Военно-патриотическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении
статья

В данной статье раскрывается опыт работы по реализации проекта "Растим патриотов России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-leshukova_s.n-mdou_tisulskij_detskij_sad_1_kolos.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Военно-патриотическоевоспитание

вдошкольномобразовательномучреждении

ЛешуковаС.Н.,

МДОУТисульскийдетскийсад№1 «Колосок»

Проблема патриотического воспитания в России, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Одним из основных направлений дошкольного воспитания согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации является обновление воспитательного процесса в рамках патриотического, духовного и нравственного воспитания, а так же приобщения детей к культурному наследию.

Важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте определена и в Федеральном государственном образовательном стандарте, через решение задач приобщения дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» одной из задач является развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах. Решение данной задачи рассматривается через формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей.

В настоящее время для дошкольников разработано множество программ по патриотическому воспитанию детей, издается методическая литература, разрабатываются и проводятся проекты. Но несмотря на их разнообразие, в них можно выделить только общие подходы к формированию патриотических чувств у дошкольников и, к сожалению, все они по существу лишены военного компонента. До сих пор не существует эффективных методик и технологий, по такому направлению как военно-патриотическое воспитание дошкольников,

Которое было наиболее развитым и эффективно функционирующим в 60-егоды прошлого столетия. Эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта.

В наше непростое время, такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность Родине ушлиу молодого поколения на последнее место. Это можно увидеть по тому, как начиная с 90-х годов упал престиж профессии военного, с введением оптимизации закрылись военные училища, заводы. Призывникивсе чаще стали уклонятся от прохождения воинской службы или призываются на службу совершенно неподготовленными, военнообязанные эмигрируют в другие страны, боясь мобилизации на специальную военную операцию.

Именно поэтому процесс военно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрел особую важность, ведь именно дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для эмоционально- психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Однако, отсутствие четкой нормативно-правовой базы на всех уровнях для организации комплексной системы военно-патриотического воспитания в детском саду, отсутствие новых эффективных методик и технологий воспитательной работы, ликвидация многих, хорошо зарекомендовавших себя ранееинструментовпатриотическоговоспитанияпривелоктому,что вдетских учрежденияхнедостаточно разработаны содержание и формы работы по военно-патриотическому воспитанию.

Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать организацию педагогического процесса по военно-патриотическому воспитанию дошкольников. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта «Растим патриотов России».

Основная цель проекта - воспитание подрастающего поколения в военно-патриотических традициях. Для достижения цели мы определили следующие задачи:

  • расширять знания детей о военной истории России, о Днях воинской славы, боевых и трудовых подвигах жителей страны, области, района в годы Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтах;
  • обогащать представления о воинских традициях, связи поколений защитников Родины, об организации встреч воспитанников с ветеранами войны и труда, участниками специальных военных и антитеррористических операций;
  • формировать позитивный образ Вооруженных Сил Российской Федерации, готовность к выполнению воинского долга;
  • совершенствовать физическую подготовку воспитанников, выносливость;
  • воспитатьчувство патриотизма, гордостиза свою страну, чувство коллективизма, отзывчивости имиролюбия.

Новизна проекта заключалась в формировании личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через создание в детском саду дошкольного движения «Орлята» основанном на движении «Юнармии».

Практическая значимость проекта: возможность применения представленного опыта работы для внедрения его в других дошкольных учреждениях

Ожидаемыерезультаты:

  • у детей повысится интерес к Всероссийскому Юнармейскому движению;
  • обновится содержание работы в ДОУ по военно-патриотическому воспитанию дошкольников;
  • пополнится РППС;
  • установится        тесное        сотрудничество        с        родителями        воспитанников        через вовлечение их в образовательную деятельность.
  • появятся        новые        контакты        и        реализуются        совместные        мероприятий        с социальными партнерами;
  • повысится качество образовательного процесса в ДОУ и распространение опыта работы.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа. Чтобы изучить состояние образовательного процесса в нашем учреждении по данному направлению на первом этапе был проведен тематический контроль по теме «Организация работы в ДОУ по военно-патриотическому воспитанию дошкольников». В рамках контроля были проведены: анкетирование родителей, педагогическая диагностика среди воспитанников ДОУ, мониторинг развивающей предметно- пространственной среды, через анкетирование и опросники по выявлению уровня знаний педагогов в области военно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Результаты проверки показали необходимость усиления работы по данному направлению, наполнение ее новым содержанием

Практический этап реализации программы включал в себя 4 блока, направленных на реализацию проекта «Растим патриотов России».

