проведения глазной и дыхательной гимнастик (игры серии «Веселый ветерок», «Проследи глазами за предметом или персонажем» ) . Физкультурное оборудование для общей и мелкой моторики размещено на стеллажах и в переносных корзинах и контейнерах.

При построении развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста, очень важно учитывать особенности детей с 1 до 3 лет. В раннем возрасте актуален вопрос адаптации к условиям пребывания в детском саду. В этот сложный переходный период желательно, чтобы его условия, атмосфера и предметная среда были максимально приближены к семейным для создания психологического благополучия. Это касается и общего дизайна помещения и уютных уголков отдыха, уединения н-р, домики- палатки. Малыши должны иметь возможность беспрепятственно ходить, бегать, ползать, кататься на машинах-двигателях, кататься с мини-горки, возить за веревочку игрушки-каталки, толкать перед собой тележки. Оформление развивающей среды группы раннего возраста должно побуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Цветовая отделка помещений не должна быть ни тусклой, ни перевозбуждающей малышей. Цветовая гамма игрушек должна соответствовать основным цветам спектра.

Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, тренажерами, многофункциональными мягкими модулями, тренажерно-информационной системой «ТИСА», горкой и сухим бассейном.

В физкультурном зале имеется множество пособий и атрибутов

Для ходьбы, бега, равновесия:

  • Гимнастические скамейки  
  • Наклонные доски
  • Дорожки здоровья с разными наполнителями
  • Массажные и колючие коврики
  • Мешочки с песком
  • Дорожка – модуль
  • Скакалка - косичка
  • Конусы и ориентиры большие и малые
  • Разновысокие кубики
  • Дорожка координации
  • Координационная лестница

           Для прыжков:

  • Стойки с рейками
  • Скакалки разной длины
  • Мягкие маты
  • Шнуры для перепрыгивания

Для метания, бросания, ловли:

  • Мячи резиновые разного размера ( диаметр -7см, 13см, 20см)
  • Гимнастические мячи диаметром 20см.
  • Набор кеглей с мячом
  • Мешочки с песком
  • Кольцебросы
  • Кольца мягкие и плоские
  •  «Дартс» с дротиками
  • Диски для метания

Для ползания и лазания:

  • Гимнастическая стенка
  • Воротики  для  подлезания
  • Мягкие модули
  • Канат
  • Шнур

       Для общеразвивающих и гимнастических упражнений:

  • Гимнастические палки
  • Обручи разного диаметра
  • Султанчики для упражнений
  • Ленты короткие на колечках
  • Ленты длинные  на палочках
  • Гантели
  • Гимнастические коврики
  • Канатики
  • Кубики
  • Флажки
  • Колечки
  • Погремушки
  • Резинки

           Атрибуты для спортивных игр:

  • Мячи - футбольные, волейбольные, баскетбольные
  • Волейбольная сетка для зала
  • Ракетки и воланы для бадминтона
  • Городки
  • Клюшки, шайбы
  • Ворота
  • Баскетбольные кольца
  • Детский гольф

Инструкторы по физической культуре активно используют нетрадиционное оборудование, которое повышает интерес к физической культуре, развивает физические качества, увеличивает эффективность занятий.

  Для развития ловкости и мелкой моторики  - « бильбоке», «серсо», палочки-моталки, клубочки;

Для бросков и метания: «ракеты», «кометы»,  «хвостики»;

Для  ходьбы и прыжков: «лесенка-чудесенка», «клавиши», дорожки и «змейки» из цветных шариков, «доски здоровья» (со следами);

Для  дыхательной гимнастики: «дождик»,  «снежинки»  и др. атрибуты;                                                    Для  подвижных игр:  парашют, маски, ободки,  удочка, кубики с картинками и др.

 Для профилактики плоскостопия: массажные  дорожки, колючая дорожка, платочки, «червячки», мячики «су-джок»;

 Для релаксации: ракушки, мягкие мячики, массажные палочки.

Музыкальный зал также оснащен нетрадиционным здоровьесберегающим оборудованием (цветочки-погремушки, звенящие сосульки, шелестящие листочки, лучики-шуршалки,  шумящие дождинки, стучащие ягодки, шумовые браслеты  и т.п.)

, которое используется на музыкальных занятиях, досугах. В сочетании с музыкальным ритмом, корригирующими упражнениями для профилактики нарушений осанки и плоскостопия использование  данного оборудования оказывает значительный оздоровительный эффект, положительное воздействие на психоэмоциональное состояние дошкольников.

