Трудовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка по теме

Насруллаева Оксана Сабировна

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.

Дошкольное учреждение выполняют задачу большой значимости — подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека

   Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

   Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. Приобщение ребенка к самостоятельному труду, его знакомство с работой  взрослого является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее волевых качеств.

Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти,

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moe_portfolio.ppt926.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОРТФОЛИО Насруллаевой О.С. Старшего воспитателя ГБОУ детский сад комбинированного вида № 381

Слайд 2

ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ: ОБРАЗОВАНИЕ: высшие ( в 2004 г. закончила Дагестанский Педагогический Государственный Университет КВАЛИФИКАЦИЯ : учитель Биологии. Практический- психолог. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: Биология с дополнительной специальностью«Практическийи -психолог». ЗАНИМАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ : Старший воспитатель СТАЖ РАБОТЫ : 6 лет.

Слайд 3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: « ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДЕ »

Слайд 4

ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА И АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Слайд 5

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Дошкольное учреждение выполняют задачу большой значимости — подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов. Приобщение ребенка к самостоятельному труду, его знакомство с работой взрослого является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее волевых качеств. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Слайд 6

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника.. Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями – здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Слайд 7

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе. По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов: - хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи; - труд «в природе»: выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными; - ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву. Ребенок растет, и по мере его роста труд может усложняться; может становиться более широким круг задач, которые решаются трудовым воспитанием. Для детей до четырех лет характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд – самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей. В среднем и старшем дошкольном возрасте расширяются физические возможности детей, увеличивается сила и ловкость движений, возрастает осознание общественной значимости труда. Основное место отводится уже хозяйственно-бытовому труду всей семьи (а в детском саду – для коллектива группы), труду в природе, вводится ручной труд.

Слайд 8

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ.

Слайд 9

Главная цель труда – в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Выделяются следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива. В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость. Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно – бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п.

Слайд 10

В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок. Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников).

Слайд 11

В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер. На протяжении дошкольного возраста у детей складывается собственно трудовая деятельность, которая развивается от овладения отдельными трудовыми действиями к овладению полными трудовыми процессами, а затем к овладению видами труда, состоящими из ряда трудовых процессов. Овладение видами труда предполагает более сложные формы деятельности ребенка. При этом, прежде всего ставится сложная комплексная цель, обобщающая ряд конкретных целей. Цель хозяйственно-бытового труда — привести в порядок групповую комнату — включает ряд конкретных целей и в соответствии с ними ряд конкретных трудовых процессов (вымыть и убрать на место игрушки, строительный материал, протереть мебель, подклеить коробки для настольно-печатных игр, подмести пол и т. п.). Выполнение того или иного вида труда предполагает планирование последовательности выполнения трудовых процессов: сначала снять игрушки и коробки с играми с полок, протереть мебель, поставить вымытые игрушки и подклеенные коробки на чистые полки и затем подмести пол.

Слайд 12

Нарушение последовательности усложнит достижение цели в данном виде труда или даже помешает получить соответствующий результат. Разнообразие трудовых процессов, входящих в вид труда, позволяет распределять их между детьми, организовывать коллективный труд, достигать общего результата. Однако овладение видами труда зависит от того, насколько дети овладели отдельными трудовыми процессами, умением ставить конкретную цель и организовывать ее достижение: отбирать материал и инструменты, осуществлять трудовые действия в определенном порядке, получать нужный результат, соответствующий цели трудового процесса. Воспитание личности ребенка в труде находится в прямой зависимости от того, насколько ребенок освоил трудовую деятельность (трудовые процессы, виды труда). Неумение поставить цель и достичь результата, неумение выполнить трудовые действия приводит к тому, что ребенок избегает участия в труде, формируется отрицательное отношение к труду, складываются отрицательные качества личности. Поэтому педагогическое руководство должно предусматривать развитие, формирование самой трудовой деятельности у детей, воспитание правильного отношения к труду, воспитание личности ребенка в труде. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста включает три группы задач:

Слайд 13

Первая группа определяет педагогическое влияние на формирование самой трудовой деятельности и включает: 1. Последовательное формирование у детей умений осуществлять трудовые процессы. Генетически ребенок сначала осваивает результативные трудовые действия, а затем в младшем и среднем дошкольном возрасте учится самостоятельно осуществлять трудовые процессы: ставить цель, отбирать в соответствии с ней материалы и инструменты, располагать их рационально на рабочем месте, выполнять последовательно ряд трудовых действий, достигать результат, соответствующий цели, убирать на место трудовое оборудование, приводить в порядок рабочее место. 2. Своевременное формирование у детей умения осуществлять доступные им виды труда, включающие наборы трудовых процессов. Решение этой задачи предполагает освоение детьми умения ставить более широкие комплексные цели, с учетом обстановки планировать их реализацию: предусматривать определенные трудовые процессы, определять последовательность их выполнения и осуществлять их, распределять трудовые процессы между участниками труда, достигать результат в соответствии с целью.

Слайд 14

3. Формирование первоначальных общественных мотивов трудовой деятельности. Вначале ребенка побуждает к трудовой деятельности интерес к предметам и действиям с ними. Однако нестойкий интерес к предметам, многообразие действий часто приводят к подмене трудовой деятельности игрой и затуханию интереса к труду. Интерес же к достижению результата труда, который возникает в младшем и укрепляется в среднем возрасте, делает процесс труда привлекательным для детей, вызывает устойчивое и осознанное стремление к участию в нем. К старшему дошкольному возрасту на основе понимания общественной значимости результатов труда складываются первоначальные общественные мотивы деятельности: сделать что-то для другого, помочь сверстнику добиться нужного результата. Такие первоначальные общественные мотивы побуждают детей к длительным трудовым усилиям, к достижению результата труда хорошего качества, обеспечивают стойкий интерес к самой трудовой деятельности. От решения этой группы задач зависит включение ребенка в труд, уровень развития трудовой деятельности, а, следовательно, и ее использование как средство воспитания.

Слайд 15

Вторая группа задач направлена на воспитание положительного отношения к труду взрослых и предусматривает: 1. Вычленение для ребенка труда взрослых как особой деятельности, направленной на достижение значимых для других результатов. Дети дошкольного возраста еще не умеют четко отличать труд взрослых от других форм деятельности. Существенным признаком труда выступает достигнутый результат, удовлетворяющий потребности людей. Поэтому необходимо формировать направленность восприятия ребенка на вычленение результата труда взрослого, расширять знания о назначении результатов труда, их общественной значимости, знания о том, как достигаются результаты труда. 2. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, стремления оказывать ему посильную помощь. Существенное значение при этом также имеют знания о результатах труда человека, их общественной значимости, знания об отношении человека к труду. 3. Воспитание бережного отношения к результатам труда взрослого — к вещам, окружающим детей. Важно показать и рассказать детям о том, что каждая вещь создана для того, чтобы она служила не одному человеку, а многим людям. Эта группа задач решается главным образом в процессе формирования знаний о труде взрослых.

Слайд 16

Третья группа задач направлена на воспитание личности ребенка в процессе трудовой деятельности. Она включает: 1. Воспитание правильного отношение детей к собственному труду: трудолюбие, готовность участвовать в любом труде, не избегая неприятной работы, стремление доводить каждое дело до конца и привычка к трудовому усилию и т. п. Решение этой задачи опирается на формирование умений осуществлять трудовые процессы, на общественные мотивы труда. 2. Воспитание личностных черт: ответственности, самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, инициативности, решительности, выдержки и терпения и т. п. Реализация этой задачи тесно связана с воспитанием у ребенка отношения к своему труду. 3. Воспитание поведения и положительных взаимоотношений между детьми: умение работать дружно и согласованно, доводить коллективный труд общими усилиями до нужного результата, доброжелательно оценивать труд товарищей, проявлять заботу о товарище, оказывать ему помощь и т. д. Решение этой задачи предполагает освоение трудовых процессов и видов труда детьми. Все перечисленные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе.

Слайд 17

РАБОТА С РОДИТЕЯМИ.

Слайд 18

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе с взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

Слайд 19

Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых. Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников могут быть использованы разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др. Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Обычно эту работу родители выполняют в отсутствии детей и не используют ее в воспитательных целях. Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.

Слайд 20

Беседа с родителями на тему «Труд». Интерес к труду В правильном воспитании ребёнка непреходящее значение имеет труд; в приложении к ребенку – посильный труд. Вам вовсе не обязательно возлагать на плечи пятилетнего малыша уборку всей квартиры, но попросить его вытереть влажной тряпкой пыль с подоконника вы можете вполне. Ребёнок может помогать при уборке (а в своей комнате следить за порядком должен исключительно он), при приготовлении пищи, он может разложить ложки и вилки перед едой, в возможностях ребёнка – покормить некоторых домашних животных (кошку, собаку) и птиц (попугайчиков, канареек, а в сельской местности – кур и цыплят); ребёнку вполне по силам полить многочисленные домашние растения (пусть это не Бог весть, какая помощь, но ребёнок освободит вам с четверть часа драгоценного времени, равно как и сэкономит часть сил). И ещё ребёнок может оказать помощь во множестве всяких мелочей: поднять и выбросить обронённую бумажку, убавить звук радиоприемника, закрыть кран, если капает вода. Используйте удобный момент – интерес.

Слайд 21

Награда за труд Объясните ребёнку важное жизненное правило – что всякое удовольствие надо заслужить. Если какой-то человек гонится за удовольствиями, не желая работать, если он хочет только брать, не желая давать, то такой человек порочен и имеет весьма неважные перспективы. У вас появится повод поговорить с ребёнком о совести. «Если хочешь со спокойной совестью (с чувством выполненного долга) посмотреть мультик, позаботься о порядке среди игрушек». Труд ребёнка не должен не остаться не замеченным с вашей стороны, а должен быть поощрён: похвалой, каким-нибудь недорогим подарком. Даже если ребёнок что-нибудь сделает не так. А если он что-либо разобьёт, сломает, не вздумайте ругать его – ведь ребёнок хотел помочь. Труд и результаты труда должны сопровождаться положительными эмоциями.

Слайд 22

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду» Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще? Конечно, приучать ребенка к труду необходимо. Но как и когда это делать? Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Сестра моет посуду, мама моет полы, папа забивает гвоздь. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней. Когда ребенок пытается «помогать». Не отгоняйте его. В этот период фразы типа «не лезь», «не трогай», «не умеешь», «я сама» – могут взрастить в ребенке зерно апатии к труду и любой помощи своим близким. Лучше направляйте его трудовую энергию в нужное русло. Конечно, любую работу любой взрослый сделает быстрее и качественнее без «помощи» малыша. Но совместный труд просто необходим для воспитания ребенка. Ребенок сам пытается стирать, мыть посуду, полы. Не препятствуйте этому, а следите, чтоб этот процесс был безопасен. Можно капнуть на губку немножко моющего средства (при этом не забудьте плотно закрыть сам флакон) и дать ребенку неопасную и небьющуюся посуду. Струя воды должна быть отрегулирована – маленький напор и подходящая температура.

Слайд 23

Полезна и стирка, как для девочек, так и для мальчиков. Пусть ребенок перед сном стирает свои трусики. Покажите малышу, как намыливать, как тереть руками, как полоскать, выжать, а потом повесить на батарею. Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка! Когда малыш уснет, не забудьте так же переделать его работу, но обязательно так, чтобы он об этом даже не догадался. Главное, внимательно следите за тем, чтобы все взрослые опасные орудия труда были надежно убраны от малыша. Ножи, ножницы, инструменты должны храниться в местах, недоступных для ребенка. Приучайте малыша складывать свои игрушки. Ни в коем случае не надо заставлять – мол, сам играл, сам и убирай. Главные здесь слова «вместе» и «помощь». «Ты мне сегодня так помогал! Давай и я тебе помогу, мы вместе расставим игрушки по местам, сложим кубики. Посмотри, как чисто, красиво!» Кстати, следите, чтоб ребенок, поиграв с какими-либо игрушками, убирал их на место перед тем, как взять другие. Это как нельзя лучше помогает воспитанию ребенка. Да и в квартире будет, где ходить. Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием. Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. Приучайте малыша к труду как можно раньше!

Слайд 24

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

Слайд 25

Консультация «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у дошкольников» В последние годы труд детей стал рассматриваться и как средство всестороннего воспитания: в процессе труда дети наблюдают за ростом и развитием растений и животных; осуществляют трудовые усилия; испытывают эстетическое чувство при изготовлении игрушки-самоделки из природного материала. Всё это оказывает влияние и на расширение кругозора дошкольников, обогащает словарь, побуждает творить прекрасное своими руками. Труд детей своеобразен. Продукты его объективно мало значимы, но необходимо обращать внимание на его субъективную значимость, на затраченные ребёнком трудовые усилия, на проявление им воли, настойчивости, на желание трудиться, чтобы доставить радость окружающим или сделать что-то полезное своими руками. На протяжении дошкольного детства могут быть реализованы следующие задачи трудового воспитания: -формирование всех компонентов трудовой деятельности: практических умений и навыков, навыков организации и планирования своей работы, контроль и самооценка;

Слайд 26

-воспитание уважения к труду людей, результатам труда, труженику; -воспитание нравственных качеств: трудолюбия, самостоятельности, ответственности, настойчивости; -воспитание положительного отношения к труду; -воспитание положительных взаимоотношений между детьми. Существует ряд условий, которые способствуют решению этих задач. Одним из таких условий является овладение детьми, определёнными правилами, специфичными для труда как деятельности. Формирование личности ребёнка в труде остаётся центральной задачей. Но лишь при условии, что труд ребёнка будет не механический, а осмысленный, с элементами творчества; если ребёнок будет доводить свою работу до конца, преодолевая трудности; выполнять её со старанием. Непременное требование: ни одного ребёнка нельзя включать насильно в трудовую деятельность. Исключительно важен психологический настрой детей на труд. Если ребёнок трудится с желанием, становится более качественным сам труд, его результаты. Известно, как велико воздействие на ребёнка мотивов его труда (ради чего, для кого он выполняет ту или иную работу) и его эмоциональное состояние – те чувства, которые дошкольник испытывает в связи с предстоящим трудом, в его процессе. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что для воспитания у них положительного отношения к труду недостаточно опираться только на их интерес. Одним из важнейших и эффективных условий воспитания положительного отношения к труду является

Слайд 27

требование взрослого. Но воспитателю необходимо помнить, что бездумное, беспрекословное подчинение ребёнка требованиям педагога, привычка действовать по инструкции может привести к излишнему морализированию. Следует постоянно менять методы педагогического воздействия, совершенствовать их в соответствии с возрастом и трудовым опытом детей. Это особенно важно для того, чтобы выполняемая ребёнком работа оказала воздействие на его нравственное развитие. Например, метод убеждения, разъяснения не всегда даёт положительный эффект. В ряде случаев требование оказывается сильнее, определённее, так как подчёркивает необходимость и безотлагательность выполнения порученного дела, воспитывает исполнительность, ответственность. Следует иметь в виду, что требования бывают, различны по своим педагогическим целям и возможностям. Они могут, к примеру, не только подчеркнуть необходимость выполнения порученного дела, но и помочь ребёнку выполнить его. Одни требования могут быть связаны с выполнением специфических трудовых действий, которые помогают овладеть необходимыми навыками: правильно вытирать стол или складывать после еды посуду, правильно носить лейку, не разливая воду и т, д. Другие требования связаны с качеством выполняемой ребёнком работы: не сорить, не брызгать на пол воду, не отвлекаться во время работы и т. д. Необходимые требования ребёнок осваивает постепенно, в зависимости от ситуации.

Слайд 28

Для того чтобы не было излишней регламентации трудовой деятельности ребёнка, любое требование может быть облачено в форму более обобщённого правила , в котором содержится как бы несколько требований. Формулировка правила должна быть понятна ребёнку, помогать его деятельности, а не просто сдерживать нежелательные действия. Привлекая ребёнка к трудовой деятельности, надо с самого начала познакомить его с правилом: -любое дело должно быть доведено до конца. Напоминание этого правила особенно помогает в тех случаях, когда взрослые замечают, что ребёнок вот–вот прервёт работу и, не закончив её, уйдёт играть. При напоминании же этого правила, ребёнок обычно сосредотачивается и старается закончить начатое дело. Когда ребёнок получает задание взрослого, он должен руководствоваться правилами такого содержания: - сначала выслушай внимательно, что надо сделать, а потом начинай выполнять; - приготовь всё, что тебе будет нужно для работы Когда ребёнок приступает к выполнению порученного ему дела, взрослый, наблюдая за его работой, может увидеть, какое из следующих правил нужно напомнить ребёнку: -любую работу надо выполнять хорошо, правильно и аккуратно; -насорил, разлил воду – убери, не жди, чтобы тебе об этом напоминали другие или делали это за тебя; -когда трудишься, нельзя отвлекаться, смотреть по сторонам, убегать к играющим детям, снова возвращаться.

Слайд 29

Для того чтобы ребёнок испытывал большую ответственность при выполнении трудового задания, следует познакомить его с правилом: -закончишь работу, сообщи мне об этом. Это правило напомнит ребёнку о необходимости закончить работу, а взрослому – о необходимости его оценить. Часто во время работы ребёнку приходиться напоминать о правилах, которые связаны не только с качеством выполняемого им задания, с отношением его к работе, как перечисленные выше, но и с усвоением трудовых умений и навыков. Правила эти связаны с содержанием самой работы. Например, как правильно выкручивать после стирки кукольное бельё; как правильно рыхлить землю в цветочных горшках, не рассыпая её и т. д. Правило всегда лучше запоминается и усваивается, если ребёнок может видеть, как следует выполнять ту или иную работу. Поэтому очень важно поработать вместе с ним. Совместный труд взрослого и ребёнка – один из наиболее действенных приёмов воспитания у детей положительного отношения к труду. Дети перенимают не только трудовые умения и навыки, но и отношение взрослого к делу, усваивают необходимые правила. Совместный труд не только помогает ребёнку усвоить трудовые навыки, но и создаёт необходимую эмоциональную основу в трудовой деятельности. Общение в труде создаёт атмосферу доверия,

Слайд 30

доброжелательности, симпатии друг к другу. В детском саду дети охотно трудятся вместе со сверстниками, воспитателем, с помощником воспитателя. Педагог должен посоветовать родителям, чтобы дети и дома принимали посильное участие в домашних делах. При совместном труде могут помочь следующие правила: -начиная работу, договорись с товарищами, кто какое дело будет выполнять; -будь внимателен, помогай товарищам; не жди, чтобы тебя об этом попросили; вместе можно сделать лучше и быстрее; -если тебе трудно, попроси и тебе помогут; -во время работы не надо мешать друг другу; -начал работу с товарищами – не бросай её неоконченной. Благодаря правилам трудовая деятельность ребёнка становится целесообразной, понятной ему. Но полностью подчинять поведение ребёнка требованию и правилу не следует – это может привести к привычке ,действовать только по инструкции взрослого. Ребёнок будет выполнять требования взрослого, но положительное отношение к труду может и не сформироваться. Поэтому следует рассматривать правила как одно из условий воспитания положительного отношения к труду наряду с другими условиями и методами воспитания (одобрение, поощрение, положительная оценка).