1 блок  «Работа с педагогами»

Работа с педагогическим составом проводилась с целью расширения знаний педагогов по вопросам военно-патриотического воспитания дошкольников. Для этого использовались разнообразные формы работы, направленные на повышение уровня компетентности педагогов:

  • педагогический совет «Организация работы по военно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»;
  • семинар «Взаимодействие педагогови специалистов ДОУ по вопросам военно-патриотического воспитания»;
  • деловая игра «Мы патриоты своей страны»;
  • игра «Угадай мелодию»;
  • анкетирование, опросы и многое другое.

В ходе проведения данных форм, педагоги запаслись не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.

Педагоги, активно участвовали в профессиональных конкурсах, публиковали статьи в журналах, интернет-сообществах и на страничках официального сайта ДОУ.

2 блок  «Работа с родителями»

Работа с семьями строилась по принципу взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе их интересов и способностей способствовал установлению доверительных партнерских отношений, обеспечивая психологическую безопасность участников образовательного процесса.

Родители с удовольствием вовлекались в предложенные мероприятия, а именно: конкурсы,выставки,участие в акциях, флешмобах, праздниках.

Активно помогали педагогам пополнять развивающую предметно- пространственную среду. Оказали безвозмездную помощь в приобретении военной формы на Парад Победы

3 блок  «Работа с воспитанниками»

В работе с воспитанниками по военно-патриотическому воспитанию использовались разнообразные формы работы: занятия, беседы, игры военно- патриотического содержания; квест-игры; соревнования; все виды творческой деятельности детей; проведение совместных праздников, посвященные памятным датам; проведение развлечений, викторин, конкурсов, акций; организация выставок (совместная деятельность детей и родителей); волонтерская деятельность; экскурсии, целевые прогулки (по посѐлку, в музей, к памятникам и мемориалу и др.); коллективные творческие дела; организация совместного проживания событий взрослыми и детьми; использование аудиозаписей и технических средств обучения (просмотр и обсуждение виртуальных экскурсий, презентаций, мультфильмов).

4 блок «Работа с социумом»

Для достижения цели проекта и реализации поставленных задач большое

значение        имели        совместно        организованные        мероприятия        по        военно- патриотическому воспитанию с социальными партнерами:

  • МУ ДО Тисульская ДЮСШ (соревнования «Малыши шагают в ГТО», экскурсии);
  • МУ ДО Дом детского творчества Тисульского района (конкурс выразительного чтения);
  • МКУК «Тисульский Центр досуга» (конкурс «Радуга талантов);
  • МБУК «Историко-краеведческий музейТисульского района» (тематические экскурсии);
  • МДОУ Тисульский детский сад №2 «Лукоморье» (Дружеская встреча

«Плечом к плечу»,«Za Zдоровье»).

  • Военный комиссариат Тяжинского и Тисульского районов Кемеровской области-Кузбасса (проведение акции «Подарок солдату», Парада Победы военно-спортивная игра «Зарница»).

Благодаря проекту «Растим патриотов России» у воспитанников повысился интерес к Всероссийскому Юнармейскому движению, к занятиям спортом.

Литература

  1. Агапова, Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 4. - С. 130-134. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36642677_82968118.PDF
  2. Бесхмельницына, Л.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников посредством поэзии военной тематики / Л.Ю. Бесхмельницына, В.П. Мухина // Вестник научных конференций. - Тамбов, 2018. - № 5-3 (33). - С. 31-32. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35200104_53505532.pdf
  3. Бобрикова, Е.В. Патриотическое воспитание дошкольников посредством развивающих игр / Е.В. Бобрикова, С.Д. Бочарникова, Я.С. Кокуркина // Научные исследования и современное образование: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 02 июля 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары, 2018. - С. 47-50. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35361194_64748666.pdf
  4. Дедюкина, М.И. Организация экскурсий к местным памятникам великой Отечественной войны в рамках патриотического воспитания дошкольников / М.И.Дедюкина,А.Д.Тимофеева//Научноеобозрение.Педагогическиенауки. - 2019. - № 4-1. - С. 66-69. -

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39164596_36239144.pdf

  1. Носаева, И.А. Проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста / И.А. Носаева // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 6 (18). - С. 141-143. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34913939_87545297.pdf
  2. Придатко, Н.Г. Влияние детской литературы на патриотическое воспитание дошкольников / Н.Г. Придатко, И.В. Зарецкая // Донецкие чтения 2019: образование, наука,инновации, культура и вызовы современности: материалы IV междунар. науч. конф. 2019.( Донецк, 31 октября 2019 г.) - С. 220-224.- https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41422380_99405038.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""

О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....

Система экологического образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении

2014 год  в России объявлен, годом экологической культуры.Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования  деятельности образоват...

Трудовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на восп...