Для решения задач безопасности жизнедеятельности дошкольников в нашем ДОУ создана и финкционирует комната Безопасности, в которой для образовательной деятельности подготовлены яркие содержательные стенды, плакаты, демонстрационные карточки с цветными иллюстрациями, тексты литературных произведений. Для глубокого осмысления самых сложных вопросов безопасности созданы макеты «Дорожное движение», «Пожарная безопасность» с помощью которых дошкольники могут обыграть опасную ситуацию и найти пути безопасного выхода из нее. Здесь регулярно проводятся выставки детского творчества, посвященные вопросам безопасного поведения детей и взрослых.

Организация двигательной развивающей среды на участке образовательного учреждения.

Участок детского сада создан с учетом возможности организации такого вида деятельности дошкольников, как физическая активность (бег, лазанье, прыжки, катание, проведение подвижных и спортивных игр и пр.).  

Активное свободное движение является, с одной стороны, важной потребностью дошкольников, а с другой – формой их физического развития, формирования активности, самостоятельности.

Вся территория участка разбита на несколько площадок, оснащенных горками, сооружениями для лазанья, игровыми комплексами для двигательной активности детей(корабли, паровоз, столики-зонтики, машины-пружины, песочные дворики, песочницы, горки, качели и т.д.), есть пространство для проведения подвижных и спортивных игр. Часть территории обрудована под спортивную площадку со спортивным комплексом и оборудованием (щиты для метания, бревна для равновесия, яма с песком для прыжков в длину, баскетбольное кольцо «Жираф», выносная сетка для волейбола, ворота для мини футбола) для проведения физкультурных занятий, гимнастики в теплый период года, а также для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Для создания эмоционального благополучия дошкольников коллектив образовательного учреждения активно занимается озеленением и оформлением территории детского сада.

Таким образом, грамотная организация РППС является важным условием в работе педагогов по физическому и оздоровительному направлению воспитания детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию варианты использования в образовательной деятельности педагогами нашего дошкольного учреждения стандартного и нетрадиционного оборудования для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Литература:

  • О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич.

 «Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста» – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

  • «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах» Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой .- СПб.: КАРО, 2014.
  •  Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования.- СПб.:ООО «Детство-пресс», 2014.

  • «Повышение двигательной активности часто болеющих детей в детском саду» Под общ. ред.     М.Е. Верховкиной.- СПб.:  НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012.
  • Журналы:
  • «Справочник старшего воспитателя» № 8 2014;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание здоровьесберегающей предметно – пространственной среды в ДОО для здорового развития дошкольников « Здоровье – это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания » (ВОЗ) Здоровье является конституционной и национальной ценностью российского общества и лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания дошкольников . Цель данного направления : -сформировать навыки здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности; - сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей; - сформировать культурно-гигиенические навыки.

Слайд 2

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для сохранения и укрепления здоровья детей . « Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»

Слайд 3

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды Конституция Российской̆ Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021 №2 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации СП 3.1/2.4.3598-20 от 30.06.2020 №16 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции ( COVID -19)». Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»); Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»; Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Слайд 4

Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО содержательно-насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной

Слайд 5

В соответствии с образовательными областями « Социально-коммуникативное развитие » «Познавательное развитие» «Р ечевое развитие » «Художественно-эстетическое развитие» «Ф изическое развитие»

Слайд 6

Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников - Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка: физические риски, психологические риски, нравственные риски. -Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка. -Принцип соответствия возрастным (половозрастным) особенностям ребенка, индивидуальным особенностям, специальным особенностям ребенка…

Слайд 7

Наполнение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО , обеспечивающей возможность решения здоровьесберегающих задач в рамках работы по физическому и оздоровительному направлению воспитания дошкольников

Слайд 8

Центр «Физического развития» в группах раннего возраста

Слайд 9

Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала

Слайд 10

Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала

Слайд 11

«Комната Безопасности»

Слайд 12

Организация двигательной развивающей среды на участке образовательного учреждения

Слайд 13

Оформление и озеленение участков ДОО

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Роль предметно - пространственной развивающей среды как одно из средств развития речевого творчества детей

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это един...

Буклет для педагогов "Здоровьесберегающая предметно-пространственная развивающая среда в условиях ФГОС ДО".

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) ...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности....