Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа
Рабочая программа педагога – психолога МБДОУ «Детский сад» «Снежинка» разработана на основании «Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Снежинка», составленной в соответствии с Федеральной образовательной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 129.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «Снежинка»
(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Снежинка»
01.09.2023 г. приказ № 71
__________Е.В. Зорина
Рабочая программа педагога-психолога
на 2023 – 2024 г.г.
Составитель: педагог-психолог
Алексеева О.В.
г. Гагарин, 2023 г.
Содержание
I | Целевой раздел | |
1.1.Пояснительная записка | ||
1.1. 1.Цель и задачи Программы | ||
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | ||
1.2. Значимые для разработки Программы характеристики | ||
1.3. Планируемые результаты Программы. Целевые ориентиры | ||
II | Содержательный раздел | |
2.1 Направления деятельности педагога-психолога | ||
2.1.1.Психологическая диагностика | ||
2.1.2.Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды | ||
2.1.3. Психологическое консультирование | ||
2.1.4. Коррекционно-развивающая работа | ||
2.1.5. Психологическое просвещение | ||
2.1.6. Психологическая профилактика | ||
2.1.6.Организационно-методическая работа | ||
2.2. Содержание деятельности в рамках ППк | ||
III | Организационный раздел | |
3.1 Материально-техническое обеспечение | ||
3.2. Предметно-пространственная развивающая среда | ||
3.3. Методическое оснащение программы по направлениям работы педагога-психолога |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа педагога – психолога МБДОУ «Детский сад» «Снежинка» разработана на основании «Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Снежинка», составленной в соответствии с Федеральной образовательной программой.
Нормативно-правовую основу программы составляют:
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 29.12.2022 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (редакция от 21.01.2019 г.)
- Приказ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (изменения от 01.12.2022 г.)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)
- Приказ МО РФ от 22.10.1999 г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе МО РФ»
- Распоряжение МП РФ от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в МБДОУ предполагает:
- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;
- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;
- умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка МБДОУ в работе с детьми от 2 месяцев до 8 лет, работа с родителями воспитанников и педагогами МБДОУ.
Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.
1.1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, основных и дополнительных образовательных программ, а также оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы.
Задачи:
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.
- Содействие полноценному психическому и личностному развитию детей.
- Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
- Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса.
- Содействие повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.
- Налаживание взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.
- Активизация работы учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников, через создание социально-педагогической среды «ребёнок- детский сад- семья».
Годовые педагогические задачи МБДОУ «Детский сад» «Снежинка» на 2023-2024 учебный год:
1. Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия детей и взрослых
2. Формирование культуры безопасности как условие и результат позитивной социализации дошкольников.
Психологическое сопровождение педагога-психолога в образовательном процессе направлено на:
- психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей (законных представителей);
- содействие воспитательной работе педагогам;
- адаптацию ребенка к детскому саду;
- раннее выявление возможных трудностей усвоения программного материала ребенком при групповой форме работы;
- организацию коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
При разработке Программы учитывались следующие научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)
1.2. Принципы к формированию программы:
Образовательная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.2. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ
В МБДОУ реализуется психолого-педагогическое сопровождение четырех групп детей (первая группа раннего возраста № 8, младшая группа № 10, средняя группа № 4, подготовительная группа № 6).
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
Психологические особенности детей 2-3 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Удовлетворение своих потребностей, потребность в заботе |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Специфические действия с игрушками, элементы сюжетно-отобразительных действий |
Отношения со взрослыми | Ситуативное: взрослый – источник удовлетворения потребностей |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта |
Способ познания | Целевые пробы |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) |
Внимание | Непроизвольное, быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание кратковременно (зависит от заинтересованности) |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание, кратковременная |
Мышление | Наглядно-действенное |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности и поведения в коллективе |
Психологические особенности детей 3-4 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Экспериментирование. Конструирование. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм. |
Психологические особенности детей 4-5 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста |
|
Возрастные особенности детей 5 -6 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов. |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение | Развитие творческого воображения. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1.Планирующая функция речи. 2.Предвосхищение результата деятельности. 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). |
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении в и самоутверждение |
Ведущая функция | Общение со сверстниками, осознания своего «Я» |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры |
Отношения со взрослыми | Ситуативно - деловое + ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов. |
Память | Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-слетстьвенные связи. |
Воображение | Развитие творческого воображения стереотипности образов. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания |
Новообразования возраста |
|
Различные целевые группы для оказания адресной психологической помощи (на основе ФОП ДО):
- Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития.
- Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:
- с ОВЗ и/или инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством РФ;
- обучающиеся по индивидуальному учебному плану / учебному расписанию на основании медицинского заключения (часто болеющие дети (ЧБД)
- обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;
- одарённые обучающиеся.
- Дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
- Дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке.
- Обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая/завышенная самооценка, завышенный уровень притязаний).
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты рабочей программы в ДОУ согласуются с представленными во ФГОС ДО и ФОП ДО целевыми ориентирами.
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам):
- ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
- ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
- ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; - ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; - ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
- ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
- ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
- ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях; - ребёнок в играх отображает действия окружающих ("готовит обед", "ухаживает за больным" и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель ("Я буду лечить куклу").
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 4 годам):
- ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице;
- ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других детей;
- ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с определенными разрешениями и запретами ("можно", "нельзя"), демонстрирует стремление к положительным поступкам;
- ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со сверстниками;
- ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности;
- ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
- ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
- ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми; демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать предметы по этим характеристикам;
- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов;
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 5 годам):
- ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к его словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по примеру педагога проявляет сочувствие;
- ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит "спасибо" и "пожалуйста";
- ребёнок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению сверстников;
- ребёнок самостоятелен в самообслуживании;
- ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; отражает эти представления в играх;
- ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности;
- ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной; отличается высокой активностью и любознательностью;
- ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры, активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество в создании игровой обстановки;
- ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их "действия" в режиссерских играх.
Планируемые результаты в дошкольном возрасте (к 6 годам):
- ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;
- ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам, интересуется жизнью семьи и ДОО;
- ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на нравственные представления;
- ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям;
- ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире;
- ребёнок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;
- ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения образовательной программы (к концу дошкольного возраста):
- у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
- ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
- ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
- ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
- ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
- ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
- ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
- ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
- ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
- ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;
- ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
- у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
- ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
- ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
- ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
- ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
- ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
- ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
- ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
- ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
- ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
- ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
- ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
- ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
- ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
- ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
- ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
- ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
Содержание работы педагога-психолога ДОУ со всеми участниками образовательного процесса строится по основным направлениям деятельности:
- психологическая диагностика,
- психологическая коррекция и развитие,
- психологическое просвещение,
- психологическая профилактика,
- психологическое консультирование,
- организационно-методическая деятельность, экспертная деятельность.
Педагог-психолог осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Деятельность педагога-психолога ДОУ регламентирована профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утверждённым приказом Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514н. Данный приказ определяет основные направления работы (трудовые функции) педагога-психолога и их содержание.
2.1.1.Психологическая диагностика
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития познавательных процессов, личностных и межличностных образований возрастным ориентирами требованиям общества.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Основные методы психодиагностики – тестирование, наблюдение, беседа с применением проективных техник, приемов арт-терапии.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
- раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
- комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
- изучение уровня общего развития обучающегося (с учётом особенностей нозологической группы) возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающихся;
- изучение направленности детской одарённости;
- изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одарённости;
- мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в их развитии;
- выявление детей – мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;
- всестороннее психолого-пелагическое изучение личности ребёнка;
- выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.
№ п/п | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации | Отчётная документация |
1 | Наблюдение за детьми в период адаптации к детскому саду | Вновь прибывшие дети | Сентябрь В течение учебного года по мере поступления новых детей | Адаптационная карта. Отчёт по результатам адаптационного процесса. |
2 | Диагностика готовности детей к школе (методика Керна-Йерасика) | Дети подготовительной группы | 1-я, 2-я недели сентября 3-я, 4-я недели мая | Протокол на каждого ребёнка. Заключение на каждого ребёнка. |
3 | Диагностика эмоционального и личностного развития детей (изучение уровня тревожности, агрессивности, наличие страхов). | Дети всех возрастных групп | В течение учебного года (по запросам) | Протокол на каждого ребёнка. Заключение на каждого ребёнка. |
4 | Диагностика познавательного развития детей | Дети всех возрастных групп | В течение учебного года (по запросам) | Протокол на каждого ребёнка. Заключение на каждого ребёнка. |
5 | Анкетирование родителей вновь прибывших детей | Родители вновь прибывших детей | Сентябрь В течение учебного года по мере поступления новых детей | Отчёт по результатам анкетирования |
6 | Анкета по готовности к школе | Родители детей подготовительной группы | Отчёт по результатам анкетирования | |
7 | Диагностика межличностных отношений. | Дети средней группы | Сентябрь | Протокол на каждого ребёнка. Заключение на каждого ребёнка. |
8 |
Диагностическое сопровождение родителей дошкольников:
- Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (автор И.М. Марковская).
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (диагностика типа семейного воспитания и характера его нарушений, автор Э.Г. Эйдемиллер)
- Тест семейная социограмма Эйдемилира.
- Методика диагностики родительского отнощения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин)
- Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (изучение общих
особенностей воспитания, авторы Е.С. Шефер, Р.К. Белл)
Психодиагностическое обследование проводится:
- В течение всего учебного года по запросам участников образовательного процесса (педагогов, родителей).
- По завершению периода адаптации для вновь поступивших детей в ноябре-декабре проводится обследование детей на определение уровня адаптации к ДОУ (Лист адаптации).
- Диагностическое обследование уровня психологической готовности к обучению к школе проводится в подготовительных к школе группах в сентябре и мае.
2.1.2. Психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды
В рамках Психологической экспертизы комфортности и безопасности образовательной среды проводится анкетирование педагогического состава на предмет определения уровня удовлетворенности своим трудом, трудности, задачи и возможности воспитательной работы; анализ ресурсов школы.
№ п/п | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации | Отчётная документация |
1 | Участие в заседании психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ (ПМПк) | Педагог-психолог Члены консилиума | По плану работы ПМПк | Протокол ПМПк Представление на ребенка |
2 | Наблюдение за взаимодействием педагогов с детьми | Педагоги, дети | В течение учебного года (2 раза в месяц) | Карта наблюдения за взаимодействием педагогов с детьми. Заключение по результатам наблюдения. |
2.1.3. Психологическое консультирование
Психологическое консультирование - оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Задачи консультирования:
- разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов КРР с ребенком-дошкольником.
Психологические консультации проводятся со всеми участниками образовательного процесса. Предметом обсуждения служат результаты психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы. Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете индивидуально с соблюдением принципа конфиденциальности.
Направления психологического консультирования | ||||
Консультирование администрации, педагогов и других работников образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам. | Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. | Консультирование педагогов по вопросу выбора индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися. | Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками, их развития, в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приёмов коррекционно-развивающей работы с ребёнком | Консультирование администрации ДОУ, педагогов и родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития детей |
2.1.4. Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционная работа направлена на коррекцию нарушений развития различных категорий детей и оказание им помощи в усвоении образовательной программы по результатам диагностического обследования и Заключений ПМПк.
Коррекционно-развивающая работа проводится индивидуально и по подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных задач.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками организуется при согласии родителей (законных представителей).
При выраженных нарушениях в развитии по решению ПМПК на дошкольника составляется Индивидуальный образовательный маршрут.
Задачи КРР:
- выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями;
- организация, разработка и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации;
- коррекция и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;
- развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;
- коррекция и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;
- создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;
- создание насыщенной РППС для разных видов деятельности;
- формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры и идентичности, связанных со страной исхода (происхождения);
- оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;
- преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье во взаимодействии родителей (законных представителей) с детьми;
- помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) педагогом-психологом оказывается адресная психологическая помощь следующим целевым группам:
Нормотипичные дети | Оказание помощи и поддержки в осуществлении поиска и реализации ребенком новых способов сотрудничества с взрослыми, в которых возможно проявление сильных сторон детского «Я». Создание условия для проявления самостоятельности, преодоления психоэмоционального напряжения и адаптации к условиям ДОУ. Сопровождение кризисов 3 и 7 лет |
Одаренные дети | Определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития; - вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребенка; Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности; Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; Формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости; Организация предметно-развивающей, обогащённой образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную для развития различных видов способностей и одаренности. |
Частоболеющие дети | Создание условий для успешной социализации, оптимизации межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками Коррекция/развитие коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов. Снижение тревожности. -Помощь в разрешении поведенческих проблем. |
Дети билингва, дети мигрантов | Развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям; Формирование уверенного поведения и социальной успешности; коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия); Создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку. |
Дети с ОВЗ | Предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; Формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, не поддающихся коррекции, в том числе с использованием ассистивных технологий. Направления психологической коррекционно-развивающей деятельности согласно Заключению ПМПК. |
Дети и семьи в ТЖС | Совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребёнку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими. Способствование отреагированию негативных переживаний, связанных с травмой. Актуализация внутренних ресурсов самого ребёнка, помогающих перерабатывать травматические переживания и снизить риски, связанных с развитием посттравматической симптоматики |
Дети и семьи в СОП | Сопровождение процесса развития ребёнка (профилактика и коррекция отклонений в развитии ребёнка); -Проведение коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений. |
Дети группы риска | Коррекция /развитие социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы; Помощь в решение поведенческих проблем; Формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения; Развитие рефлексивных способностей; Совершенствование способов саморегуляции. |
Включение ребенка из любой целевой группы в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ПМПК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога/родителей (законных представителей).
2.1.5. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на повышение психологической компетенции педагогов и родителей.
Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений – обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации;
Проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучении и социализации
2.1.6. Психологическая профилактика
Одно из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога.
Цель психологической профилактики: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, обеспечить раскрытие его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических условий в образовательном учреждении.
Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и творческих способностей детей, игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитие эмоциональной сферы, мотивационной.
Работа, направленная на профилактику «эмоционального выгорания», создание в ДОУ благоприятного психологического климата, на профилактику и своевременное разрешение конфликтов, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессионального и личностного роста реализуется посредством проведения индивидуальных консультаций, выступлениях на педагогических часах, тренингах.
С целью профилактики дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирование доброжелательных доверительных бесконфликтных отношений с ребенком и формирование полноценной личности ребенка, проводятся индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания на данную тематику.
№ п/п | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации | Отчётная документация |
1 | Выступление на родительских собраниях | Родители всех возрастных групп | В течение учебного года (проводится по плану работы воспитателей) | Конспект выступления. |
2 | Выпуск журнала «Психолог и Я» | Родители старшей возрастной группы | 1 раз в месяц | Журнал «Психолог и Я» |
3 | Публикация рекомендаций на сайте дошкольного учреждения в разделе «Советы педагога-психолога» | Родители всех возрастных групп | 1 раз в месяц | |
4 | Стендовая информация «Темперамент - основа поведения ребёнка» | Родители всех возрастных групп | Октябрь | Стендовая информация |
5 | «Паталогические привычки у ребёнка. Как вести себя родителям?» | Родители всех возрастных групп | Январь | Стендовая информация |
6 | «Детская ложь. Как быть родителям?» | Родители всех возрастных групп | Апрель | Стендовая информация |
7 | Памятки для родителей «Как научить ребёнка выражать свои эмоции?» | Родители всех возрастных групп | Декабрь | Памятка |
8 | Памятка для родителей «Запреты и наказания» | Родители всех возрастных групп | Февраль | Памятка |
2.1.7 Организационно-методическая работа
№ п/п | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации | Отчётная документация |
1 | Аналитический отчёт по результатам учебного года. | Педагог-психолог | Май | Аналитический отчёт |
2 | Посещение семинаров, мастер-классов, тренингов | Педагог-психолог | В течение учебного года (по плану работы методического центра) | Программа мероприятия |
3 | Подготовка к коррекционно-развивающим занятиям, тренингами, семинарам, мастер-классам | Педагог-психолог | В течение учебного года | Конспекты мероприятий |
4 | Разработка рабочих программ, индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов), программ индивидуального сопровождения и т.д. | Педагог-психолог | В течение учебного года | Разработанная документация |
5 | Оформление кабинета, пополнение предметно-развивающей среды | Педагог-психолог | В течение учебного года | Паспорт кабинета педагога-психолога |
6 | Изучение профессиональной литературы | Педагог-психолог | В течение учебного года | |
7 | Обработка результатов диагностик, заполнение протоколов, написание заключений, отчётов, подборка диагностического инструментария и т.д. | Педагог-психолог | В течение учебного года | |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Психолого-педагогический консилиум (ППк) организуется и функционирует в ДОУ на основании соответствующего Положения, которое разрабатывается, принимается педагогическим советом учреждения и утверждается директором.
Цель ППк состоит в выявлении трудностей у воспитанников ДОУ, определении особых образовательных потребностей для реализации образовательной программы и проведения коррекционно-образовательной работы с детьми.
В рамках ППк педагог-психолог:
- Осуществляет консультирование родителей и педагогов по вопросам оказания помощи детям в рамках ППк;
- Проводит углубленную диагностику развития ребёнка;
- Отслеживает результаты коррекционно-развивающей работы;
- Участвует в разработке индивидуальной образовательной траектории (маршрута);
- Проводит коррекционно-развивающие занятия по рекомендациям ППк.
В сентября и в мае специалисты ППк, в том числе педагог-психолог проводят комплексное всестороннее обследование детей с целью выявления детей с особыми образовательными потребностями.
После этого проводится заседание консилиума и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. На каждого дошкольника готовится пакет документов и характеристики с результатами обследования. После прохождения ребенком ТПМПК выдается протокол Заседания с рекомендациями по созданию для воспитанника специальных образовательных условий, тип группы и/или индивидуального образовательного маршрута и /или адаптированную образовательную программу.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Помещение педагога-психолога размещено на втором этаже и разделено на 3 зоны:
- Консультационная зона
- Зона для коррекционно-развивающих занятий с детьми
- Рабочая зона
В консультационной зоне находится:
- письменный стол;
- стулья взрослые;
В зоне коррекционно-развивающих занятий находится:
- столы детские для индивидуального обследования и проведения групповых занятий;
- стулья детские.
В рабочей зоне находится:
- компьютер;
- принтер;
- стеллаж для игрушек и методической литературы и документации
- методический материал для проведения диагностики.
3. 2. Развивающая предметно-пространственная среда
Игрушки и игры для кабинета педагога-психолога подобранны с учетом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы:
№ п/п | Наименование развивающих игр и игрушек | Количество шт. |
1. | Картинки половинки | 1 |
2. | Дидактическая игра «Эмоции» | 1 |
3. | «Волшебный мешочек» | 1 |
4. | Деревянные кубики для счета в ведерке | 1 |
5. | «Найди лишнее» | 1 |
6. | «Найди контур» | 1 |
7. | Мозаика «Цвет, форма, счет» | 1 |
8. | Шнуровки | 1 |
9. | Набор из кубиков деревянных (16 шт.) | 1 |
10. | Танграмм | 1 |
11. | Набор карточек с заданиями к танграмм | 1 |
12. | Дидактическая игра «Последовательность действий | 1 |
13. | Пирамида кольцевая | 1 |
14 | Книга с окошками «Цвета» | 1 |
15. | Книга с окошками «Формы» | 1 |
3.3. Методическое оснащение программы по направлениям работы педагога-психолога
Психологическая диагностика
1.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. Владос-Пресс,2003.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Питер, 2004.
3.Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских образовательных учреждений. Генезис, 2008.
4.Стребелева Е.С.. Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Просвещение, 2005.
5. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе. Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. Вента-Граф, 2001.
6. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.Нейропсихологическая диагностика дошкольного возраста. Питер, 2008.
7. ВераксаН.Е. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мозаика- Синтез, 2008.
Психологическая коррекция
1.Прихожан А.М.Психология тревожности дошкольный и школьный возраст. Питер, 2009
2. Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет. Аркти, 2017
3. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г.Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых различий). УЦ «Перспектива», 2009
4. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. Речь, 2007
5.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, 2Издательство ГНОМ и Д»,2005
6.Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение,1990
7.МардерЛ. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Генезис,2008
8.Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. Речь,2008
9.Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско-родительских отношений через сказку, игру, рисунок. Речь, 2011
Психологическое консультирование
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? АСТ,2001
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? АСТ, 2008
3. Гиппенрейтер Ю.Б.Родителям: как быть с ребенком. АСТ, 2011
4.Пол Коулмен. Как сказать ребенку о…Как помочь вашему ребенку решить проблемы, утешить его и развить в нем хорошие качества. Институт Психотерапии, 2002
5.Акимова Галина. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. Весь, 2001.
6.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 207 лет/авт.-сост. Шишова Е.В. Учитель,2011.
Психологическое просвещение и профилактика
1.Практическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной. Сфера,1997.
2.Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога.Феникс,2004.
3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н.Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Пособие для педагогов дошкольных учрежденрий.Мозаика-Синтез,2006.
4.Степанов С.С.Азбука детской психологии.Сфера,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...