Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Разработал:
воспитатель – Портнова Ж. Н.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они с ним говорят, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка и дальнейшем обучении в школе.
В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас.
Между тем, чтобы новые слова не остались в пассивном словаре ребенка, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть понятым и получить ответ, делает речь дошкольника связной и полной.
Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, как максимум, и рассказывать стихотворение, как минимум. А речевое развитие включает в себя четыре раздела:
- Звукопроизношение;
- Словарь
- Грамматический строй речи
- Связная речь
Работая над развитием речи дошкольников ставлю перед собой цель:
Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого решаю следующие задачи:
- Создать в группе развивающую среду;
- Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;
- Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
- Развивать мелкую моторику рук.
Считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группе созданы все условия для развития речи детей:
«Речевой уголок»
В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры.
«Театральный уголок»
Участвуя в спектакле, дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика.
«Сюжетно –ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Развивается диалогическая речь.
«Книжный уголок»
Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать.
Использую различные методы и формы:
- Методы речевого общения
- Наглядный
- Практический
- Словесный
- Формы работы с детьми
- Непосредственно – образовательная деятельность
- Составление описательных рассказов
Решаю задачи из всех разделов программы: развиваю навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаю реализовать возможности речевого развития.
Развитие связной речи посредством художественной литературы.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. Художественная литература служит действенным способом, нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.
Художественное творчество и развитие речи
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
Развитие речевого общения через игровую деятельность
Через игру побуждаю детей к общению друг с другом.
Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
- формированию грамматического строя языка и т. д.
Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Развитие речи на прогулке
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Подвижные игры в речевом развитии
Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.
Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Работа с родителями
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. Использую различные формы работы с родителями: индивидуальная, групповая (беседа, консультации и рекомендации);
- Информационно-практическая работа: тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, неделя открытых дверей, групповые открытые занятия с участием родителей и библиотека для родителей;
- Информационно-аналитическаяработа: анкетирование и опросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....
«Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....
Папка - передвижка «Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Консультация для родителей и педагогов. Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности. ...
«Развитие речи и культуры речевого общения у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности».
познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе ...
Мастер класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» 2022г
laquo;«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возрастапосредством разных видов деятельности»»...
Выступление на педагогическом совете (из опыта) «Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....
Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого реб...