Слайд 31

От положительной оценки, поощрения взрослого у ребёнка возникает чувство радости, удовлетворения. И чем чаще он испытывает подобные положительные эмоциональные переживания, тем успешнее формируется у него положительное отношение к работе, желание трудиться. Для успешного усвоения правил, связанных с трудовой деятельностью, важно создать в группе положительную эмоциональную атмосферу. Приветливый тон, заботливое отношение педагога к трудовой деятельности каждого ребёнка, к его успехам, неожиданная похвала, искреннее переживание в случае неудачи способствуют этому. Между детьми и взрослыми устанавливаются дружеские взаимоотношения. В таких условиях правила усваиваются детьми легко и естественно, как норма поведения. Дети начинают проявлять интерес к труду, инициативу. Проявление инициативы – один из показателей отношения к труду. Труд содержит в себе притягательную силу, оказывающую на личность огромное положительное эмоциональное воздействие.

Слайд 32

РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Слайд 33

Перспективное планирование. 1. Поручения в помещении. Убирать на место игрушки, оборудование. Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, переодевать расчесывать. Протирать легко моющиеся игрушки. Отбирать подлежащие ремонту книжки. Расставлять стулья, держа правой рукой за спинку, левой – за сиденье. Снимать грязные и развешивать чистые полотенца. Раскладывать мыло в мыльницы. Относить и приносить предметы по просьбе взрослого. Ухаживать за комнатными растениями. 2.Поручения на участке. Отбирать игрушки для игр на участке .Очищать игрушки от песка, мыть. Убирать игрушки после прогулки на место. Протирать скамейки, постройки. Поливать песок из лейки. Делать из песка горку. Подметать дорожки. Собирать и уносить мусор. Нагружать снег в ящики, возить его к месту сооружения построек, сгружать. Расчищать дорожки от снега. Сметать снег со скамейки, построек. Убирать высохшие листья растений с клумбы. Посыпать дорожки песком.

Слайд 34

Дежурство. Закреплять умение дежурить по столовой: мыть руки, надевать фартук, ставить салфетницу, хлебницу на свой стол, раскладывать столовые ложки, вилки справа от тарелки ковшиком вверх. Участвовать в уборке посуды после еды. Учить относить чашки, держа за ручку, на отдельный стол. Учить готовить материал к занятиям по лепке: раскладывать доски, стеки, пластилин. Учить готовить материал к занятиям по рисованию: раскладывать коробки с красками и карандашами, кисточки, подставки и т.д. Учить готовить воду для занятий по рисованию, работать аккуратно, помогать при подготовке к занятиям по аппликации: раскладывать кисточки для клея, подносы для бумаги. Совместный труд со взрослым. Уносить со стола посуду, ставит в определенное место. Протирать пыль с подоконника, со шкафа. Мыть игрушки. Стирать кукольное белье, отжимать, развешивать. Подготавливать рабочее место для совместного труда с воспитателем по ремонту книг. Отводить весеннюю воду под деревья и кусты. Методические приемы. Показ приемов работы, объяснение, напоминание, указания. Беседы. Дидактические игры. Сюжетно-ролевые игры.

