УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
статья

Ольга Сергеевна Маряхина

В статье раскрывается содержание и особенности управленческого аспекта физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. В данной статье рассмотрено понятие «физическое воспитание», представлены четыре основные функции управления процессом физического воспитания, а так же раскрыты основные стороны управления физическим процессом развития и воспитания старших дошкольников.

Ключевые слова: физическое воспитание; функции управления; стороны управления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._maryahina_o.s._statya.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

О.С. Маряхина

В статье раскрывается содержание и особенности управленческого аспекта физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. В данной статье рассмотрено понятие «физическое воспитание», представлены четыре основные функции управления процессом физического воспитания, а так же раскрыты основные стороны управления физическим процессом развития и воспитания старших дошкольников.

Ключевые слова: физическое воспитание; функции управления; стороны управления.

В современном мире проблема обеспечения на должном уровне физического воспитания детей дошкольного возраста является наиболее актуальной, так как оно служит одним из основных факторов становления активной позиции в жизни, способом совершенствования человеческих ресурсов для выполнения социальных обязанностей перед государством. Основная цель образования в современных условиях - создание материальных, духовных, организационных условий для формирования целостного комплекса социально-ценностных качеств, установок, убеждений, обеспечивающих успешное развитие каждого человека.

В педагогике понятие "воспитание" рассматривается как целенаправленное и системное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (2).

Большой теоретический и практический вклад в изучение физического воспитания детей дошкольного возраста внесли А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева, М.С. Горбатова, E.И. Вaвилoвa, В.И. Росляков, Ю.Ф. Змановский, Н.Н. Кожухова, Т.И. Осокина, Е.П. Ильин и др. Ученые отмечают, что дошкольный возраст чрезвычайно важен, ведь именно в этот период начинают закладываться основы здоровья, развиваться жизненные навыки, формируются нравственные качества и черты характера. Так, по мнению Степаненковой Э.Я., «цель физического воспитания детей дошкольного возраста - создать здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармоничного и творчески развитого ребенка» (1, с. 15).

Система физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста представляет собой сложный организованный педагогический процесс, который будет эффективен при условии построения в виде управляемой системы.

В педагогическом менеджменте традиционно выделяют 4 функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Связывает эти функции во едино процессы принятия решений и коммуникации. Для эффективной работы по физическому воспитанию дошкольников, необходимо грамотно организовать процесс физического воспитания на каждом этапе управления посредством реализации управленческих функций.

Изучая функции управления, можно заметить, что в настоящее время существуют различные подходы к его составлению. Так, в работах В. Г. Афанасьева, А. И. Китова, Ю. А. Конаржевского, Б. Ф. Ломова, P. X. Шакурова, В. А. Якунина и других выделяются следующие функции управления: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция) (3). При изучении функционального состава менеджмента на основе интеграции процессного и ситуационного подходов можно выделить такие функции управления, как: постановку цели, коммуникацию, стимулирование, которые не выделены в классическом определении функционального состава (3).

Управление физическим воспитанием в дошкольном образовательном учреждении предусматривает комплексное использование следующих факторов системы: цели, задач, закономерностей, принципов, форм, инструментов, методов, планирования, контроля, учета и т.д. С одной стороны, это определяет чрезвычайную сложность управления процессом физического развития и воспитания, а с другой - его большую эффективность в случае принятия оптимальных решений (4).

Среди основных сторон управления процессом физического развития и воспитания следует отметить следующие:

  • подчинение дидактическим принципам физического воспитания (сознание и активность, доступность и индивидуализация, систематичность, основательность, наглядность);
  • определение более конкретных задач воспитания и обучения (повышение результатов одного или нескольких контрольных упражнений из программного материала, определение оздоровительных, образовательных, учебных задач по физическому воспитанию, набор уроков и т. д.);
  • определение индивидуальных особенностей и возможностей занимающихся оценкой состояния здоровья, наличием допуска к занятиям физкультурой, антропометрическим обследованием, функциональной диагностикой, контрольно-педагогическими тестами (тестами), темпом увеличения базовых показателей;
  • выбор средств, методов и размеров нагрузок, включая изменение размеров нагрузок в зависимости от поставленных задач;
  • Коррекция процесса физического воспитания детей дошкольного возраста (внесение изменений по результатам педагогического, медико-биологического контроля, системы мероприятий, обеспечивающих проверку планируемых показателей физического воспитания для оценки используемых средств, методов и нагрузок) (5).

Проведенный анализ позволил выделить следующие функции управления процессом физического развития и воспитания старшего дошкольного возраста:

  • информационно-аналитическая функция предполагает анализ ситуации и определение приоритетных направлений деятельности;
  • мотивационно-целевая функция предполагает определение мотивов для эффективной реализации программы для всех участников образовательного процесса;
  • планово-прогностическая предполагает разработку содержания программы, создание условий; распределение ролевых функций участников(администрация ДОУ, педагог физического воспитания, мед. работник, воспитатели, дети, родители); определение критериев и оценка результатов физического развития и воспитания;
  • организационно-исполнительская функция управления предполагает определение и реализацию содержания, форм, инструментов и методов, наиболее подходящих для физического развития и воспитания детей дошкольного возраста;
  • контрольно-диагностическая функция предполагает предоставление обратной связи на основании проведения диагностики параметров, используемых для оценки результатов физического развития и воспитания старших дошкольников;
  • регулятивно-коррекционная функция включает выявление несоответствий результатов текущей диагностики параметров теста запланированным (или предыдущим) результатам; выявление ограничивающих (сдерживающих) факторов в системе физического воспитания детей и выяснение их причин; определение путей устранения причин или способов их преодоления; проверка корректирующих действий в реальном образовательном процессе.

Таким образом, можно выделить следующие функции управления процессом физического развития и воспитания старших дошкольников: информационно-аналитическая; мотивационно-целевая; планово-прогностическая; организационно-исполнительская; контрольно-диагностическая; регулятивно-коррекционная. Каждая из перечисленных функций управления работаем по повышение качества физического воспитания в целом, так как выполняет определенный круг задач и подразумевает качественное выполнение определяемых действий участниками образовательного процесса. В то же время все выделенные функции управления взаимосвязаны и представляют значимые функциональные элементы целостной системы управления процессом физического воспитания дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания дошкольников: учебное пособие для вузов / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 350 с. –(Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11218-4. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/495667/
  2. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: схемы и таблицы [Текст] / Н.Н. Кожухова, В.И. Козлова. – М.: Владос – 2016. – 192 с.  
  3. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 413 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12706-5. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://biblio-online.ru/bcode/448144/ 
  4. Медведев, С.Р. Разработка и применение системы комплексного контроля за двигательной подготовленностью шестилеток в процессе физического воспитания [Текст] // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: материалы. междунар. науч.-практической конф. – Омск: СибГАФК, 1998. – С. 6-8.
  5. Колесникова, Н.Н., Колесникова, Ю.Н. Педагогический контроль как составляющая управления процессом физического воспитания дошкольников [Текст] // В сборнике: Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта. Сборник статей и тезисов международной научно-практической конференции. редактор-составитель А.Г. Поливаев. – 2013. – С. 37-41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Статья из опыта работы для детей старшего дошкольного возраста.Хочу поделиться своим опытом работы с инструкторами физической культуры. Надеюсь ,материал будет полезен....

консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Методическая копилка педагога: сборник методических статей - Вып.23 АНО ДПО "Институт современного образования" 2022 - 52с....