«Аспекты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul._dlya_vospitat._aspekty_ek.vosp_.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Аспекты экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь направит.
М. Саади
Цель экологического воспитания: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи:
- Формирование представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её
- Формирование навыков культуры поведения в природе
- Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе
- Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными
- Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с природой
Человек – разумная часть живой природы, и именно ему необходимо проявлять заботу о ней: сохранять и приумножать её богатства, заботиться о флоре и фауне.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед воспитателем встаёт задача формирования у детей основ культуры разумного использования природы.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Экологическое воспитание в детском саду – это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Используя определённые образовательные приёмы в повседневной жизни и на занятиях, воспитатель способен сформировать у детей сознательное отношение к окружающей среде, развить у них чувства бережного отношения к природе, беспокойства за её состояние.
Для развития познавательной активности детей, формирования навыков исследовательской деятельности, развития их интеллекта и представления об окружающей природе в группе можно создать мини-лабораторию. В ней маленькие «учёные» могут проводить опыты, эксперименты, наблюдения над разными природными материалами. На подоконниках в группе можно оборудовать мини-огород, где можно выращивать лук, укроп, подсолнух и другие растения.
В экологических уголках также можно организовать библиотеку, в которой собирают разнообразные книги, энциклопедии для детей, дидактические экологические игры. Кроме этого для экологического воспитания детей целесообразно использовать в работе CD диски с голосами разных животных и птиц, DVD диски с фильмами и мультфильмами о животных, птицах, растениях и пр.
Для экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо организовать на улице правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, приобщению детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, наметить экологическую тропу, выделить уголок «Зелёной аптеки».
Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Формы экологического воспитания: - Занятия
- Походы и экскурсии
- Экологические праздники и досуги
- Ознакомление детей с природой в повседневной жизни
- Элементарная поисковая деятельность детей
Методы экологического воспитания:
- Наблюдения - Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми
- Ознакомление детей с природой в играх
- Несложные опыты и экспериментирование
- Моделирование
- Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
- Использование художественной природоведческой литературы
- Беседа как метод ознакомления детей с природой
Формы экологического воспитания:
1. Занятия.
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Со старшими дошкольниками можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин- этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений.
Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.
2. Походы и экскурсии.
Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические.
Походы нужно организовывать в разные сезоны, что позволяет наблюдать неодинаковое состояние растений и периоды их развития.
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения.
Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Экскурсии как форма занятий проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. По содержанию они делятся на два вида: природоведческие экскурсии - в парк, лес, на реку- и экскурсии на сельскохозяйственные объекты- в поле, на огород, на птицеферму.
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем чтобы показать детям сезонные изменения в природе.
3. Экологические праздники и досуги.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д.
Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы.
В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой.
В уголке природы дети имеют возможность хорошо рассматривать растения и животных, наблюдать за ними длительное время; они овладевают трудовыми навыками, учатся заботиться о своих питомцах.
Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2-3 человек вводятся со старшей группы.
5. Элементарная поисковая деятельность детей.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира.
Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на природоведческих занятиях или в разнообразной деятельности, связанной с природой (труд, наблюдения, игры).
Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале - простые, содержащие однозвенные связи, затем - более сложные, содержащие цепочки связей.
В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.
Методы экологического воспитания.
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
1. Наблюдение
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
2. Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми
Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.
Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон).
В старшем дошкольном возрасте рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года и т. д.
Художественные картины - пейзажи, натюрморты - необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.
3. Ознакомление детей с природой в играх
В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.
Игры с готовым содержанием и правилами:
Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Творческие игры природоведческого содержания. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.
В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года.
4. Несложные опыты и экспериментирование
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.
5. Моделирование
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируется обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
6. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах.
Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства.
В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляющие их размышлять, делать выводы.
Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.
7. Использование художественной природоведческой литературы
Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
В средней и старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их.
Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.
Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой.
После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы – помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
8. Беседа как метод ознакомления детей с природой
Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:
для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.
Задачей воспитателя в руководстве беседы является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.
Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.
9. Труд детей в природе
Труд в природе расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями.
Родители должны понимать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.
Именно поэтому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, следует привлечь родителей к данной проблеме.
Формы работы с родителями.
- Анкетирование, проведение опросов.
- Совместные досуги, праздники, викторины.
- Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах-конкурсах.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания, консультации.
- Экологические стенды.
- Дискуссии, семинары-практикумы, обмен опытами между родителями.
- Информационные проспекты для родителей.
- Организация дней открытых дверей.
- Выпуск газет, фото газет, экологических альбомов, плакатов, консультаций, папок-передвижек.
- Экологические акции.
Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчётливых знаний об окружающем мире.
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
Ну, а самое главное в экологическом воспитании – личная убеждённость воспитателя, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.
Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»
Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...
Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Методическая копилка педагога: сборник методических статей - Вып.23 АНО ДПО "Институт современного образования" 2022 - 52с....
Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...