Слайд 35

Конспект проведения труда в средней группе «стирка кукольного белья». Цель: - приучать детей чистоту и порядок в игровой комнате; -формировать трудовые навыки в работе с водой (стирка белья) -учить трудится сообща, в определенной последовательности: а) сортировать белье на белое и черное; б) тщательно намыливать белье и тереть между рук; в) тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать на веревку; - воспитывать у детей аккуратность и взаимовыручку; -начатое дело доводить до конца. Оборудование: клеёнка, тазик, ковш, мыльница с мылом, фартуки, прищепки. Игровой момент: куклы плачут, у них испачкались платья). Ход занятия: Ой, ребята слышите, кто-то плачет, да это же наши куклы. (Выясняю у детей, что же случилось? Предлагаю успокоить их). - Нашим куклам очень стыдно сидеть перед гостями в испачканных платьицах. Что же делать? Как им помочь? - Правильно, надо кукол переодеть в чистую одежду, а грязную постирать. Где же сундучок с чистым бельем.

Слайд 36

(Дети переодевают кукол и складывают белье в тазик) Посмотрите, какие куклы довольные, ведь у них чистое белье, а это грязное мы будем стирать. Садитесь на диванчик поудобнее и посмотрите, как умеют трудиться наши хозяюшки, а гости тоже на нас посмотрят. Что же для работы нам нужно сделать? - Правильно подготовить рабочее место и самим подготовиться. Что для этого потребуется? (Дети готовят рабочее место, все необходимое. Спрашиваю, для чего нам нужна, та или иная вещь, в чем ее необходимость). Клеёнка - не мочить столы. Ковш - наливать воду. Тазик - стирать в них белье. Фартуки - не пачкать, не мочить одежду. В какой воде будем стирать? Почему? - Посмотрите, кажется к стирке всё готово. - Что мы с вами забыли сделать с бельём? - Правильно надо его разобрать на белое и цветное. Сначала стирается белое, чтобы не закрасилось. - Наш девиз хозяюшки?

Слайд 37

"К труду готов, больше дела меньше слов" Даю детям указание, как поудобнее встать у тазиков, чтобы не мешать друг другу. Спрашиваю, чтобы дети показали и рассказали приемы стирки руками и при помощи стиральной доски. - Надо стараться не отставать друг от друга, и не следует заставлять товарищей ждать. Наш девиз: «Сделал сам, помоги другому». (Слежу, чтобы дети постиранное белье складывали отдельно от цветного в другой тазик) - Вот как много оказалось у нас дела! Как интересно работать вот так дружно всем вместе, помогая друг другу. И дело спорится. - Постирали дружно все вместе, закончили, никто не отстал? - Что же делаем дальше? - Правильно, нужно белье тщательно прополоскать? - Для чего? Дети: Чтобы смыть мыло, чтобы белье было чистое. (Напоминаю, что полоскать белье нужно так же, начиная с белого. Прошу нескольких детей показать и рассказать, правильность выполнения.) - Что делаем с чистым прополосканным бельем? - Правильно, расправляем, встряхиваем и развешиваем прищепками на веревку.

Слайд 38

(Так же прошу показать процесс выполнения) В конце процесса труда объединяю результаты всех в один общий итог. - Ай да хозяюшки, ай да молодцы! Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали, всея веревка бельем завешена. И куклы довольны, ведь у них еще будут чистые наряды на смену. "Сделал дело, гуляй смело!" кто еще знает пословицы о труде? (дети дополняют) - Молодцы, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем месте, все уберем.

Слайд 39

Использованная литература: 1. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1983. 2. Жуковская Р. И. Игры и трудовые занятия в детском саду. — М.; Л., 1935. 3. Моложавый С. С. Игра и труд в дошкольном возрасте. — М.; Л., 1929. 4. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / Под ред. Р. С. Буре. — М., 1987. 5. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. — М., 1987. 6. Л. Куцакова: Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез, 2007 г. 7. О. И. Бочкарева : Трудовое обучение. Занимательные материалы-В.., 2008г. 8. Учите детей трудится: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.; 1983. 9. Дошкольная педагогика; Под редакцией В. И. Логиновой. П.Г Саморуковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""

О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....

Система экологического образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении

2014 год  в России объявлен, годом экологической культуры.Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования  деятельности образоват...

консультация для воспитателей"Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС."

Трудовая деятельность  в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.Задачи по...